Повседневная культура древней руси. Повседневная жизнь в древней руси Интерьер крестьянских изб

«Русские земли в XII XIII» - План урока. Чтение учебника стр. 128. Особенности культуры XII-XIII века. Зодчество – наука и искусство созидать здания, строить. Живопись. «Слово о полку Игореве». Церковь Спаса на Нередице. Иконопись. Владимиро-суздальское княжество. Софийский собор в Новгороде. Дмитриевский собор. Выяснить: Какими знаниями обладали русские люди в XII-XIII веках?

«Культура Руси» - Дмитровский собор во Владимире. Древнерусские афоризмы. Ювелирное дело: Школьная лекция. Тема урока: Важнейшие из летописей: Крестово-купольный стиль. Новгород. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Грамотность. Получив добро, помни, а сделав, забудь. Живопись, скульптура, музыка. Письменность.

«Ладожская крепость» - Древняя кладка. Фреска купола и барабана церкви Святого Георгия. Показать значение Ладоги в становлении русского государства с древних времен и до XVIII в. IX век. Интерьер церкви Святого Георгия. Курган Вещего Олега. Воротная башня. План Ладожской крепости в 1490 г. На Ленинградской земле такой заповедник появился впервые.

«Культура Руси 10-15 века» - Исторические события. Фрески Софийского собора. Свидетельство византийского дипломата. Серьги. Открытость и синтетичность. Как зарождалась культура Руси. Быт народа. Летопись была делом государственным. Монах Нестор. Создание центров письменности. Политические трудности. Управление княжествами. Архитектура.

«Зодчество Древней Руси» - Суздальский храм. История изучения. Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Часовня Трех Святителей, XVII в. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Фрагмент веранды. На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Один из наиболее распространенных в Заонежье домов-комплексов, получивших название "кошель".

«Культура Руси 9-13 века» - Грамотность, письменность, на руси. Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре. Особенности русской культуры X – начала XIII вв. Художественная резьба по дереву. Многими красотами прославлена ты…. Византия. План. Летописание и литература. Увенчанность строений башенками и теремами. Вывод.

Заним.особое место, 2 вида– трупоположение и сожжения. Первобытное погребение трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего хоронили подготовленным к этому второму рождению.Праславяне в бронзовом веке-отказываются от этого. Появл.обряд,порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом существе (звере, птице, человеке…), а перемещается в воздушное пространство неба. Это достигалось посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки над погребением модели дома, «домовины»Есть сведения, что покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распятиях, где скрещивались пути. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, – это межевые знаки, охранявшие границы родового поля и дедовской усадьбы.Есть и другие описания погребального обряда у славян: старейшина деревни объявлял жителям о смерти одного из них посредством черного жезла, носимого со двора во двор. Все жители провожали труп с громким плачем, а некоторые женщины в белой одежде лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на кладбище и сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в урны, глиняные, медные или стеклянные и зарывали вместе с плачевными сосудами. Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями и ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою.В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Другим способом хоронили так называемых заложных покойников – умерших подозрительной, нечистой смертью или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками(чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом)Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.обрядовая еда на поминках кутья, блины и кисель. Усопших поминали на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, вСемик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Цель- задабривание умерших предков. вера в «заложных покойников- люди, умершие не своей смертью, их боялись и почитали во время общих поминок.

9.Быт и нравы на Руси-10-12 век. Жилище

Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Выражали чувство строительной красоты, пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. деревянная арх.восходит к Руси языческой, арх.каменная связана с Русью христианской.Для русской деревянной арх.характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву-традиционное.Лес, дерево-гл.строймат., легко подвергалось обработке, удобно для строительства простейших жилищ. но не было долговечным и не могло противостоять огню, пожарам.Осн.тип жилища - изба - русский срубный жилой дом. Сначала избы -полуземляночными, при этом сруб опускался на полметра в землю, полы были земляными. Окон, как правило, не было. Печь топилась по-черному, то есть дым распространялся по избе. С боков и сверху изба обкладывалась землей. Со второй половины X в. начинают преобладать наземные избы, появляются деревянные полы на лагах, приподнятые над уровнем земли. В стенах изб начинают прорубать волоковые окна. Вначале они были узкими и заволакивались изнутри дощечками. Позже стали прорубаться и красные окна, в которые вставлялись слюдяные оконницы. Появлялись печи, которые топились «по-белому». Понадобились потолки, которые засыпались землей, и глиняные трубы, которые выводили дым через потолок наружу. Перед татаро-монгольским нашествием все больше появлялось двухкамерных и трехкамерных изб, кое-где строились и двухэтажные деревянные дома.

