Установление норм обязательных резервов. Резервная норма

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке . Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны Центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью.

Нормативы обязательных резервов (политика минимальных резервов)

Размер обязательных резервов (в %) к обязательствам банка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ – до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Политика резервирования является довольно грубым методом и если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика – методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции . Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

1. Ставка рефинансирования……………………………………………….. 3

2. Нормы обязательного резервирования…………………………………. 6

3. Валютное регулирование ………………………………………………. 8

4. Операции на открытом рынке…………………………………………… 9

5. Структура денежной массы РФ………………………………………….12

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ

1) представить определение ставки рефинансирования;

2) заполнить табл. 1 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Ставка рефинансирования»):

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, которую ЦБ РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Таблица 1

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ за период 2005-2011 гг.

№№ п/п Период действия Значение ставки рефинансирования, %
1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.
10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.
23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.
30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.
2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.
22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.
29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.
15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.
23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.
15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.
29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.
17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.
2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.
22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.
30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.
1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г
23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.
12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.
17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.
6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.
16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.
19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.
24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.
1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.
10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.
24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.
19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.
21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.
2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.
10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.
28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.
16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.
6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.
11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.
2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.
17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.
2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.
16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.
27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 11,5
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г 10,5
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75
28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.
3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г. 8,25
26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.
14 сентября 2012 г. – 8,25

3) провести анализ изменения ставки рефинансирования за указанный период.

Исходя из представленных данных в таблице, можно сказать, что ставка ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юр. и физ. лицами.

Также можно сделать заключение, что ставка рефинансирования является сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России.

При уменьшении темпов инфляции, уменьшается ставка рефинансирования.

Когда ставка рефинансирования понижается с одной стороны выигрывают заёмщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений.

Нормы обязательного резервирования

1) представить определение понятия «нормы обязательного резервирования»;

2) заполнить таблицу 2 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Обязательные резервные требования»):

Таблица 2

Нормы обязательного резервирования Банка России в 2005-2011 гг.

Период действия Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций:
перед физическими лицами в валюте Российской Федерации перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г. - 3,5 3,5
1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г. 3,5 3,5
1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5
1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. 4,5 4,5
11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. 3,5 3,5
15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. 4,5 4,5
1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. 5,5 4,5
1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. 5,5
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. 4,5 1,5
15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г. 0,5 0,5 0,5
1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г.
1 июня 2009 г. – 30 июня 2009 г. 1,5 1,5 1,5
1 июля 2009 г. – 31 июля 2009 г.
1 августа 2009 г. – 31 октября 2009 г. 2,5 2,5 2,5

3) провести анализ изменения норм обязательного резервирования за указанный период.

Таким образом ЦБ при помощи НОР создаёт обязательные резервы на случай возможных проблем банка с расчётами по обязательствам, вытекающих из договоров, заключёнными с физическими лицами.

Анализируя таблицу видно, что в годы кризиса в 2008 году НОР достигает своего максимального значения. Это говорит о том, что размер общей денежной массы в стране увеличился и следовательно инфляция набирает обороты. И как результат ЦБ РФ поднимает величину процентной ставки НОР.

Следовательно:

Банки перечисляют больше денег на счёт ЦБ Банки увеличивают процентную ставку по своим конечным кредитам Конечные кредиты дорожают Люди пользуются ими всё меньше Деньги становятся “дорогими”, так как их количество заметно уменьшается

В итоге, такой процесс не способствует развитию экономики, однако ощутимо приостанавливает инфляционные процессы.

Валютное регулирование

1) раскрыть сущность валютного регулирования;

2) представить определение понятия «валютные интервенции»;

3) дать определение понятия «бивалютная корзина»;

4) заполнить таблицу 3 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Структура бивалютной корзины»).

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования Rбыла установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышалRдля связывания денежной массы и снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5 процентных пунктов:

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:

    Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии

    Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности.

    Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки:

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января 1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету 1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация. Рассмотрим курс доллара в 1995 г.:

Курс доллара, р.

Резкое падение курса доллара в июне приводит к укреплению рубля, что делает невыгодным экспорт и повышает доходность импорта. Так как российская экономика сильно зависит от экспорта, развитие экспортных отраслей замедляется, а импорт начинает развиваться, что грозит дальнейшим отставанием отечественных предприятий. Это заставило ЦБ отреагировать введением валютного коридора. После этого ЦБ регулирует курс рубля посредством рублевых и валютных интервенций. Валютный коридор действительно способствовал стабилизации рубля, сделал экономическую ситуацию более предсказуемой для экспортеров и импортеров. 1995 год стал решающим в снижении темпов инфляции во многом за счет грамотной политики ЦБ.

