Библия онлайн. Библия онлайн Проповедь и послание

Принадлежность первого Соборного послания св. апостола Петра этому именно первоверховному апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же апостола (2 Петр 3:1 ), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский и ученик св. апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковная история IV, 14), "приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова ", и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым соборным посланием ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: 1:8,13,21 ; 2:11,12,22,24 ; 3:9 ; 4:7 ). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского , также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их ап. Петру (Против ересей . IV, 9, 2, 16, 5), у Евсевия (Церковная история V, 8), у Тертуллиана ("Против иудеев"), у Климента Александрийского (Стром. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемо подлинным ἐπισττολὴ ὁμολογουμένη (Церковная история VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в сирском переводе II века Пешито . И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым.

О той же принадлежности послания ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания.

Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории. Две главных характерных черты выступают в духовном облике св. апостола Петра: 1) живой, конкретный образ мыслей, склонный, ввиду отличающей ап. Петра горячности, легко переходит в побуждение к деятельности, и 2) постоянная связь мировоззрения апостола с учением и чаяниями Ветхого Завета. Первая особенность апостола Петра со всею очевидностью выступает в евангельских упоминаниях о нем (см. Лк 5:8 ; Мф 14:25-33 ; 16:16,22 ; Ин 6:68,69 ; Мк 9:5 ; Ин 13:9 ; Лк 22:31-33,57 и др.); вторая удостоверяется призванием его, как апостола обрезания (Гал 2:7 ); обе эти особенности одинаково отразились и в речах ап. Петра, изложенных в книге Деяний апостольских. Богословие и писания ап. Петра отличаются вообще преобладанием образов и представлений над отвлеченными рассуждениями. У апостола Петра мы не встречаем ни таких возвышенно-метафизических созерцаний, как у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ни такого тонкого выяснения логического соотношения христианских идей и догматов, как у апостола Павла. Внимание св. Петра останавливается преимущественно на событиях, истории, главным образом христианской, частью же и ветхозаветной: освещая христианство, преимущественно, как факт истории, ап. Петр является, можно сказать, богословом-историком, или, по собственному его выражению, свидетелем Христовым: апостольское призвание он полагает в том, чтобы быть свидетелем всего, что сотворил Господь Иисус Христос, и особенно воскресения Его. Многократно говорится об этом в речах апостола (Деян 1:22 2:32 ; 3:15 ; 5:32 ; 10:39 ), и то же утверждается в его посланиях (1 Петр 5:1 ; 2 Петр 1:16-18 ). Столь же характерна для апостола Петра связь его учения с Ветхим Заветом. Эта черта весьма заметно выступает в писаниях св. апостола Петра. Христианство он всюду освещает главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния: достаточно, для примера, сравнить место из речи апостола Петра по поводу исцеления хромого Деян 3:18-25 и слова 1 Петр 1:10-12 , чтобы видеть, что все суждения и доказательства апостола исходят от факта ветхозаветного откровения и всюду предполагают ветхозаветное пророчество, предуготовление и новозаветное исполнение. В связи с этим в учении ап. Петра занимает весьма видное место идея божественного предвидения и предустановления (Самое слово πρόγνωσις , проразумение, предведение, кроме речей и послания ап. Петра — Деян 2:23 ; 1 Петр 1:2,20 — в Новом Завете нигде больше не встречается). И в речах своих, и в посланиях ап. Петр весьма часто говорит о предустановленности того или иного события новозаветного (Деян 1:16 ; 2:23-25 ; 3:18-20,21 ; 4:28 ; 10:41,42 ; 1 Петр 1:1,20 ). Но в отличие от ап. Павла, во всей полноте развившего учение о предопределении (Рим 8, 9 , 11 гл.), ап. Петр, не давая теоретического выяснения идеи божественного предвидения и предопределения, предлагает самое обстоятельное раскрытие о фактическом обнаружении божественного предвидения и предопределения в истории — о пророчестве. Учение о пророчестве, о вдохновении пророков Святым Духом, об откровении им тайн Божиих, о самодеятельном проникновении их в эти тайны и т. д. — раскрыто у ап. Петра с такою полнотою и ясностью, как ни у одного из священных писателей, — и это учение одинаково нашло свое выражение и в посланиях, и в речах (1 Петр 1:10-12 ; 2 Петр 1:19-21 ; 3:2 , сн. Деян 1:16 ; 2:30-31 ; 3:18-24 ; 4:25 ; 10:43 ).

Наконец, характерную черту посланий, равно как и речей апостола Петра, составляет обилие прямых цитат из Ветхого Завета. По отзыву ученого А. Клемена (Der Gebrauch des Alt. Testam. in d. neutest. Schriften . Gütersloh, 1895, s. 144), "ни одно из новозаветных писаний не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 послание ап. Петра: на 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат ".

