Как выйти из стресса после дтп. Как пережить стресс после аварии

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию - водителям и пассажирам авто

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

— Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.

Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…

И уже за руль нового автомобиля.

Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:
— Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель»...

Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся...

Андрей, водитель «тойоты»:
— Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.

И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.

Катя, 25 лет:
— Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу... Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить... Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться... Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

Лариса Пономаренко, пешеход:
— Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

Подготовила ТАТЬЯНА ЛОРОВА

Ниже я перечисляю некоторые, самые характерные и часто встречающиеся последствия психологической травмы.

  1. Травматический опыт не выходит из головы. Беспокойные мысли и образы, преследуют человека. Например, после ДТП человек жалуется на то, каждый раз, когда он закрывает глаза, перед ним предстает момент удара. Бывает, что травматический опыт напоминает о себе в завуалированном виде, когда человеку снится один и тот же кошмарный сон, который символически отражает травматический опыт.
  2. Человек боится того, что травматический опыт может повториться. Это может быть как осознанный страх, так и неосознанный. Например, тот же человек после ДТП может бояться снова садиться за руль – это пример осознанного страха. Или, например, человек испытывает сильное беспокойство в местах скопления людей, но он не может сознательно связать это беспокойство с травматическим опытом. Бывает, что воспоминания о травматическом опыте заблокированы в глубинах памяти, и человек не имеет к нему сознательного доступа и лишь имеет дело с его последствиями. Так возникают специфические фобии. Например, человек может панически бояться собак, но при этом он не может вспомнить ни одно травмирующего инцидента с их участием.
  3. Чувство беспомощности, бессилия, пессимизм, преувеличенное ожидание негативного исхода в любой ситуации – тоже является характерным последствием травмы.
  4. Потеря эмоциональности (эмоциональная замороженность), неспособность испытывать положительные эмоции, неспособность радоваться жизни – обычно такое состояние свидетельствует о хронической травме, или травме развития.
  5. Потеря физических ощущений тела, онемение, ступор или замирание в стрессовых ситуациях, наблюдение тела со стороны, дереализация, деперсонализация – это, как правило, последствия шоковой травмы, травмы, которая вызвана угрозой жизни и сопровождается сильным страхом.
  6. Ярко выраженная мнительность, чувствительность, ранимость в характере, высокая утомляемость, низкая стрессоустойчивость – это тоже частые последствия травмы, чаще хронической.
  7. И еще она очень важная особенность травмы. Последствия травмы не проходят со временем, время не лечит травму. Если боль от утраты близкого человека, которая произошла 15 лет назад, чувствуется так, как будто это было вчера – это верный признак травмы.

Самое важное, что нужно знать о травме – ее последствия можно преодолеть. Она не проходит сама собой. Но если над ней работать, можно полностью восстановить свое душевное здоровье и снова жить полной жизнью.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Комментарии

Я очень много работаю с последствиями психологических травм

Адаптация водителей после ДТП

а в поле ‘пароль’ - кодовое слово полученное

у администратора учебного центра Центральной

автошколы и нажмите ‘Войти’.

и пароль будет отправлена Вам на почту.

Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

  1. Отвлечение внимания;
  2. Недооценка опасности;
  3. Боязливость и опасные привычки;
  4. Ошибки в прогнозе.

Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

Директор Центральной автошколы «Безопасность»,

Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Урок по психологии "Жизнь после аварии!"

Урок по психологии для учащихся среднего и старшего звена школы.

Цель: познакомить учащихся с причинами ДТП (дорожно транспортными происшествиями); дать психологическое описание посттравматического состояния и познакомить с основными способами борьбы со стрессом.

Современный человек постоянно живёт на грани стресса – сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все – взрослые и дети, нищие и олигархи, политики и рядовые труженики. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!“ Термин „стресс“ стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Сев впервые за руль автомобиля. Вам, наверное, кажется, что вождению научиться невозможно. Затем, пройдет время, и Вы научитесь, одной рукой держась за руль, слушая при этом радио болтать с сидящим рядом соседом. Бесспорно, что большинство людей, как правило, не попадают в ДТП ни как пешеходы, ни как водители. Но бывают случаи, когда ДТП становиться неизбежным и тогда, это тяжелое физическое и морально-психологическое испытание для человека.

Дорожная авария, безусловно, сопровождается душевной травмой, приводящей к негативным последствиям. Какой бы интенсивности она ни была, нарушено чувство безопасности и может развиться болезненное состояние – состояние стресса или посттравматический синдром.

Существует несколько критериев оценки наличия травмы: отрицание происшедшего, угнетение жизненной активности, дезорганизация деятельности, ярко выраженные страх, тревога, плач, обвинение. Постепенно эмоции сменяются реакцией критики самого себя, болезненным осознанием неотвратимости происшедшего и самобичеванием. Это состояние иногда называют “Черной дырой”, и это тяжелая ноша, которую носит в своем сердце и мыслях человек.

Стресс – это жизнь, которая позволяет человеку полноценно функционировать и развиваться. Однако в зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным.

  1. Если Вы или Ваши близкие попали в стрессовую ситуацию, прежде всего, обратитесь в медицинское учреждение для обследования.
  2. И главное! Будьте внимательны и чутки. Если с вашим близким человеком случилась беда, будьте рядом, поддержите его в трудную минуту.
  3. Вы можете оценить, каким человек был до происшествия, и каков он сейчас. Не оставляйте без внимания происходящие изменения. Для человека попавшего в стрессовое состояние очень трудно относиться критично к своему состоянию. Ваша забота и Ваше внимание помогут вовремя прибегнуть к профессиональной помощи. Ведь, чем раньше оказана помощь, тем меньше времени потребуется на психологическую реабилитацию.

Автомобильный транспорт – самый опасный транспорт. Именно на его долю приходится львиная доля транспортных потерь. Наиболее вероятна гибель водителя либо пассажиров в результате дорожно-транспортного происшествия, в меньшей степени при захвате машины злоумышленниками и пожаре.

1-й УЧЕНИК: Статистика ГИБДД утверждает, что главными причинами аварий на дорогах являются:

1. Нарушение правил дорожного движения. Это понятно: никто никому у нас дороги не уступает, перед знаками, когда поблизости нет милиционера, не стоит, а, напротив, как можно быстрее проскакивает, желтый цвет светофора истолковывает как уже почти зеленый и пр.