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

§ 29 – 30. БЫТ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА В XIII – XV ВЕКАХ

Возрождение хозяйства. Монголы нанесли сильнейший удар русским землям: уничтожили многие материальные и духовные ценности, разорили и сожгли десятки городов, увели в плен тысячи людей. Многие виды ремесла были забыты, центры культуры находились в запустении, прекратилось каменное строительство. В середине XIV века русские люди начали восстанавливать разрушенное хозяйство и города, возрождались ремёсла, торговля, сельское хозяйство.

При обработке земли преобладала трёхпольная система – поле делили на три участка: озимь, ярь и пар. Озимые культуры засевались осенью, урожай получали в следующем году. Яровые сеяли весной и в том же году получали урожай. Земля, отведённая под пар, отдыхала от посевов. В последующие годы участки чередовались.

Росло производство металла, из которого изготовляли оружие, кольчуги и шлемы. Этим занимались бронники. Село Бронницы на Мсте в Новгородской земле славилось своими кузнецами. В конце XIV века появилось огнестрельное оружие. Среди кузнецов были мастера пушечного дела. В 1470-е годы пушки стали лить из бронзы, но ручные пищали по-прежнему ковали из железа.

Широким спросом пользовались предметы из железа бытового назначения: ножницы, швейные иглы, гвозди, заклёпки, скобы, замки, ножи разных типов: кухонные, столовые, косторезные, боевые и многие другие.

Совершенствовали мастерство литейщики. Они освоили и художественное литьё, особенно церковной утвари. Колокол Троице-Сергиева монастыря, отлитый в 1420 году, весил 20 пудов. Основной продукцией гончарного производства были посуда и детские игрушки.

Плотники и мастера по дереву строили крестьянские избы, боярские хоромы, корабли, мостили улицы, изготавливали мебель. Искусные деревянные изделия украшали дома и их внутренние помещения.

В сельской местности крестьяне занимались домашним ткачеством. В этот период началось изготовление тканей на станках. Сырьём служили шерсть, лён и конопля. Население охотно покупало изделия кожевников, сапожников, шорников, сумочников, скорняков.

Русские люди осваивали токарный станок (из дерева) и подъёмные механизмы (применялись итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти при сооружении Успенского собора в Кремле). Со второй половины XV века в строительстве широко использовался кирпич. В 1404 году в Московском Кремле были установлены башенные часы, в 1436 году часы появились и в Новгороде.

Русские плотники

Ткацкий станок. Реконструкция Б. Колчина

Просвещение и литература. Распространение знаний и грамотности по-разному шло в деревне и шумном торговом городе, в монастыре и княжеском дворце. В сельской местности знания, необходимые крестьянину, передавали молодым старики. В виде примет и пословиц они сохранились до наших дней, например, «на Сретенье (2 февраля) – снежок, весной – дождёк», «май холодный – год хлебородный». В деревнях грамотными людьми были сельские старосты и священники. В воспитании детей большую роль играли сказки с положительными и отрицательными персонажами. Популярный герой сказок Иванушка-дурачок неизменно преодолевал все препятствия и всегда прощал своих заносчивых соперников.

Князья, бояре, горожане учились грамоте по книгам. Они умели читать и писать. Грамота была необходима для ведения различных торговых и имущественных дел. На пергаменте и бересте составлялись и записывались различные документы (купчие грамоты, челобитья, завещания, договоры и пр.). Однако среди богатых людей было немало таких, кто «еле брёл по грамоте».