Это близкое совпадение в духе, направлении и основных пунктах учения между речами и посланиями ап. Петра, равно как и между особенностями содержания и известными из Евангелия характерными чертами личности в деятельности ап. Петра, дает убедительное доказательство принадлежности двух соборных посланий тому же великому первоверховному апостолу Петру, речи которого записаны и в книге Деяний св. апостолов, именно в первой части этой книги (гл. 1-12 ). После речи на Апостольском соборе (Деян 15:7-11 ), дальнейшая деятельность св. Петра делается достоянием церковных преданий, не всегда достаточно определенных (см. Четьи-Минеи . Июня 29). Что касается теперь первоначального назначения и первых читателей 1 Соборного послания ап. Петра, то апостол пишет свое послание избранным пришельцам рассеяния (ἐκλεκτοι̃ς παρεπιδήμοις διασπορα̃ς ) Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1 ). Ввиду того, что "рассеяние", διασπορα , нередко обозначает в Писании (Иак 1:1 ; 2 Макк 1:27 ; Иудифь 5:19 ) совокупность иудеев, живущих в рассеянии, вне Палестины, в языческих странах, — многие древние и новые толкователи послания св. ап. Петра полагали, что оно написано к христианам (ἐκλεκτοι̃ς , избранным) из иудеев. Такого взгляда держались в древности Ориген , Евсевий Кесарийский (Церковная история III, 4), Епифаний Кипрский (Против ересей . XXVII, 6), блаженный Иероним (О знаменитых мужах . Гл. I), Икумений , блаж. Феофилакт ; в новое время — Бертольд , Гуч , Вейсс , Кюль и др. Но во всей исключительности мнение это не может быть принято: в послании есть места, которые могут быть относимы к языко-христианам, но отнюдь не к иудео-христианам. Таковы, напр., слова апостола в 1:14,18 , где причина прежней плотской и греховной жизни читателей ἐν τη̨̃ ἀγνοία̨ , в неведении Бога и Его святого закона, — а самая эта прошлая жизнь их именуется "суетной (ματαία ) жизнью, преданною от отцев": то и другое приложимо лишь к религиозно-нравственному язычников, а никак не иудеев. То же следует сказать и о таких местах, как 2:10 ; 3:6 ; 4:3,4 . Поэтому, следует 1) принять смешанный состав читателей — иудео-христиан и языко-христиан; 2) под именем "рассеяния" надо разуметь христиан вообще без различия национальности, 3) "избранные пришельцы" — не отдельные христиане, а целые христианские церковные общины, как видно из заключительного приветствия от целой Церкви 5:13-14 . Если в перечне географических названий 1:1 видели указание на существование в Малой Азии иудео-христианских общин, основанных здесь раньше и независимо от благовестия ап. Павла, и основание этих общин усвоили ап. Петру, то все это не подтверждается новозаветными данными, которые, напротив, приписывают первое насаждение христианства в малоазиатских провинциях ап. Павлу (Рим 15:20 ; Деян 13 ; сл. 14:1 и т. д.). Равным образом и церковное предание не сообщает ничего определенного о проповеди ап. Петра в названных им 1:1 местностях.

Что же побудило ап. Петра обратиться с посланием к христианам этих провинций? Общею целью послания, как видно из его содержания, является намерение апостола — утвердить читателей разных общественных положений в вере и правилах жизни христианской, устранить некоторые нестроения внутренние, успокоить в внешних скорбях, предупредить от соблазнов со стороны лжеучителей, — словом, насаждение в жизни малоазийских христиан тех истинных духовных благ, недостаток которых в жизни и поведении которых был ощутителен и сделался известным апостолу Петру, быть может, при посредстве бывшего с ним в то время ревностного сотрудника Павлова Силуана (1 Петр 5:12 ; 2 Фес 1:1 ; 2 Кор 1:19 ). Можно лишь заметить, что и наставления, и особенно предостережения ап. Петра отличаются более общим характером, чем наставления и предостережения в Павловых посланиях, что и естественно ввиду того, что ап. Павел был основателем малоазийских церквей и ближе знал условия их быта по личному непосредственному опыту.