  • Как же при такой дорожной дисциплине уберечься от ДТП?
  • И что здесь оригинального посоветовать водителям?

– Советую не нарушать. По крайней мере, хотя бы тогда, когда вы едете не один. Сын за лихачества отца не ответчик. Равно как дочь, жена, родственники или просто знакомые. С этим даже жестокосердный генералиссимус формально соглашался. Не берите грех на душу.

Пример: А вдруг вы уцелеете, и тогда вам придется присутствовать на похоронах, непосредственным виновником которых вы явились. Я знал историю об одном таком отце, который, нарушив пустячное правило, угробил все свое семейство. А сам выжил? Но умер сразу после похорон. Добровольно.

И какой русский не любит быстрой езды? Только тот, у кого в личном владении "Москвич" шестидесятого года выпуска.

– Как с этим можно бороться? Увещеваниями? Призывами? Не поможет.

Разве только так, как в Европе, – неотвратимостью наказания. Скажем, мчитесь вы ранним утром по пустому, как лунная поверхность, шоссе со скоростью, на пять км/час превышающей разрешенную. Ни полицейских вокруг, ни других машин. Вообще никого нет! Тишь да гладь. Приезжаете куда надо, а через неделю получаете квитанцию с выписанным по всем правилам штрафом. Оказывается, на ограничительном знаке был присобачен измеритель скорости с присоединенным к нему фотоаппаратом, который фиксирует номерные знаки проштрафившихся машин. И, будьте любезны, в кассу! И идут, и несут законопослушные немцы свои кровные марочки. Чтобы права не потерять.

– Действенно? Оттого и ездят наши западные соседи даже на стерильно пустом шоссе строго с разрешенной скоростью. Потому что не знают, на каком придорожном столбе тот автоматический доносчик притаился.

МОГУТ быть примеры детей:

  1. Из других способов усмирения шоферской прыти, по крайней мере, внутри городских кварталов, нашим властям можно было бы позаимствовать дороги с искусственно сооруженными горками, на которых быстрее 60 км/час не разгонишься, нарисованные на асфальте "елочки", от которых у водителей в глазах рябит, картонные, впрочем, очень похожие на оригиналы манекены постовых и тому подобные западные изобретения.
  2. Жильцам домов, озабоченным превышением скорости машин на участке, где дорогу переходят их дети, я рекомендовала бы не орать нехорошие слова вдогонку проходящим машинам, а написать коллективную "телегу" в районную ГИБДД с просьбой установить в этом месте ограничительные знаки. Или даже светофор. И записать пару номеров машин, которые эти знаки игнорируют.
  3. Женам водителей лихачей, сидящим на пассажирском сиденье, я советовала бы ограничивать их спортивный пыл. Чтобы не подставлять под удар себя и в первую очередь своих детей. Потому что если погибнут одновременно и муж, и жена, то дети отправятся жить в детский дом!
  4. Водителям лихачам мне сказать нечего. Кроме одного: лучше медленно ехать на машине, чем неподвижно лежать в гробу. Или "париться на нарах", совершив наезд на пешехода.

3. Следующая из причин ДТП – управление автомобилем в нетрезвом виде. Здесь без комментариев. С этим злом наш народ бороться не научился. Это проблема не автомобильная.

4. Плохие дороги. Здесь тоже без комментариев. От плохих дорог мы не избавимся, пока не разрешим вторую, чисто русскую беду. Я о тех, кто выделяет средства на ремонт содержание этих дорог.

5. Неисправности машин. Если детализировать, то более всего аварий случается из-за неисправных тормозов, далее следует рулевое управление и замыкают тройку лидеров колеса и шины. Выпустить или не выпустить неисправную машину на дорогу зависит от технических комиссий ГИБДД, от самого автовладельца и от его ближних родственников. Им этот вопрос и решать в зависимости от того, насколько им дорога их и чужая жизнь.

6. Прочие причины аварий, такие, как столкновение с животными, попадание в машину молний, метеоритов и отработанных ступеней ракет, крайне маловероятны и в официальной статистике Госавтоинспекции не отражены.

Но есть еще очень красноречивые цифры, полученные в результате деления всего числа аварий на их причину. Так вот, состояние дорог и плохая погода "виновны" в 4% аварий. Плохие автомобили в 11%. А остальные 85% на совести водителей!

То есть из этого следует, что самое опасное явление на дороге – это человек за рулем.

2-й УЧЕНИК: Предупрежден – значит вооружен. Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил.

Эти известные истины прекрасно относятся и к вождению автомобиля. Основные причины аварий всегда одни и те же и статистика по ним известна. Хоть знание этих причин и не гарантирует вам безопасное вождение, но позволит быть готовым к похожим ситуациям и принять правильное решение в случае их возникновения.

Основная масса ДТП происходит в часы пик, в праздники, в конце недели, когда все стремятся за город. Соответственно если есть возможность воздержаться от выезда на трассу в это время – лучше так и поступить, поскольку вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие возрастает.

85% всех ДТП происходят из-за водителя и его физического и психологического состояния, поэтому перед поездкой рекомендуется хорошо отдохнуть. Из оставшихся 15% всего 11 приходятся на происшествия из-за неисправности автомобиля, и всего лишь в 4% ДТП виноваты погодные условия или состояние дороги.

3-й УЧЕНИК: При травматическом стрессе выделяют три группы проявлений психологической травмы. Это:

  1. Повторные переживания. Прошлое не отпускает, неотступно возвращаются картины аварии, постоянные мысли о том, “что было”. Повторяющиеся кошмарные сны. Эти “непрошеные” воспоминания могут длиться от нескольких секунд или минут до нескольких часов.
  2. Избегание. Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, старается не попадать в ситуации, которые могли бы напомнить или вызвать эти воспоминания. Он упорно избегает мыслей и разговоров об аварии. Вырастает отчуждение от друзей и близких – “им меня не понять”. Возникает депрессия. Человек начинает чувствовать себя никчемным и отвергнутым. У него развивается неуверенность в себе. Отчаяние, отсутствие смысла жизни, апатия – вот то, что испытывает человек. Часто появляется чувство вины, “Я виноват в том, что не сделал: не спас, не помог, не предугадал”. Нередко возрастает агрессивность, нередко направленная на себя.
  3. Повышенная активность. Она проявляется в трудностях засыпания, повышенной раздражительности, взрывных реакциях. Необоснованном и повышенном контроле за происходящим вокруг. Переживаемые в таких ситуациях чувства (тревога, беспомощность, стыд, печаль, гнев) отрицательно влияют на человека, делая его уязвимым.