Следующее изменение нормы обязательных резервов происходит 1 мая 1996 г. Темпы инфляции снижаются, внутренние цены стабилизируются, и такая положительная тенденция позволяет слегка ослабить денежно-кредитную политику. Происходит смягчение денежно-кредитной политики в области обязательного резервирования:

Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-за стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются прежние нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало необходимым выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате и т.п. Министерство Финансов принимает странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Выдача этих средств осуществлялась в чистом виде за счет денежной эмиссии, и для того, чтобы денежная масса не увеличилась, необходимо было ее связать при помощи возврата к прежним нормативам. Особенно резко были поднята норма резервирования по валютным счетам – до 2,5%. Считается, что в течение следующего месяца с помощью обязательных резервов была связана половина денег, перечисленных в Минфин. Это положительно отразилось на снижении темпов инфляции, и, поскольку процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь смягчить денежно-кредитную политику 1 августа 1996 г.

ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%. Это приводит к «эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный сектор вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестирование в реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению с доходами по ГКО, и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике сосредоточены не в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех предпосылок для экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ начинает проводить политику по оживлению инвестиционного сектора путем выравнивания норм обязательного резервирования для валютных и рублевых счетов. 1 ноября 1996 г. снижается норма по рублевым вкладам и повышается для валютных счетов:

Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты и падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие банки на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по первым поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению денег в рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики.

Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и далее: 1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения

Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении коммерческих банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение по валютным вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание работать с рублем.

В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой общественности. Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного августовскому, в 1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был сдержан, тогда как в 1998 году России не удалось его избежать из-за неразумной бюджетной политики.

В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и иностранные инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их массовому оттоку с рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого числа ценных бумаг для отвода капитала и перевод рублевых средств, полученных в результате продаж в иностранную валюту. На валютный рынок поступает большая денежная масса и резко возрастает спрос на доллар, в то время, когда колебания курса доллара ограничены валютным коридором. ЦБ не может допустить, чтобы курс рубля вышел за пределы им же установленного валютного коридора, и должен проводить массированные валютные интервенции для поддержания курса рубля, приводящие к быстрому истощению золотовалютных резервов. Поэтому для поддержания курса рубля ЦБ решает призвать на помощь коммерческие банки, для чего поднимает норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Коммерческие банки должны были выбросить на рынок большое количество валюты, что уравняло спрос и предложение и предотвратило обвал рубля в ноябре 1997.

С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов по всем валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно-кредитную политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность средств, связанная с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для облегчения прохождения платежей и обеспечения коммерческих банков свободными резервами происходит снижение Rна 1 процентный пункт до 10%.

После финансового кризиса изменяется подход к определению нормы обязательного резервирования – она устанавливается не по ликвидности средств, а по удельному весу вложений в ГКО в активах банка. В результате отказа государства платить по своим обязательствам коммерческие банки стали неплатежеспособными, т.к. значительная часть активов была заморожена. Банки не могли проводить платежи своих клиентов, и для нейтрализации этого 1 сентября 1998 года были произведены следующие изменения:

Поскольку «замороженные» в ГКО денежные средства все меньше влияют на ликвидность, то в декабре норма опять становится единой по всем счетам в размере 5%.

Начиная с августа 1998 г., норма обязательных резервов теряет свою роль инструмента денежно-кредитной политики и не оказывает влияние на темпы инфляции и экономического роста, а является лишь средством повышения ликвидности средств и платежеспособности коммерческого банка.

Весной 1999 года Rвновь начинает использоваться как инструмент денежно-кредитной политики, так как, несмотря на то, что много банков разорилось, платежная система вновь заработала, и стало необходимым дальнейшее использование этого инструмента для борьбы с инфляцией.

До сегодняшнего дня Rеще дважды меняется в сторону повышения, т.к. инфляция вновь становится проблемой. 10 июня 1999 г.:

1 января 2000 г. происходит очередное ужесточение денежно-кредитной политики для борьбы с инфляцией и поддержки рубля:

В 2000 г. необходимо удержать низкий темп инфляции и способствовать повышению темпов экономического роста одновременно с проведением политики по дедолларизации страны.

Размер обязательных резервов (в %) к обязательствам бан­ка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка, и могут быть разны­ми для различных кредитных организаций. Нормативы обяза­тельных резервов не могут быть единовременно изменены бо­лее чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные ор­ганизации. Согласно сложившимся в мире правилам обяза­тельные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ - до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это тре­бование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отноше­ние его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн руб.

должен расположить в ЦБ резервы на сумму 200 тыс. руб. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов, то банк должен увеличить свои резервы в ЦБ до 400 тыс. Политика резервирования является довольно гру­бым методом и если при этом не используются другие инстру­менты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика - методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается допол­нять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то