Местом написания первого соборного послания ап. Петра является Вавилон, откуда от имени местной христианской общины апостол посылает приветствие церквам малоазийским, которым направляет послание (5:13 ). Но что следует здесь разуметь под Вавилоном, мнения толкователей расходятся. Одни (Кейль , Неандер , Вейсог и др.) видят здесь знаменитый в древности Вавилон на Евфрате. Но против этого говорит уже то, что к евангельскому времени этот Вавилон лежал в развалинах, представляя одну обширную пустыню (ἔρημος πολλὴ — Страбон . География . 16, 738), а затем еще более — полное отсутствие свидетельств церковного предания о пребывании ап. Петра в Месопотамии и проповеди его там. Другие (Гуг , преосвящ. Михаил ) разумеют в данном случае Вавилон Египетский — небольшой город на правом берегу Нила, почти против Мемфиса: здесь была христианская церковь (Четьи-Минеи . 4 июня). Но о пребывании ап. Петра и в Египетском Вавилоне предание ничего не сообщает, оно лишь считает евангелиста Марка, ученика ап. Петра, основателем Александрийской церкви (Евсевий . Церковная история II, 16). Остается принять третье мнение, в древности высказанное Евсевием (Церковная история II, 15) и теперь господствующее в науке, по которому Вавилон (1 Петр 5:13 ) нужно понимать в аллегорическом смысле, именно: видеть здесь Рим (Корнели , Гофман , Цан , Фаррар , Гарнак , проф. Богдашевский ). Кроме Евсевия , из древних толкователей под Вавилоном разумели Рим блаж. Иероним , блаженный Феофилакт , Икумений . В пользу этого понимания говорит и текстуальное предание: многие минускульные кодексы имеют глоссу: ἐγράφη ἀπò Ρώριης . Если против этого указывали, что до написания Апокалипсиса (см. Откр 16:19 ; 17:5 ; 18:2 ), не могло образоваться иносказательное наименование Рима Вавилоном, то в действительности такое сближение первого с последним произошло, по свидетельству Шеттгена (Horae hebr. P. 1050), значительно раньше, будучи вызвано аналогиею между древним угнетением иудеев со стороны халдеев и позднейшим — со стороны римлян. И то обстоятельство, что в заключительных приветствиях Павловых посланий, написанных из Рима (к Филиппийцам, Колоссянам, Тимофею, Филимону) последний не называется Вавилоном, не исключает возможности такого словоупотребления у ап. Петра, которому вообще свойственна аллегория (напр., слово διασπορα в 1:1 , имеет духовный, переносный смысл). Таким образом, местом написания 1 соборного послания ап. Петра был Рим.

Трудно с точностью определить и время написания послания. Многие древние церковные писатели (св. Климент Римский , св. Игнатий Богоносец , Дионисий Коринфский , св. Ириней Лионский , Тертуллиан , Ориген , канон Муратория ) свидетельствуют о пребывании ап. Петра в Риме, но все они не датируют прибытие его в Рим даже хотя бы с приблизительною точностью, а говорят большею частью о мученичестве первоверховных апостолов, опять без точной датировки этого события. Поэтому вопрос о времени происхождения рассматриваемого послания должен быть решен на основании новозаветных данных. Послание предполагает устроение св. ап. Павлом малоазийских церквей, имевшее место, как известно, в третье великое благовестническое путешествие апостола языков, около 56-57 гг. по Р. Х.; следовательно, ранее этого срока первое соборное послание ап. Петра не могло быть написано. Затем в этом послании не без основания указывали признаки сходства с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам (ср., напр., Деян 26-27 гл. ). Именно тогда естественно было ап. Петру обратиться с посланием к малоазийским церквам, лишившимся своего великого благовестника, и преподать им наставление в вере и благочестии и ободрение в скорбях жизни. Таким образом, вероятным временем написания послания является период между 62-64 гг. (вскоре после первого послания, незадолго до мученической своей кончины апостол написал и второе послание).

По особенностям личной духовной жизни своей, а также и по особенному назначению послания, апостол Петр более всего и неоднократно поучает читателей христианской надежде на Бога и Господа Иисуса Христа и на спасение в Нем. Как апостол Иаков является проповедником правды, а евангелист Иоанн — любви Христовой, так ап. Петр есть по преимуществу апостол надежды христианской.

Исагогическая и толковательная литература о посланиях ап. Петра на западе очень значительна, таковы, напр., труды Hofmann ’а, Wiesinger ’а, Kühl ’а, Usteri , Sieffert ’а и др. В русской библиологической литературе нет специальной ученой монографии о посланиях св. ап. Петра. Но весьма ценные исагогико-экзегетические сведения о предмете содержатся в трудах 1) проф. прот. Д. И. Богдашевский . Послание св. Ап. Павла к Ефесянам . Киев, 1904; и 2) проф. О. И. Мищенко . Речи святого ап. Петра в книге Деяний Апостольских . Киев, 1907. Заслуживает также полного внимания брошюра епископа Георгия . Изъяснение труднейших мест первого послания св. апостола Петра . 1902. Ближе же всего изъяснению посланий ап. Петра, как и других соборных посланий, служит классический труд преосвящ. еп. Михаила. Толковый Апостол . Кн. 2-я. Изд. Киев, 1906. Имеют известное значение и "Общедоступные объяснения " соборных посланий архимандр. († архиеп.) Никанора . Казань, 1889.