ПСИХОЛОГ: Стресс – сам по себе не зло и не болезнь (хотя в своих крайних проявлениях может привести к ним), подобно тому, как высокая температура является лишь следствием какого-либо воспалительного процесса и сигналом того, что организм с ним борется. Стресс следует расценивать как важнейший адаптационный механизм, позволяющий живому существу, попавшему в неблагоприятные условия, сконцентрироваться, напрячь все свои силы и найти оптимальный выход из затруднительной ситуации. Без него первое же препятствие стало бы для организма гибельным. Более того, ни одно существо, будь то муравей, птичка или слон, не обходится без стресса. Его испытывает дерево, выросшее в расселине скалы, и лань, бегущая от хищника, ребёнок, на мгновение потерявший маму из вида, и целая страна в лихую годину. Каждый день мы подвергаемся воздействию мелких стрессов, заставляющих нас поминутно решать житейские проблемы. Опоздал на работу, огрызнулся начальник, сын схватил двойку, сломался каблук, даже неожиданный дождь может в отсутствие зонтика обернуться стрессом. И так изо дня в день „закаляется сталь“ нашего характера, мы учимся спокойнее реагировать на мелочи, трезво оценивать возникающие проблемы и планомерно их решать, строить взаимоотношения с людьми и в конечном счёте сохранять своё внутреннее пространство.

Нередко люди не только не пытаются избежать стресса, но и сами кидаются ему навстречу в поисках новых впечатлений и ощущений, живут на грани, хмелея от бурления адреналина в крови – штурмуют горы и спускаются в морские глубины, пускаются в опасные авантюры и играют в азартные игры. Кстати, пристрастие многих к фильмам ужасов и боевикам – не что иное, как тяга к безопасному стрессу: страсти кипят, но только на экране. Таким образом, стресс зачастую превращается в потребность.

Если вдуматься, каждый прожитый нами день – это череда мелких стрессовых ситуаций; некоторые из них не лишены приятности, другие проходят почти незамеченными, третьи оставляют неприятный осадок. Опыт преодоления неприятностей позволяет сделать простой, но важный вывод: безвыходных ситуаций практически не бывает, жизнь всегда оставляет возможность справиться с неприятностями – надо только найти её. Как бы то ни было, наше существование складывается из мелких и больших затруднений. И силы накапливаются по мере того, как мы находим пути их преодоления. А если вдруг у вас нет стресса – значит, вы умерли.

Основные способы борьбы со стрессом

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

Несколько способов, с помощью, которых можно существенно повлиять на свое душевное состояние в лучшую сторону:

  1. Вспомните о хорошем.
  2. Дайте отдых мозгу. "Дать маленький отдых голове – это очень хороший способ устранить стресс или справиться с ним", – говорит д-р Роналд Натан. "Представьте себя лежащим на теплом песке на пляже, прохладный ветер дует с океана, волны спокойно плещутся о берег. Поразительно, как это может вас расслабить".
  3. Самовнушение. "У вас должен быть наготове список предложений, которые вы можете повторять, когда чувствуете себя подавленным. Они не должны быть сложными. Поможет простое повторение самому себе: "Я могу с этим справиться" или "Я знаю об этом больше, чем кто-либо здесь". Это отвлечет вас от животного рефлекса на стресс – частого дыхания, холодных рук – и переключит на разумную ответную реакцию. Разум – это та ваша часть, которая действительно может справиться со стрессом. Результат? Вы успокаиваетесь.
  4. Считайте до десяти. Простой отказ немедленно реагировать на проблему может помочь избежать стрессового состояния». Что вам дает такая пауза – так это чувство контроля. Контролировать себя – значит быть менее подверженным стрессу, чем в неконтролируемом состоянии. Возьмите себе за правило быстро расслабляться во время этой паузы.
  5. Отвлекитесь. Если вы на минуточку поглядите через окно вдаль – в сторону от проблемы, которая вызывает стресс, глаза расслабляются, а если расслабляются глаза, то и у вас появляется тенденция к расслаблению.
  6. Сделайте несколько глубоких вдохов. Дыхание животом – старый и полезный трюк для приглушения беспокойства и нервозности. "Основная идея заключается в том, чтобы действовать спокойно, быть спокойным. Когда вы испытываете стресс, ваш пульс ускоряется и вы начинаете очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно – значит убедить организм, что стресс проходит, независимо от того, прошел он или нет. Дышать надо животом, чувствуя, как он выпячивается при вдохе и спадает при выдохе.
  7. Кричите или плачьте. Крик или плач может дать освобождение от эмоций, вызывающих стресс.
  8. Потянитесь. В сущности, все, что мы чувствуем, имеет физическое выражение. Многие из нас отвечают на стресс мышечным напряжением. В идеале мы предпочитаем устранить причину стресса, но растягивание мышц, по меньшей мере, уменьшает ощущение стресса – мышцы расслабляются, и мы чувствуем себя менее напряженными. А притом, что часто мы ничего не можем сделать с причиной стресса, это очень важно.
  9. Массируйте мышцы-мишени. У большинства из нас есть особые мышцы, которые при стрессе затвердевают. Обычно это мышцы сзади на шее и в верхней части спины; массируйте их пару минут каждый раз, когда чувствуете напряжение.
  10. Надавите на виски. Массируя нервы на висках, вы расслабляете определенные мышцы, главным образом на шее.
  11. Откройте рот и вращайте челюстью слева направо. Люди в напряжении обычно стискивают зубы. Откройте рот и вращайте нижней челюстью, чтобы расслабить эти мышцы, а если они расслабятся, уменьшится чувство напряжения.
  12. Полностью расслабьтесь. Простой способ, называемый прогрессивной релаксацией, может вызвать немедленное и резкое уменьшение чувства стресса благодаря ослаблению физического напряжения.
  13. Начиная с макушки или с кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите несколько секунд, затем дайте расслабиться. Поработайте таким образом последовательно со всеми основными частями тела – ногами, грудью и руками, головой, шеей, – а затем наслаждайтесь чувством облегчения, которое это дает.
  14. Примите горячую ванну. Горячая вода снимает стресс. Когда мы напряжены и беспокойны, ток крови к конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию, давая понять организму, что он в безопасности и что хорошо бы расслабиться. Холодная вода оказывает противоположное действие, отводя кровь от конечностей. Результат: напряжение увеличивается.
  15. Можно подержать руки под струёй горячей воды, бегущей из-под крана, до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит.
  16. Подвигайтесь. Регулярные упражнения безусловно повышают выносливость, которая поможет любому человеку бороться со стрессом. Но и просто прогулка может помочь вам сбросить часть напряжения после трудной деловой встречи или семейной перебранки.
  17. Слушайте успокаивающую магнитофонную запись. Релаксация – это состояние, противоположное напряжению, противоядие стрессу. Настройтесь на музыку. Релаксационные кассеты помогают, но это не единственное средство.