С середины XIV столетия дорогую телячью кожу, использовавшуюся для изготовления книг, постепенно заменяла бумага. Книги стали дешевле и поэтому доступнее. Их читали вслух специальные чтецы. Тех, кто знал грамоту, т. е. умел читать и писать, называли вежами, незнающих грамоты – невежами.

В литературе, созданной в XIII – XV веках, развивались две темы – монгольское нашествие и объединение русских земель. В «Слове о погибели Русской земли» в поэтической форме прославляются русские князья и повествуется о прекрасной и изобильной стране, которая была растоптана полчищами Батыя. Куликовской битве посвящены «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина», автором которой был брянский боярин Софоний Рязанец.

Популярным чтением на Руси были жития святых. В них содержались сведения как бытового характера, так и из области культуры, истории, географии. Из житий известно, например, что будущие святые чаще всего начинали обучаться грамоте с семи лет. «Житие Александра Невского» с описанием подвигов князя составили вскоре после его кончины. Один из авторов, Епифаний Премудрый, живший в конце XIV – начале XV века, написал жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Своеобразный памятник литературы – описание путешествий. В XV веке свет увидело «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Он отправился в Персию и волей судьбы оказался в Индии. Афанасий Никитин ярко и точно описал неизвестную и таинственную страну. Тверской купец был первым европейцем, посетившим Индию. Португалец Васко да Гама оказался там на несколько лет позже Афанасия Никитина.

Школа в Московской Руси. Художник Б. Кустодиев

Сохранились и летописные традиции Древней Руси. В XIV – XV веках в летописании различных областных центров красной нитью проходила идея объединения Русской земли.

Нестяжатели и иосифляне. Церковные земли, выросшие до огромных размеров, стали предметом обсуждения в русском обществе.

Споры о церковном землевладении развернулись среди духовенства. Сформировалось два идейных течения – нестяжатели и иосифляне. Первое возглавил монах Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Он проповедовал нестяжательство – скромную жизнь монахов, которые живут за счёт собственного труда, и отрицал право монастырей на владение землёй и крестьянами.

Представители другого течения – иосифляне – во главе с Иосифом Волоцким, основателем подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря, отстаивали право церкви на земельную собственность. Они выступали за сильную и богатую церковь, но признавали зависимость духовной власти от светской.

Афанасий Никитин покидает Тверь. Художник Д. Н. Буторин

На церковном соборе в Москве в 1503 году Иван III поставил вопрос о ликвидации монастырского землевладения. Таким образом он хотел обеспечить землёй служилое дворянство. Нил Сорский призывал отказаться от права монастырей на землю, отойти от мирских дел и сосредоточиться на духовном самоусовершенствовании. Иосиф Волоцкий обвинил нестяжателей в том, что они ослабляют позиции церкви в государстве и наносят вред духовному воспитанию народа.

Иосиф Волоцкий добился успеха – земельная собственность церкви осталась в её распоряжении.

Архитектура. В XIII веке строительство церквей резко сократилось. В 1292 году около Новгорода была возведена первая со времён нашествия Батыя каменная церковь Николы на Липне. В 1360 году в Новгороде построили изумительную по красоте церковь Фёдора Стратилата, затем – церковь Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Храмы в Пскове сооружали таким образом, чтобы строения органично вписывались в окружающий ландшафт.

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде

Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

Образец каменного зодчества в Твери – белокаменный собор Спаса Преображения. Его построили в конце XIII века на месте деревянной церкви.

При Иване Калите началось возрождение каменного зодчества в Москве. Были построены белокаменные Успенский собор (1326 – 1327), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), ставший княжеской усыпальницей, церковь Иоанна Лест-вичника (1329). Спасский собор Андроникова монастыря (1425 – 1427) возвели на средства Ермолы – родоначальника купеческой династии Ермолиных.

С размахом строил сын Дмитрия Донского, Юрий, князь звенигородский. При нём появились придворный Успенский собор в Звенигородском кремле (около 1400) и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом (1405).