5:1 сопастырь. Хотя Петр уже упоминал свое звание апостола (1,1), здесь, в поддержку руководителей малоазийских церквей, он подчеркивает свое с ними единодушие и общность.

5:2 пасите Божие стадо. Это выражение в общих чертах описывает обязанности пресвитера. Образ пастыря подразумевает заботу, защиту, управление и руководство. В ВЗ это слово служило метафорой для обозначения вождей Израиля (Иез. 34,1-10). Сам Иисус обрисовал им Свое отношение к Церкви (ср. 2,25; см. Лк. 15,3-7; Ин. 10,1-18). В устах Петра это слово заставляет вспомнить его вторичное призвание (Ин. 21,15-17).

надзирая. Греч.: "эпископунтес", того же корня, что и существительное "эпископос" - епископ, надзиратель, блюститель (2,25; Деян. 20,28; Флп. 1,1; 1 Тим. 3,1.2). "Епископ" употреблено как допустимый синоним слова "пресвитер" ("старейшина", "старший") в Деян. 20,17 и Тит. 1,6.7. Епископство подразумевает надзор, управление и руководство (Тит. 1,7 и ком.).

не для гнусной корысти. Осуждается корыстолюбие и алчность, но не продиктованная любовью благодарность за труд (1 Кор. 9,14; 1 Тим. 5,17.18).

5:4 Пастыреначальник. Христос (2,25). Такое именование выявляет связь пастырской заботы Христа с деятельностью церковных руководителей: они - помощники Пастыря, ответственные перед Ним.

5:5 пастырям. Это же греч, слово в ст. 1 употреблено в смысле "церковнослужители"; здесь это слово, вероятно, имеет более общее значение - "старшие" (ср. 1 Тим. 5,1).

5:8 противник ваш диавол ходит. Греч. слово, переведенное "противник", применялось к оппоненту на судебном разбирательстве; слово "диавол" (греч.: "диаволос") - перевод в Септуагинте еврейского слова "сатана", которое и означает "противник", "клеветник" или "обвинитель" (Иов 1,6-12; Зах. 3,1.2; ср. Откр. 12,9.10). Фраза указывает на первичный источник любых преследований.

как рыкающий лев. Образ, возможно, заимствован из псалмов (напр., Пс. 7,3; 9,30.31).

5:10 Бог же всякой благодати. Бог дарует помощь и силу соразмерно всякой нужде и потребности.

призвавший нас в вечную славу Свою. Цель извечного и действенного замысла Божия в отношении верующих - прославление их (Рим. 8,28-30; 2 Кор. 4,17).

во Христе Иисусе. Все дары Божией благодати подаются верующему через его единство со Христом. См. ком. к 2 Кор. 5,17.

5:12 чрез Силуана. Вероятно, Сила из Деян. 15,40, спутник Павла в его втором миссионерском путешествии. Выражение "чрез Силуана" не уточняет его роли. Может быть, он просто доставил послание, а может быть, служил секретарем (писцом).

5:13 Приветствует вас... церковь в Вавилоне. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

Марк, сын мой. Иоанн Марк (Деян. 12,12.25; 13,5.13; 15,37-39). Согласно Папию (ок. 60-130 гг. по Р.Х.), Марк тесно сотрудничал с Петром и от него получил большую часть материала для своего Евангелия.

5:14 лобзанием любви. Поцелуй был и есть распространенная форма приветствия на Ближнем Востоке (Мф. 26,48.49; Лк. 15,20), соответствующая современному западному рукопожатию. Для христиан этот обычай должен быть внешним знаком их любви и единства. Ср.: "целование святое" (Рим. 16,16; 1 Фес. 5,26).

5:1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
Пётр снова может показаться нескромным, заявляя о себе пред всеми, что он – сопастырь Христа и соучастник будущей славы помазанников, которая непременно откроется. Но это только кажется: это нормально, если музыкант, к примеру, заявляет о себе как о музыканте и уверен в том, что он будет участвовать в предстоящем концерте, ибо его пригласили и он об этом точно знает, получив пригласительный. Наблюдатель со стороны, не слыша его игры и не видя пригласительного – может, конечно, засомневаться в правдивости музыканта, но что до того? Музыкант сам в себе знает, что это так, да и всё.

Так же и Пётр знал сам в себе о том, что его пригласили участвовать в главном «концерте» вселенной - в тысячелетнем правления Христа в качестве его соправителя.

5:2-4 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы
Всем пастырям в собраниях не помешает усвоить, что пасти надлежит им - стадо Божье, не своё. В церкви Божией в принципе - никто никого не должен заставлять что - либо делать, разве что - попросить. Этот выбор - как и каким даром послужить другим - каждый решает добровольно, по мере дара, который дал Бог. Поэтому те, кто становятся пастырями, делают это добровольно. И уж если вызвались по доброй воле за стадом Божьим присматривать – то тогда и пасите с большим желанием и с радостью, а не так, словно из под палки и злясь на тех, кто требует вашего внимания и отнимает ваше время. (Лучше не беритесь – греха в том не будет, чем, взявшись - угробите чужое стадо.)