Основной вывод можно сформулировать таким образом. Стресс – это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

Список использованной литературы:

  1. В. Вебер. "Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте" / Под общей редакцией В. Кагана и Е. Креславского. – СПб., 1998.
  2. "Руководство по телефонному консультированию". М, 1994.
  3. "Стресс жизни" (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”. Г. Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.
  4. "Психотерапевтическая энциклопедия". СПб, 1998.
  5. Дж. О’Коннор и Дж. Сеймор. “Введение в нейролингвистическое программирование (Новейшая психология личного мастерства)».

ДТП может привести к психологическим проблемам или даже развитию серьезных психических нарушений.

Известно, что у всех пострадавших в ДТП при наличии или отсутствии механических повреждений отмечаются симптомы острой реакции на стресс. Отказавшиеся от госпитализации, как правило, «исчезают» из поля зрения врачей и психологов, но у многих из них стресс переходит в хроническую форму, которая может «вылиться» в длительную дезадаптацию, невротические, неврозоподобные реакции, тяжелые депрессии вплоть до суицидальных попыток и даже реактивные психозы.

Тяжесть последствий зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальных личностных особенностей; дополнительных факторов к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Взаимосвязь различных постстрессовых нарушений

во время критического инцидента и сразу после него – до 2 суток

Острое стрессовое расстройство

в течение 1 месяца после критического инцидента – от 2 суток до 4 недель

Посттравматическое стрессовое расстройство

спустя месяц после критического инцидента – более 4 недель

Посттравматическое расстройство личности

на протяжении последующей жизни человека, пережившего травму

Острое стрессовое расстройство развивается в пределах четырех недель после травмирующего события и длится, как минимум, два дня, а как максимум - четыре недели. Если симптоматика сохраняется дольше, то исходом будет посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

ПТСР - это специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся воздействием стресс- факторов, выходящих за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемые как необычные и вызывающие сильные эмоциональные реакции.

ПТСР возникает, когда есть 2 фактора:

  1. человек пережил или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьезным ранением - угрозой физической целостности своей или других людей;
  2. событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.

Основными признаками ПТСР являются:

  • психогенная амнезия, т.е. неспособность вспомнить о важных аспектах травмы;
  • нарушения сна (затруднение засыпания);
  • раздражительность или вспышки гнева;
  • затруднение концентрации внимания;
  • навязчивые воспоминания;
  • повторные переживания горя при воздействии ситуаций, ассоциирующихся со стрессором;
  • стремление избегать ситуаций, напоминающих стрессор;
  • повышенный уровень настороженности, сверхбдительность, постоянное ожидание угрозы;
  • гипертрофированная реакция испуга;
  • чувство отсутствия перспективы в будущем;
  • чувство отстраненности, или отдаленности от других людей.

Исход травматического стресса и разовьется ли ПТСР зависит не только от физиологического состояния человека, предшествовавшего ДТП, но и от психологических факторов (когнитивного оценивания ситуации ДТП, негативных ожиданий и прогнозирования последствий ДТП, наличия психологических механизмов успешного совладания со стрессом), социальных факторов (степень материального ущерба, виновность и ответственность в ДТП, эмоциональная поддержка ближайшего окружения), а также, безусловно, была ли оказана человеку профессиональная психологическая, психотерапевтическая помощь.

При полном или частичном воспроизведении материала(ов) ссылка на сайт nevrozamnet.ru обязательна.

Кто на сайте

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Психологическая помощь после ДТП

Согласно данным мировой статистики, самым распространенным видом аварий являются транспортные – около 80% от общего числа. Основными проблемами и последствиями аварийного происшествия становятся вопросы о предстоящем ремонте, справедливом возмещении ущерба, юридической помощи. Однако, мало кто задумывается о необходимости помощи психолога после полученных эмоциональных переживаний аварийной ситуации. Все люди разные, для кого-то и незначительное ДТП может обернуться серьезными психологическими последствиями и неприятностями, к примеру, возникновением боязни нахождения за рулем авто.

В психиатрии есть такое понятие, как «афганский синдром», который рассказывает о состоянии людей, переживших и участвовавших в события Афганистана. Ветераны афганской войны постоянно испытывают страх, ярко выраженное чувство подозрительности, навязчивости и пр. тоже самое происходит и с водителями, пережившими ДТП. Бывшие участники аварии постоянно испытывают страх, садясь за руль, боязнь, что события ДТП смогут повториться. В медицине такое состояние человека называется посттравматическим стрессовым расстройством. При возникновении вышеназванных симптомов, не стоит пытаться пустить всё на самотек. Нне полученная вовремя психологическая помощь после ДТП может обернуться серьезными последствиями, вплоть до семейных проблем, раздражительности, агрессивности.

Как восстановить психологическое состояние после дорожно-транспортного происшествия?