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

Московский Кремль. Князь Даниил Александрович около 1300 года огородил Москву сосновым тыном. Вначале это укреплённое место называлось детинец, затем – кремник или кремль. Сосновые ограждения продержались недолго, их превратил в пепел очередной пожар. В 1339 году при Иване Калите возвели крепость из дубовых брёвен. Однако в 1365 году её постигла та же участь – она сгорела. Пожары были частым явлением, и укрепления Москвы отстраивали неоднократно.

Иван III решил обновить оборонительные сооружения Москвы. Он приказал снести старые, уже обветшалые стены и обнести Кремль толстыми и высокими стенами на прочном фундаменте с боевыми башнями. По приглашению великого князя в Россию приехали знаменитые архитекторы из Италии.

Новый Кремль строили из кирпича и белого камня десять лет (1485 – 1495). На южной стороне Кремля – вдоль Москвы-реки – возвели крепостную стену и семь башен: Тайницкую, Водовзводную, Беклемишевскую, Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные. В 1485 году Антоний Фрязин построил первую из кремлёвских башен – Тайницкую. Она получила своё название не случайно: от подвала башни вёл тайный ход к Москве-реке.

В 1490 году приступили к укреплению северо-восточной части Кремля, со стороны Красной площади и Васильевского спуска. Там, где стены смыкались под острым углом, ставили круглые башни, которые давали возможность вкруговую обстреливать врага. Таких башен было две – Водовзводная и Беклемишевская. На случай длительной осады в них были устроены тайники-колодцы. Сооружали также мощные и высокие башни с воротами для проезда в Кремль. Ворота закрывались дубовыми или железными створами. С наружной стороны к проездным башням пристраивались отводные башни-стрельницы, с которых можно было поражать неприятеля, прорвавшегося к воротам.

Московский Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов

В 1495 году началась реконструкция западной части Кремля, защищённой рекой Неглинной. Работами руководил итальянский архитектор Алевиз Новый. По его проекту западную кремлёвскую стену соединили с ранее построенной Боровицкой башней и замкнули крепость.

Василий III повелел «вокруг града ров делати камнем и кирпичом и пруды чинити». Ров шириной 32 метра и глубиной около 12 метров выкопали на территории современной Красной площади, и он соединил реку Неглинную с Москвой-рекой. С обеих сторон ров обнесли невысокими зубчатыми стенами. Воду во рву удерживали шлюзы. Практически Кремль превратился в остров, неприступный для неприятеля. Площадь Кремля составила 27,5 гектара, общая протяжённость стен достигала 2235 метров.

В 1475 – 1479 годах Аристотель Фиораванти возводил новый (старый сильно обветшал) Успенский собор Московского Кремля. Иван III повелел итальянскому зодчему взять за образец Успенский собор во Владимире. Фиораванти придерживался традиций русской архитектуры. Величественный Успенский собор украсил Кремль и Москву – золочёные купола главного храма столицы были видны из каждой части города.

Успенский собор

Благовещенский собор, домовую (семейную) церковь русских князей (а позднее царей) строили мастера-зодчие из Пскова.

Итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари в 1491 году завершили строительство Грановитой палаты. Она получила своё название за облицовку фасада гранёным камнем. Здесь проходили приёмы иностранных послов, устраивали торжества.

Иван Великий решил возвести новый Архангельский собор (старый снесли). Итальянский архитектор Алевиз Новый в 1505 году начал строительство, которое продолжалось три года. В 1508 году собор был освящён. Впоследствии в нём хоронили князей и царей. В 1505 – 1508 годах итальянец Бон Фрязин работал над возведением высочайшей по тем временам колокольни, прозванной Иваном Великим.

Грановитая палата Московского Кремля

Живопись. Ни в какой другой стране не было написано так много икон, как в Русской земле. В каждом храме над так называемыми царскими вратами алтаря помещался деисус – композиция из икон: в центре – икона Иисуса Христа, справа от неё – Богородицы, слева – Иоанна Крестителя. Иконы апостолов, ангелов, святых составляли ярусы иконостаса .

Иконы для храмов и соборов писали мастера новгородской, ростовской, тверской, псковской, московской, вологодской школ иконописи. В 1294 году Алекса Петров написал для монастырской церкви Николы на Липне близ Новгорода икону Николы Липинского (Никола Чудотворец был особо любим в народе и почитался как покровитель мореплавателей).