И не вздумайте, пастыри, господствовать над чужими овцами (распоряжаться ими по-своему и в своих целях). В том, как нужно жить в обществе соверующих – показывайте личный хороший пример.

Братья, желающие пасти Божье стадо, не только не должны изначально иметь неправильные мотивы (например, желание выделиться среди соверующих или чем-то попользоваться от них, или поблистать на сцене), но и должны следить за собой постоянно для того, чтобы, имея изначально исключительно чистые мотивы - со временем незаметно для себя не обрести и нечистые.

Подавать пример стаду - это единственно возможный и самый лучший способ вести стадо. Ибо в большинстве случаев люди учатся от нас не тому, что мы говорим, а тому, как мы поступаем. Поэтому пастырь прежде всего обязан постараться жить так, чтобы подавать достойный подражания пример, благодаря которому идущие за ним - могли бы прийти к Богу.
Только в этом случае усилия пастырей в СВОЁ ВРЕМЯ (не сию же секунду и не для этого века) будут учтены добрым воздаянием в вечности за всё их добро для собрания и дела Божьего.

5:5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Н
е только на пастырей Бог возлагает определённые обязанности, но и на овец, пасущихся под надзором пастыря – также.

Овца - это кроткое и послушное животное и Бог не есть Бог неустройства, но Бог порядка. Не предусмотрел Бог, чтобы в стаде каждый сам себе пастырем был. Но предусмотрел, чтобы кто- то, кто это может делать - координировал действия всего стада в интересах дела Божьего. Подчинятся в Господе пастырям или нет - это не вопрос личного предпочтения, а вопрос доверия к Отцу.

И друг другу в собрании - тоже подчиняться должны. Ведь ежели Ваня, например, который три дня назад крестился, покажет по Писанию авторитетному брату, например, старейшине, что тот в чём-то неправильно поступает, не по Христу - должен ли этот авторитетный брат слову Божьему, Ваней показанному, подчиниться? Должен. Ибо суть собрания не в том, что пастырь - командует овцами, а в том, что каждый должен помочь каждому крепко держаться пути Божьего и не сбиться с него. ВСЕМ надо дойти до конца и сформировать в себе христианские качества. Собрание в этом помогает.

Овцы также должны признавать старшинство пастырей и не затруднять им жизнь своими выбрыками, овец – много, а пастырь – один. И если каждая овца начнёт брыкаться – то бедный пастырь. Овцы должны помогать пастырю созидать собрание, а не мешать ему в этом. Такое мирное взаимное сотрудничество будет благословлено Богом, и собрание будет расти крепнуть. А к брыкающимся и упирающимся овцам – Бог не благоволит.

5:6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Каждый, кто сможет смириться под крепкую руку Божью и с уважением отнесётся к тому, что Он делает для народа своего, организовывая его через устройство собраний – В СВОЁ ВРЕМЯ ждут перемены к лучшему – «возвышение» положения по сравнению с тем, в котором христианам приходится пребывать в веке этом.

5:7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Как возложить все заботы на Иегову? Легко: забот в веке этом будет много. Всё , что мы можем решить сами - решаем сами. НО!! в согласии с Божьими принципами, а не по-своему. И только тогда можно будет сказать, что Бог берёт на себя решение наших проблем.
Если мы не можем решить проблемы сами, не нарушая Его принципов –тогда лучше вообще перестать решать проблему и надеяться, что Бог как-то отпустит её в своё время. Главное – не решать ничего по своим собственным принципам или по принципам мира сего.

5:8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить
Дьявол - представлен не просто ленивым сонным лёвиком, безразлично зевающим на добычу. Но представлен как голодный зверюга, ищущий каждую секунду, на кого же ему напасть. Кто не в укрытии и безоружен – тот и пойман будет им. Потому в «саванне» этого мира и нельзя расслабляться ни на секундочку: без оружия на природу - не выходить, а ещё лучше – из "укрытия" (собрания) не выползать.

Но что может опьянить или усыпить христианина? Очень даже это может сделать благополучие и некоторые успехи: когда, например, наконец- то побеждена какая-то греховная привычка после многих усилий и ты чувствуешь себя героем, твердо стоящим на ногах - вот в это время ОСОБЕННО и нужно «трезвиться и бодрствовать». Ибо выиграть одно сражение - ещё не означает выиграть войну.