Итак, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя винить себя за случившееся. От ДТП никто не застрахован, а вы сделали всё, что могли, чтобы предотвратить наступление неприятного события. Кроме того, состояние страха и испуга – вполне естественное явление, защитная реакция организма на внешние возбудители. Человек, однажды попавший в аварию, в последствие будет стараться не повторить ЧП. Для себя необходимо усвоить, какие причины повлекли наступление аварии, что можно было бы сделать для недопущения ДТП. Самое главное при возникновении опасности столкновения транспортных средств, не растеряться, потому что в таком состоянии среагировать на ситуацию крайне тяжело.

Когда критика не уместна.

Очень часто родственники, друзья, пострадавшего в ДТП автолюбителя-новичка за рулем, начинают ему внушать, что ему водить автомобиль пока рановато, а, если речь идет о женщине, то и вовсе лучше не садиться за руль. Это большая ошибка, ведь, тем самым, у новоиспеченного водителя, к страху прибавляется еще и множество комплексов о своей несостоятельности, как водителя. Кроме того, особо эмоциональные и чуткие натуры могут впасть в депрессивное состояние, особенно это касается водителей-женщин.

Постоянное напоминание об аварии в осуждающей форме, поможет спровоцировать возникновение следующей ЧС на дороге. В связи с этим, следует сразу поговорить со своими близкими, и попросить их не поднимать больше тему случившихся событий. По мнению экспертов-психологов, чем раньше человек после аварии сможет опять водить машину, тем быстрее он сможет справиться со своими страхами.

Итак, наряду с первой медицинской помощью, пострадавшему должна быть оказана психологическая помощь после ДТП. Совсем необязательно для этого судорожно искать психолога. Достаточно позвонить в нашу компанию «Юридическая помощь» и воспользоваться квалифицированной экстренной помощью. Наш специалист прибудет на место происшествия, оценит обстановку, обстоятельства. Кроме того, наш автоюрист обладает навыками психологии, поэтому окажет пострадавшему психологическую и моральную поддержку.

В чем заключается психологическая помощь после ДТП? В первую очередь, это процедура, включающая в себя комплекс воздействия на эмоциональное состояние человека посредством применения действенных психологических методов. В результате общения с пострадавшим, происходит снижение эмоционального возбуждения человека, уменьшение переживаний по поводу случившегося, происходит более четкая оценка ситуации, в которую он попал.

Почему же психологическая помощь после ДТП так важна и необходима?

Пребывание участника аварии в состоянии глубокого психологического стресса может привести к следующему:

  • Выраженные эмоции, в виде истерики, ступора, неконтролируемого гнева, нервной дрожи, агрессивного поведения и иные проявления психологического расстройства, требующие немедленного вмешательства специалиста-психолога;
  • Впадение в паническое состояние непосредственно на месте совершения аварийного происшествия;
  • Расстройства общего здоровья пострадавшего в связи с полученными психологическими травмами в момент аварии и после нее.

Наступление этих реакций человека на воздействие факторов извне можно избежать, если вовремя получить соответствующую помощь и поддержку. При обращении в компанию «Юридическая помощь» Вы получите не только широкий спектр правовых услуг, но и качественную и эффективную моральную поддержку!

Возвращайтесь за руль как можно скорее и прокрутите аварию в голове, как на записи.

На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий - до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя в суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя - многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

«Сегодня» с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», - делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми - ему казалось, что его сглазили завистники.

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», - говорит эксперт.

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию - вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх - естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма - чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы - говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается - то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

Опрос

Вы сейчас просматриваете новость «Как справиться со стрессом после ДТП: советы психологов». Другие Автоновости смотрите в блоке «Последние новости»

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Все новости
Авторские статьи
Украина
Политика
Экономика
Lifestyle
Спорт
Сегодня TV

© 2018 ЧАО «Сегодня Мультимедиа»

Войдите или зарегистрируйтесь, используя ваш акаунт в социальной сети

Психологическая травма после дтп

Совсем недавно был случай. После рабочего дня под вечер, молодая беременная женщина (учитель), попёрлась за 300км за какими-то документами, с думой вернуться в этот же день обратно. После 50км пути на встречке залетела в фуру (вовремя не увидела), т.к. торопилась. В итоге при столкновении вылетел ребёнок. Два трупа. Авто если не ошибаюсь Лексус. Его 5 зв. безопаснось не помогла.

Итог: наша беспечность, уверенность и безмозглость ускоряет наш земной путь. Кто в этом виноват? Бог?!

Самое главное: понять, что машина - пусть и дорогое, но железо. Которое, спасло Вас от травм, повреждений и прочих печальных последствий. Все процедуры со страховой, ГИБДД и т.п. - забыть.

Советую - забить. Машины - нет, зато есть куча возможностей. Погулять со старыми друзьями. Сходить пешком в парк и покормить белочек/лебедей. Начать, наконец-то, бегать с утра. Просто вставать раньше, выходить на улицу и видеть звезды. Не стоит расстраиваться из-за машины - Вы целы, это самое главное. А машина - чинится.

Уважаемый пользователь! Для дальнейшего использования сервиса просим пройти верификацию путем указания номера телефона в настройках.

По результатам исследования Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за год в мире в ДТП погибает около 1,3 млн человек. По оценкам организации к 2030 году смертность на дорогах составит до 3,6 млн человек. Наибольшее количество жертв зарегистрировано в странах Азии и Африки. Вообще для развивающихся стран смерть в результате ДТП является пятой по причинам смертности.

В России за год в ДТП погибает около 27 000 человек, а суммарный ущерб от ДТП достигает 2,5 ВНП страны. При этом в России с 2009 года принято считать умершими в результате ДТП людей, скончавшимися в течение 30 дней с момента ДТП (ранее было 7 дней).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее во время движения транспортного средства и с его участием, которое может повлечь за собой гибель или нанесение увечий людям, повреждение транспортного средства (ТС) или причинение иного материального вреда.

В стране действует дорожная карта в области безопасности дорожного движения.