Один из лучших образцов ростовской школы – икона Спаса Нерукотворного (начало XIII века). В 40-е годы XIV века для Успенского собора Московского Кремля была написана икона «Спас Ярое Око».

Талантливым живописцем, о котором сохранились достаточно полные и достоверные сведения, был Феофан Грек. Он работал в Константинополе, Галате и Кафе, на Руси – в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. Фрески замечательного художника хорошо сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В Москве он расписал церкви Рождества Богородицы (1395), архангела Михаила (1399) и Благовещения (1405). Деисус Благовещенского собора – вершина творчества Феофана Грека.

Феофан Грек. Столпник. Фреска из церкви Спаса Преображения

Во второй половине XV века писал иконы Дионисий. Талантливый художник создал фрески и иконостас Ферапонтова монастыря, который находится около Вологды.

Знаменитый русский художник Андрей Рублёв (его биография мало известна) в летописях упоминается рядом с именем Феофана Грека. Это свидетельствует о признании мастерства Андрея Рублёва. Созданную им икону «Троица» современники воспринимали как символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. В основе сюжета «Троицы» лежал библейский рассказ о явлении праведному Аврааму трёх прекрасных юношей-ангелов, в которых воплотилось триединое христианское Божество (Отец, Сын и Святой Дух).

Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. Вологда

Андрей Рублёв. Троица. Икона

Рублёв писал икону для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре «в похвалу святому Сергию» – основателю монастыря, великому русскому подвижнику. Последние годы жизни Андрей Рублёв провёл в Андрониковом монастыре в Москве.

Вопросы и задания

1. Используя материал параграфа и дополнительную литературу, расскажите об одном из ремёсел средневековой Руси.

2. Какие технические новинки появились на Руси в XIII – XV веках?

3. Какую роль играла грамота в жизни средневекового человека? Что значили слова «вежа» и «невежа»?

4. Какую роль играла церковь в жизни общества? Почему проблема монастырского землевладения вызвала острые споры?

5. Составьте рассказ об одной из башен Московского Кремля.

6. Какое из живописных произведений XIII – XV веков вам наиболее близко и почему? Используйте при ответе иллюстрации учебника.

Пищаль огнестрельное оружие в виде ружья, позднее артиллерийское орудие.

Нестяжательство отказ от собственности, бескорыстие.

Иконостас перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарь от остального помещения в церкви.

Около 1360/70 – около 1430 года – приблизительные годы жизни великого русского живописца Андрея Рублёва.

1466 – 1472 годы – путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию.

14715 – 1479 годы – строительство Успенского собора в Кремле.

Из летописного свидетельства о постройке Аристотелем Фиораванти Успенского собора:

«Взял с собой тот Аристотель сына своего, зовут Андреем, и слугу – зовут Петрушею, и поехал в Русь с послом Семёном Толбузиным.

Он расхвалил гладкость стен Успенского собора (который строили до приезда Аристотеля. – Авт. ), но нашёл, что известь недостаточно скрепляет и камень нетвёрд. Поэтому он все своды делал из кирпича, потому что, говорил, кирпич твёрже камня.

Старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на верёвке посреди них поперёк, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и подставил поленья, всё поставил на поленья, зажёг поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю и меньше того, так что не успевали убирать камни, а говорят, в три дня хотел её развалить.

В том же году (1476) Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквах дубовые брусья, всюду положил кованое железо.

В том же году Аристотель сделал колесо, и вверх камней не носили, но зацепляли верёвками и поднимали, а наверху зацепляли малые колёсики, которые плотники зовут векшей, ими поднимают землю на избу, – удивительно было на это смотреть».

Какие технические приёмы применил венецианский архитектор при строительстве нового Успенского собора?

Работаем с документом

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 5

В XIV веке начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Этому способствовала умелая политика московских князей, прежде всего Ивана Даниловича Калиты. Значительную роль в пробуждении народного патриотизма играла Русская церковь. Москва сумела преодолеть сопротивление соперников – Тверского и Литовского княжеств и стала духовным и политическим центром складывавшегося Российского государства.