5:9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
Знание того, что точно такие же проблемы происходят во всём мире, и наши братья и сёстры как-то умудряются с ними справляться – помогут ободриться и справляться с ними так же: ведь все мы - из одного теста слеплены, если может хотя бы один, а то - и десять, и тысячи, то почему же не сможем мы?
Собрание справляющихся с проблемами - не пьющих, не курящих, не ворующих, не блудящих, и т.д. - поможет противостать дьяволу: на миру и смерть красна, с большим количеством людей и умирать не так страшно, не то, что бросать, скажем, курить или пить. Или претерпевать какие-то лишения.

Можно, к примеру, сильно расстраиваться из-за того, что нет возможности фрукты покупать (для полноценного питания), а когда узнаёшь, что у других братьев - на целый день одна картофелина для покушать и при этом - вера их совсем от этого не ломается, то и сам укрепляешься и не думаешь уже о себе как о ВЕЛИКОмученике.

5:10,11 Бог же всякой благодати..по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми
Как видно из этого стиха, любое наше страдание на самом деле - «кратковременное» (хотя кажется, что время остановилось, когда мы страдаем), и оно обязательно не сегодня, так завтра закончится. И хорошо, если не будет потом стыдно за свое поведение в то время, пока это «страдание» длилось.

Тем более, что помощник у нас в этом противостоянии дьяволу и искушениям есть: сам Иегова, дающий становиться всем нам на ноги. Он и поможет нам усовершиться – стать лучше, сильнее, твёрже в вере и решительнее в добрых делах, Он и помогает приближаться к совершенству.

Ему слава и держава во веки веков. Аминь
Потому именно Ему и принадлежит всяческая похвала и слава и честь вовеки

5:12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.
Силуан - хороший брат, ибо если бы Пётр не доверял ему – не послал бы его с письмом в собрания. Письма - иногда единственная возможность укрепить и ободрить кого-то, если нет возможности увидеться лично. А в нашем времени - интернет выручает в этом смысле: не приходится ждать месяцами посланников с письмами от соверующих.

5: 13,14 Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой.
14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.
Можно подумать, что у апостола Петра сын был, Марк. Но вот, что об этом - в словаре Брокгауза:

Марк (лат. "молот"), второе имя иудеохристианина Иоанна из Иерусалима (Деян 12:12). Возм., он был левитом, т.к. именуется двоюродным братом левита Варнавы (Кол 4:10; Деян 4:36, в Синод. пер. - "племянник": греч. слово анепсиос может иметь оба этих значения). М. часто отождествляют с юношей, к-рый во время ареста Иисуса, вырвавшись, убежал нагим, когда стража хотела его схватить (Мк 14:51,52). Дом Марии, матери Марка, стал впоследствии местом собрания Иеру-салимской церкви; туда после освобождения из темницы направился Петр (Деян 12:12). …
Во время первого заключения Павла М. находился при нем в Риме (Кол 4:10; Флм 1:24), и после второго ареста Павел настойчиво просил через Тимофея, чтобы М. прибыл к нему (2Тим 4:11). Позднее М. стал сподвижником Петра (1Пет 5:13), к-рый называл его "своим сыном". Это означает, что М. был приведен к вере Петром. Пребывание М. в Риме имеет особое значение, если учесть, что он - автор второго Евангелия. О его дальнейшей жизни и деят-сти ничего не известно. (Согл. раннехрист. преданию, М. основал церковь в Александрии Египетской, где и по сей день егип. христиане-копты благоговейно хранят память о нем, и там же он претерпел мученич. кончину во имя Иисуса Христа.)


И выражение здесь интересное: приветствуйте друг друга ЛОБЗАНИЕМ ЛЮБВИ – в щёчку, наверное, целовали друг друга близкие братья. Очень правильно, считаем, делали: обнимались и целовались по-братски.

Баркли: Самое интересное в этом стихе - призыв приветствовать друг друга поцелуем любви. На протяжении столетий такой поцелуй был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения; его история и его постепенное исчезновение представляют для нас большой интерес. У иудеев был такой обычай: ученик целовал своего учителя - раввина в щеку и клал ему руки на плечи. Именно это сделал Иуда, предавая Иисуса (Мар. 14,44). Поцелуй был знаком гостеприимного приветствия и уважения. (Лук. 7,45). Послания Павла часто заканчиваются призывом приветствовать друг друга святым целованием (Рим. 16,16; 1 Кор. 16,20; 2 Кор. 13,12; 1 Фес. 5,26).

Только вот поцелуй любви, должен быть от чистого сердца, а не как у Иуды.

V. Возложение новой ответственности (5:1-11)

В заключительной главе Петр говорит о той новой ответственности, которая ложится на членов Церкви в связи с приближением трудного времени. Он призывает пастырей заботиться о членах церкви, младших повиноваться старшим и всех верующих проявлять твердость в вере.

А. Пастыри да пасут (5:1-4)

Наставляя пастырей, апостол обращается к ним с призывами как в положительной, так и в отрицательной форме. В них нашло отражение сказанное в книге пророка Иезекииля (34:1-6), где не истинные пастыри противопоставлены Пастырю Истинному.