Факторами риска, способствующими наступлению ДТП являются:

  • нарушение скоростного режима;
  • алкогольное опьянение;
  • выезд на неисправном транспортном средстве (ТС);
  • пренебрежение ремнями безопасности и детскими креслами;
  • усталость водителя;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • сложные погодные условия;
  • курение, еда, разговор по мобильному телефону, громкая музыка в салоне, управление электронными устройствами ТС во время его движения;
  • неудобная обувь (на высоком каблуке);
  • намеренное создание ситуации повышенного риска столкновения.

При ДТП человек оказывается в стрессовой ситуации. Это связано с тем, что ДТП является острой ситуацией, которая несет угрозу жизни и здоровью человека. Организм получает психическую травму. Обычно он реагирует на неё стандартными поведенческими реакциями.

Реакция первая. Психомоторное возбуждение

Эта реакция свойственна появлением большого количества быстрых, часто лишних движений, которые совершаются без определенной цели. Появляется тахикардия, артериальное давление повышается, внимание человека нарушено, его речь приобретает характер монолога, темп речи быстрый.

Попавший в ДТП ощущает чувство жажды и голода. Также у него возникает чувство страха от содеянного или произошедшего. Включается чувство самосохранения, которое часто заставляет человека как можно быстрее покинуть опасную территорию, в т.ч. скрыться с места ДТП.

Реакция вторая. Апатия

Вариант поведения при второй реакции прямо противоположен поведению при первой реакции. Реакция проявляется резкой моторной заторможенностью человека; он находится в одной и той же позе. Какая-либо реакция на окружающих отсутствует. Человек не отвечает на вопросы; если начинает говорить, то очень медленно и тихо. Дыхание становится редким и поверхностным (неглубоким), чувства жажды и голода притуплены. Внутри у человека происходит моральное опустошение.

Самостоятельно справиться с такими реакциями невозможно, поэтому нужна квалифицированная медицинская помощь.

Если у участника ДТП наблюдается одна из этих реакций, следует знать несколько простых правил, которые смогут обеспечить безопасность пострадавшего и окружающих:

  • если есть возможность, то нужно дать пострадавшему успокоительное;
  • обязательно вызвать на место ДТП скорую помощь;
  • нужно по мере возможности отвлечь пострадавшего от концентрации на собственных ощущениях вопросами на посторонние темы, например вопросами о его вкусах, хобби и т.д.;
  • при крайне резком поведении пострадавшего и неадекватных поступках с его стороны можно зафиксировать его при помощи подручных средств;
  • после фиксации пострадавшего необходимо следить за частотой его сердечных сокращений и дыханием;
  • необходимо забрать у человека все предметы, которыми он может нанести вред себе или окружающим, или ограничить человеку доступ к таким предметам;
  • необходимо стараться держать пострадавшего в поле зрения постоянно.

Конечно, наступление описанных выше реакций совсем необязательно. Большинство людей справляются с полученной психической травмой, и тут нужно поговорить о том, как вести себя после ДТП.

Несмотря на то, что организм не ответил крайне на полученную психическую травму в виде защитных реакций, описанных выше, стрессовая ситуация всё равно оказывает влияние.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам в сложной ситуации.

  1. Окажите первую помощь пострадавшим, при необходимости отвезите пострадавшего в ближайшее медучреждение (если возможна транспортировка).
  2. Вызовите службы быстрого реагирования (МЧС) и «Скорую помощь» на место ДТП, если последствия ДТП являются серьезными.
  3. Вызовите сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров для составления протокола и схемы ДТП.
  4. Никогда не будьте безучастны к происходящему, не доверяйтесь другим людям, даже если эти люди – сотрудники ГИБДД.
  5. Принимайте активное участие во всех действиях, совершаемых на месте ДТП. При возможности сделайте фото-видео фиксацию места ДТП, последствий ДТП, характер повреждений.
  6. Внимательно читайте протокол о дорожно-транспортном происшествии, следите за тем, чтобы там были указаны важные детали: время суток, освещение (если ДТП произошло в темное время суток), метраж тормозного пути, вид тормозного следа, состояние дорожного полотна на месте ДТП, погодные условия, видимость на участке ДТП.
  7. Никогда не подписывайте чистых листов.
  8. Не идите на конфликт с агрессивно настроенным водителем, не спорьте с ним. При попытке такого водителя переместить предметы, относящиеся к ДТП или переместить транспортное средство (даже под благовидным предлогом), ведите видеофиксацию, привлеките внимание проходящих. Будьте готовы к тому, что такой водитель устроит представление во время составления протокола, где будет искажать факты. Сохраняйте спокойствие и помните, что ложь всегда всплывает на поверхность. Грамотно солгать и не быть уличенным во лжи могут только специально подготовленные люди.

Что касается внутреннего состояния, то следите за своим дыханием и частотой сердечных сокращений (ЧСС). Постарайтесь отвлечься от мыслей о ДТП. Попробуйте поговорить с пассажирами или связаться по телефону с родственниками, друзьями и поговорить с ними на отвлеченные темы. Попробуйте сфокусировать работу мозга на чем-либо, например продумывании дальнейших действий после составления протокола. Найдите что-нибудь хорошее в сложившейся ситуации, к примеру, отсутствие жертв или травм. Настройтесь на то, что все будет хорошо. Нужно помнить, что стресс нужно перебороть и минимизировать его действие на организм, и ни в коем случае не поддаваться панике. Будьте внимательны и помните о культуре на дорогах. Бескультурным водителям безопаснее уступить, чем пытаться что-то доказать или тем более чему-то научить.

Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

Каждый, кто бывал участником ДТП, а таких подавляющее большинство, может попытаться вспомнить свои ощущения, в первую очередь отрицательные, связанные с этим неприятным событием. Если после ДТП прошло достаточно много времени, скажем, несколько лет, то острота эмоций уменьшается. Психологи склоняются к тому, что неприятные воспоминания имеют тенденцию постепенно вытесняться из сознания. Они, конечно, не исчезают бесследно, просто человек перестаёт их осознавать. Поэтому воспоминания эти перестают быть воспоминаниями, погружаясь в пучину бессознательного. Это естественная защитная реакция. Думаю, что процесс погружения неприятных воспоминаний в подсознание имеет место в той или иной степени у каждого человека. Но вряд ли он выражается в том, что любой человек любое воспоминание о любом неприятном событии рано или поздно загоняет в подсознание. Если бы дело обстояло так, люди не помнили бы ничего плохого из прошлого. Только хорошее, только то, с чем связан позитив и приятные ощущения. В то же время неприятные воспоминания нам нужны не меньше, чем хорошие. Они нужны нам для того, чтобы эффективно познавать этот мир. Неприятные воспоминания могут служить источником бесценного опыта, если дать себе труд тщательно и терпеливо их проанализировать. Отогнав от себя лень и проявляя готовность постоянно учиться и совершенствоваться, мы можем извлечь из неприятных воспоминаний много пользы. Так и водитель, попавший в ДТП, может превратить это неприятное событие в очередную ступень для движения вверх по лестнице профессионального роста. Для этого необходимо тщательно анализировать всё, что, так или иначе связано с конкретным ДТП. Для неопытного водителя ДТП оказывается в большинстве случаев совершенно неожиданным. В противном случае, если бы водитель ожидал какой-то неприятности, то предпринял бы какие-то контрмеры. Часто водитель так никогда и не может разобраться в причинах происшедшего и тем более извлечь из этой ситуации пользу. Помните поговорку: «За одного битого двух небитых дают»? Опыт имеет громадное значение в жизни любого человека и в том числе водителя. «Попал» - подумал, сделал выводы, впредь веду себя так, чтобы в дальнейшем по возможности не наступать на те же грабли. Это самый оптимальный вариант развития событий. Но существуют и другие, не столь приятные возможности.

К примеру, авария была столь серьёзной, что водитель в результате получил тяжёлые травмы, приведшие к инвалидности. В таком случае гибель водителя (я уж не говорю о том, что пострадать могут и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры или другие водители) может оказаться не самым страшным исходом. Вспомним ДТП на Минской улице осенью этого года, когда пьяный водитель сбил людей на остановке. Мне знакомы водители, сбивавшие пешеходов с различными последствиями, некоторые насмерть. Один был водителем фуры. Ему под прицеп попал нетрезвый пешеход. Другой сбил бабушку, переходившую дорогу в «неположенном» месте. Оба водителя благополучно продолжили свою водительскую карьеру. Оба водителя были трезвыми, и наезд на пешехода в обоих случаях произошёл не по их вине. Возможно, какой-то другой водитель на их месте получил бы серьёзную психологическую травму. Вероятно, сразу после ДТП они чувствовали себя не очень уютно. Однако это не помешало им вернуться к полноценной жизни. Опыт делает водителя менее впечатлительным, более толстокожим, если можно так выразиться, более прагматичным и может быть даже более циничным. Водители с большим стажем за свою водительскую карьеру успевают увидеть столько разного, и весёлого, и грустного, что вид сбитого пешехода на обочине или несколько трупов в искорёженном автомобиле уже не производят на них особого впечатления. Это тоже защитная реакция. Человек (не только водитель) старается меньше думать о плохом. С одной стороны это хорошо. Психика не перегружается отрицательными эмоциями. Но есть и негативные моменты. Ощущение опасности постепенно притупляется, и то, что на самом деле таит в себе серьёзные риски, не воспринимается таковым. Возникает привыкание. И последствия такого привыкания могут быть плачевными.

Долгосрочные последствия ДТП, участником которого стал водитель, могут быть очень разными. Я привёл два примера, доказывающих, что некоторые могут пережить такой стресс довольно легко. Однако очень часто водители после серьёзного ДТП, особенно если в результате пострадали люди, первое время просто боятся садиться за руль. Стресс может быть таким сильным, что в исключительных случаях это приводит к полному отказу от управления автомобилем в дальнейшем.

В наиболее распространённом случае водитель после ДТП всё же садится за руль автомобиля, но по вполне понятным причинам чувствует скованность, напряжение, тревожность. В автомобиль молодой женщины на светофоре сзади врезался другой автомобиль. Лёгкое сотрясение мозга, эмоциональный стресс, сопутствующий резкому и неожиданному удару, заставляет женщину в этот момент остро, буквально каждой частицей тела, чувствовать полную беззащитность перед слепой силой случая. В душе появляется страх, хотя опасность вроде бы уже миновала. А избыточный страх мешает объективно оценивать риски. Он деморализует свою жертву, и теперь она боится каждого шороха. Она начинает ожидать от каждого водителя потенциальной угрозы. Женщине кажется, что как только она остановится, в неё сразу же сзади обязательно кто-то врежется. В этой ситуации может потребоваться помощь профессионального психолога, а лучше консультации и практические рекомендации опытного специалиста по безопасному вождению. Хороший автоинструктор обязательно должен быть в какой-то мере психологом. Такие специалисты работают в уже упоминавшемся нами Центре водительского мастерства “ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ” (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф). Разработанные в центре учебные методики позволяют эффективно решать психологические проблемы, связанные с адаптацией водителей после аварий.

Все понимают, что дорожное движение - опасный процесс. Раз уж по дорогам перемещаются металлические предметы весом в тонну и более со скоростями, существенно превышающими скорость передвижения среднего пешехода, а управляют этими металлическими предметами живые люди, которым свойственно ошибаться, то различного рода ДТП кажутся просто неизбежными. Однако статистика и анализ говорят о том, что доля предотвратимых ДТП превышает 95%. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у участников дорожного происшествия была реальная возможность избежать неприятностей. Но по каким-то причинам они либо не предприняли тех действий, которые они в принципе могли предпринять, либо оказались не готовы к такому развитию ситуации, которое привело в конечном счёте к ДТП. По сути, у водителя, а именно водитель в большинстве случаев и является, и признаётся виновником происшествия, были в распоряжении все возможности для предотвращения неблагоприятного развития событий. Водитель мог не воспользоваться этими возможностями по следующим причинам. Мы возьмём самые распространённые причины (факторы) по данным исследований, приведённые в книге «Транспортная психология»(Д.Клебельсберг, 1989 г.)

  1. Отвлечение внимания;
  2. Недооценка опасности;
  3. Боязливость и опасные привычки;
  4. Ошибки в прогнозе.
Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

Сергей Лобарев,
Директор Центральной автошколы «Безопасность»,
Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Голова была цела и сохраняла полную ясность мысли. Когда стекло перерезало бедренную артерию, Людмила почувствовала, что жизнь вытекает из нее вместе с кровью. Она пыталась зажимать артерию, пока не ослабели пальцы. Уже на носилках, с наложенными жгутами, она нашла в себе силы вынырнуть из забытья и назвать свою группу крови.

Операция прошла удачно. Врач говорил, что она родилась в рубашке: никаких ограничений подвижности не предвидится, никаких костылей – возможно, даже легкой хромоты не останется. Конечно, на выздоровление потребуется время.

Сама Людмила, как многие после возвращения «оттуда», ощущала эйфорию: мечтала наполнить жизнь новым смыслом, радоваться каждому мгновению, не переживать из-за пустяков…

Первые пять месяцев исцелялось тело. Между процедурами она много читала, в том числе стихи, о существовании которых уже лет двадцать как забыла. Это время она вспоминает как очень счастливое: обновленное, яркое ощущение жизни. Казалось, после того, что она пережила, бояться было уже нечего.

Но первая же попытка вновь сесть за руль преподнесла проблемы. Из короткой поездки по городу Людмила вернулась в холодном поту. Все опасности, которые подстерегают водителя на городских улицах, представлялись ей настолько живо и реально, что каждый перекресток она пересекала, словно под артобстрелом. За каждым углом мерещилась внезапная угроза.

Следующим испытанием был звук бьющегося стекла. Бутылка, брошенная мальчишками в мусорный контейнер, повергала ее в состояние паники: сердце колотилось, кожа становилась влажной… Потом она заметила, что ее пугают все острые и блестящие предметы – не только битое стекло, но и кухонные ножи, инструменты... В ненастные ночи, при сильном порывистом ветре, она лежала без сна, ожидая, что ветер выдавит оконные стекла и они разлетятся по комнате.

Постепенно ее страх распространялся на самые разные вещи, не имеющие ничего общего с пережитым несчастьем. Теснота в метро, низко пролетевший самолет, китайские фейерверки, даже просто подъем в лифте...

Как многие люди, пережившие катастрофу, нападение, войну или другое ужасное событие, она потеряла веру в безопасный и предсказуемый мир. Нормальная беспечность, которую большинство из нас носит, как защитный бронежилет, покинула ее. Ей казалось, что преграда между жизнью и смертью стала тонкой как паутина.

Она не думала, что все ее бесчисленные страхи как-то связаны между собой. Она не знала, что у этого явления есть имя: посттравматический синдром.

Откуда страх?

По данным статистики, трое из четверых хотя бы раз в жизни сталкиваются с травмирующим событием. А четверть из тех, кто пережил травму, ощущают симптомы посттравматического стресса: возбуждение, неотвязные воспоминания, ночные кошмары, бессонницу, отрешенность, бесчувствие.

У большинства людей симптомы проходят в течение недели, месяца, года. У некоторых они усиливаются с течением времени. При этом возможность их лечения снижается.

Впервые это явление стало изучаться, когда с синдромом столкнулись американские врачи, работавшие с ветеранами вьетнамской войны. Однако оно было известно медикам и в прошлом веке, недаром после двух мировых войн появился термин «травматический невроз».

Еще два-три десятилетия назад большинство психиатров считало посттравматический синдром чисто эмоциональной реакцией на событие. Немногие задумывались о том, нет ли тут связи с нейрохимией мозга.

С середины 80-х годов прошлого века появляется новое поколение специалистов, получивших подготовку и в области психиатрии, и в нейробиологии. Именно они обнаружили, что моменты сильнейшего ужаса меняют химию и, возможно, даже структуру мозга. Причем неважно, был ли это мгновенный ужас во время аварии или продолжительный стресс во время войны.

Биохимия

Трансформация начинается непосредственно в момент возникновения угрозы для жизни. Наша нервная система, выбитая из нормального режима в режим выживания, высвобождает мощную дозу адреналина и других веществ, которые готовят организм к борьбе или бегству. Каждый, кто пережил хоть однажды «адреналиновую атаку», знает это ощущение ясности сознания, быстроты реакции, неожиданный прилив сил, благодаря которому люди с самыми скромными физическими возможностями ставят буквально рекорды скорости, перемахивают через двухметровые заборы, забираются по гладкому стволу на высокие деревья...

При продолжительной угрозе для жизни организм высвобождает другие гормоны, включая кортизол и эндогенные опиаты. Они подавляют воспалительные процессы, заглушают боль.

Но эти биологические механизмы, спасающие жизнь в экстремальных ситуациях, могут оказывать негативное влияние на мозг. Избыточные дозы адреналина способны нарушить память и способность к обучению, в отдельных случаях они могут вызвать амнезию.

Состояние биохимической «тревоги» сохраняется у людей, воевавших в «горячих точках», много лет спустя. Врачи обнаружили у переживших травму ветеранов Вьетнама повышенное содержание адреналина в моче через двадцать лет после окончания войны.

Что же делать?

● Не скрывать ни от себя, ни от окружающих своих проблем. Необходимо говорить о них с близкими, либо со специалистом-психотерапевтом. Можно вести записи своих ощущений. Последний вариант хорош тем, что делать это можно в любое время суток. Например, проснувшись среди ночи от страшного сна. Немногие решаются в этот момент будить близких или тем более звонить врачу.

● Не стесняться обращаться к специалистам. После крупных аварий, терактов власти обычно информируют население, по каким телефонам можно найти профессиональную поддержку.

Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты?

Например, приемом «затопление», когда пациент вновь и вновь оживляет в памяти травмирующее событие, посещает место, которое напоминает ему об этом, рассказывает вновь и вновь о том, как это случилось. У большинства людей острота переживаний после этого притупляется.

Еще один прием – переработка с помощью движения глаз. В течение часа или полутора пациент восстанавливает обстоятельства травмирующего события, одновременно производя движения глазами из стороны в сторону вслед за пальцем врача. Когда этот прием был предложен в конце 80-х годов, никто не верил, что он работает. Однако сегодня многие известные специалисты признают, что поражены полученными результатами. Ветераны, десятилетиями страдавшие от ночных кошмаров, избавлялись от них за один сеанс.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то