1-Пет. 5:1 . Наставляя старших братьев (пресбитероус, Деян. 11:30; 20:17), он говорит о себе как о "сопастыре" (симпресбитероус, т. е. как о выполняющем такую же, как они, работу. Как старший среди них он говорит о том, что пережил сам. Но по праву апостола (1-Пет. 1:1) и свидетеля (Деян. 3:15; 10:39) Христовых страданий говорит властным тоном. Петр упоминает и о том, что он - соучастник в славе, которая должна открыться (сравните 1-Пет. 4:13). Ранее апостол уже подчеркивал, что все, кто страдают со Христом, с Ним и прославятся (4:13).

1-Пет. 5:2 . Повеление пасите Божие стадо очень похоже на то, которое было дано самому апостолу Иисусом Христом (Иоан. 21:16). Употребленное здесь греческое слово поиманате означает "заботиться". Оно подразумевает не только заботу о пропитании, но всяческую заботу вообще, направление на верный-путь, защиту - словом, все те обязанности, которые несет пастух по отношению к своему стаду. Методом контраста Петр подчеркивает как побуждения, которыми должен руководствоваться пастырь в своем служении, так и характер, какой должно оно иметь.

Да служит пастырь по доброй воле, а не по принуждению извне: надзирая не принужденно, но охотно. Никакими социальными или финансовыми соображениями не должен быть подменен чистый стимул - исполнять Божию волю и служить Ему по доброй воле и со рвением: не для гнусной корысти, во из усердия (1-Тим. 3:8; Тит. 1:7,11). Пастыри, которые руководствуются нечистыми мотивами, заботятся лишь о себе, в ущерб своему стаду (Иез. 34:2-3).

1-Пет. 5:3 . Слово катакуриуонтес, переведенное как "не господствуя", подразумевает господство сильной личности над слабою (Матф. 20:25; Мар. 10:42; Деян. 19:6). Вот как говорит Иезекииль о лжепастырях: "Правили ими (овцами) с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря" (Иез. 34:4-5). Апостол призывает пастырей быть примером (типои, "типичный представитель" или "образец"), чтобы люди могли подражать им в служении. Не править должны они людьми, а вести их за собою, привлекая примером своей христианской зрелости.

1-Пет. 5:4 . Христос - Пастыреначальник (архипоименос). Он - Истинный Пастырь (Иез. 34:11-16), Добрый Пастырь (Иоан. 10:11,14), и Великий Пастырь (Евр. 13:20). И когда Он возвратится на землю, то сохранившие Ему верность пастыри разделят с Ним Его славу (1-Пет. 5:1) и получат неувядающие венцы (1:4).

Б. Повиновение младших (5:5-7)

От пастырей Петр переходит к овцам. Добрые вожди заслуживают того, чтобы добрыми были и те, кто следуют за ними. На тех же, кем руководят, лежит ответственность подчиняться и людям и Богу.

1-Пет. 5:5 . Также и младшие, повинуйтесь пастырям (3:1). Обычно руководителями церквей были люди старшего возраста. И более молодым членам церкви надо было добровольно чтить авторитет тех, на кого возлагалась ответственность руководителей. Но и тех и других апостол призывает облечься (енкомбосасте - "одеться", енкомбома - особый фартук, который носили рабы) в смиренномудрие. Истинное смиренномудрие - это действительно привлекательная "одежда" (3:8).

Возможно, Петр намекает на тот случай, когда Христос, препоясавшись полотенцем (чтобы умыть ноги ученикам), учил своих последователей, что без смирения - невозможно служение и что в служении смирение проявляется постоянно (Иоан. 13:4-15). Далее апостол приводит цитату из Прит. 3:34, чтобы подчеркнуть, что Бог отнюдь неодинаково относится к гордым и к смиренным: Бог гордым противится. я смиренным дает благодать.

1-Пет. 5:6-7 . Это знание Божиего подхода к упомянутым вещам должно было побуждать христиан подчиняться не только людям, но и высшей Божественной власти, и делать это добровольно и с охотою. Выражение "Итак смиритесь" можно было бы перевести как "дайте себе смириться". Те, кто страдали за имя Христово, должны были черпать мужество в осознании непреложного для них факта, что та же самая Всемогущая рука, которая проводит их через страдания, однажды вознесет их на небо (Иак. 4:10).

Далее Петр напоминает о классических словах из Нагорной проповеди Христа (Матф. 6:25-32), приводя цитату из Пс. 54:23 "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя". Все свои заботы верующие могут возложить на Него. Христос поддерживает нас, потому что мы являемся предметом Его забот. И доверие к Нему со стороны христиан как раз и опирается на этот факт.

В. Непоколебимость всех (5:8-11)

Но хотя верующим и следует возлагать все свои заботы на Бога, это не значит, что им можно быть беззаботными. В трудные времена они должны быть постоянно начеку, черпая силы в Самом Христе и укрепляясь Им.

1-Пет. 5:8 . Трезвитесь, бодрствуйте (1-Фес. 5:6,10). Впрочем, бодрствовать (то же, что "быть начеку") верующий должен всегда, потому что враг наших душ, диавол, неустанно ищет возможность, чтобы напасть на нас. Может быть, в этом стихе содержится завуалированный намек на ужасы Неронова времени, когда в римском Колизее выпущенные на христиан голодные львы терзали и пожирали их. К тому же стремится и диавол, только в духовном смысле - чтобы помешать свидетельству верующих.

1-Пет. 5:9 . Диаволу можно и нужно противостоять. Слово антистете, переведенное как "противостойте", встречаем и в Иоан. 4:7. Оно скорее подразумевает защиту, нежели нападение. Но твердо "противостать" сатане верующие могут только тогда, когда они полностью полагаются на Христа и тверды в своей вере в Него: противостойте ему твердою верою (сравните стих 12 и Кол. 2:5). Петр надеется укрепить своих читателей и напоминанием о том, что в своих страданиях они не одиноки. Сознание, что и другие христиане - братия ваши в мире - подвергаются таким же гонениям, должно усиливать их решимость "стоять твердо".

1-Пет. 5:10 . Апостол ранее призывал своих читателей так переносить страдания, чтобы действие Божией благодати в их жизни было видно окружающим. Теперь же, в заключительных словах благословения, он вверяет их Богу всякой благодати (4:10). В этом завершающем благословении кратко суммировано все поучение апостола Петра.

Да, страдания будут продолжаться, но только короткое время, тогда как слава Христова, к которой они призваны, будет вечною (Рим. 8:17-18; 2-Кор. 4:16-18). В данном стихе апостол седьмой раз повторяет слово "слава" (1-Пет. 1:7,11,21,24; 4:14; 5:1,10). Сам Бог совершит (в значении "восстановит") их, утвердит (2-Фес. 2:17), укрепит (сфеносеи, употреблено только одни раз во всем Новом Завете) и сделает их непоколебимыми (темелиосеи - сравните Кол. 1:23).

1-Пет. 5:11 . Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Это славословие идеитично славословию в 4:11. Апостол Петр воздает славу Христу, Которому принадлежит власть на все времена (Рим. 11:36; 1-Тим. 6:16). Можно ли сомневаться в том, что Он силен укрепить Своих чад, подвергающихся гонениям и преследованиям!

VI. Заключение (5:12-14)

1-Пет. 5:12 . Подобно апостолу Павлу, который, диктуя послания своим помощникам, заключительные их строки нередко писал собственной рукой, возможно поступил и Петр, и эти последние стихи написал своею рукою. Силуан помогал апостолу Петру как секретарь, которому он при надобности диктовал. Сие кратко написал я вам чрез Силуана. Возможно, Силуан же доставил это послание малоазийским церквам, находившимся в перечисленных в 1:1 провинциях.

Вероятно это был тот же человек, который сопровождал апостола Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян. 15:40). Цель своего послания апостол Петр выразил кратко: чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя. Он писал, увещевая христиан быть терпеливыми в гонениях, безропотно сносить страдания - так, чтобы истинная благодать Божия (1:13; 4:10), являемая в их жизни, видна была миру: это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, - писал он. И они должны были устоять в ней.

1-Пет. 5:13 . Петр передает привет малоазийским церквам от вавилонской церкви. Согласно историческим источникам, свои последние годы Петр провел в Риме. Не исключено, что "Вавилоном" апостол назвал здесь Рим - с тем, чтобы не навлечь опасности, угрожавшей им со стороны императора Нерона, как на римскую церковь, так и на самого себя, но существует мнение, что Петр действительно писал это послание, находясь не в Риме, а в Вавилоне, на реке Евфрате. Апостол передает также привет от своего духовного сына - Марка.

Это Иоанн-Марк, которого ранее апостол Павел послал в Рим (Кол. 4:10). Большинство богословов согласны в том, что Иоанн-Марк был двоюродным братом Варнавы и что он находился в Риме, когда Петр писал это послание. Если так, то под "Вавилоном" действительно понимался Рим. 5:14. Это "лобзание любви" (в нескольких вариантах) часто встречается в Новом Завете и, по-видимому, говорит о том, что обмен братскими поцелуями был тогда общепринятым знаком выражения христианской любви (Рим. 16:16; 1-Кор. 16:20,2-Кор. 13:12; 1-Фес. 5:26). Петр заканчивает тем, чем начал (1-Пет. 1:2), ободряя христиан среди гонений молитвой о ниспослании им мира, который обильно изливается на всех, кто во Христе, Князе мира.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то