Событием огромного значения была Куликовская битва. С благословения Сергия Радонежского полки московского князя Дмитрия Донского разгромили ордынское войско Мамая и тем положили начало освобождению русских земель от власти Золотой Орды.

При Иване III было окончательно свергнуто ордынское владычество, укрепился международный авторитет государства, совершенствовались его управление и законодательство.

Много сил русские люди приложили, чтобы обеспечить хозяйственный подъём страны, возродить ремёсла и торговлю, зодчество, летописание. Преобразился Московский Кремль, при Иване III он стал неприступной крепостью. Русская живопись (преимущественно церковная иконопись) достигла своего расцвета благодаря творчеству Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА Мы строим свою программу на основании реального опыта нашего прошлого. Вся трудность вопроса заключается в том: чем же было наше реальное прошлое? Кто дает наиболее точный ответ на этот вопрос?Проф. Виппер признавался, что для изучения истории

Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

Молитва русского народа Итак, от двери спальни, в которую ночью 19 июля 1914 года вошел император Николай II, мы перенеслись на 81 год назад, в 6 декабря 1833 года (18-е по новому стилю), в совершенно другую еще страну. Чтобы понять, насколько она другая – достаточно оглядеться по

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Теневой народ автора Прохожев Александр Александрович

2. Геноцид русского народа Триста лет русский народ находился под татаро-монгольским игом. С 1917 года Россия и русский народ подпали под еврейское иго.Татары не оскорбляли религиозных чувств православных, не оскверняли и не разрушали церквей. Они оставляли власть русским

автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в IX–XI веках В IX–XI веках с политической точки зрения в Грузии сложилась довольно сложная ситуация. Отдельные грузинские царства и княжества вели ожесточенную борьбу за первенство в деле объединения страны. Помимо этого страна страдала от постоянных

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономика, культура в XI–XIII веках Экономическое и социальное развитие Грузии в XI–XIII веках Объединение страны, усиление царской власти и освобождение от турок-сельджуков способствовали экономическому развитию Грузии и ее процветанию. Наряду с развитием сельского

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в XIII–XV веках Создавшееся в Грузии тяжелое политическое, экономическое и социальное положение оказало влияние на развитие грузинской культуры.1. Просвещение. Главным культурным центром страны являлся город Тбилиси. Несмотря на многократное разорение и

Из книги История народа Рос [От ариев до варягов] автора Акашев Юрий

§ 2. Происхождение названия русского народа В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. От решения этого вопроса зависит и ответ на некоторые другие важнейшие вопросы: о древности этого народа, о его этнической

автора

Глава 13. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА О характере русского народа есть два полярных мнения. Одно мнение, укрепившееся в XIX веке, об имперскости русского народа, идет с Запада. Этот заброшенный образ подхватили и некоторые политические группировки на окраинах империи. Имперский

Из книги Страна незаходящего солнца [Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа] автора Бажанов Евгений Александрович

Часть II. О САМОНАЗВАНИИ РУССКОГО НАРОДА Для начала мы должны четко разграничить понятия самоназвание народа и название русского народа в других языках. Название нашего народа или любого другого у иноземцев может по самым разным причинам не совпадать с самоназванием.

Из книги Историческая правда и украинофильская пропаганда автора Волконский Александр Михайлович

Три ветви русского народа Запустение Киевской Руси Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская. Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции)

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

4. Быт русского народа Новые бытовые формы культуры насаждались в жизнь дворянской элиты. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды для дворян (венгерской, саксонской и французской).Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу

Из книги Прорваться в будущее. От агонии – к рассвету! автора Калашников Максим

Русского народа уже нет «Свободная пресса» продолжает дискуссию «Россия для русских?», в которой представители самых разных политических сил высказывают свою точку зрения на современное положение русского народа, ищут пути преодоления межнациональных проблем в

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА V Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием и немецко-шведской крестоносной агрессией

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали соб-ственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.

В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помеще-ния, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумер-ках зажигали свечи из сала или воска.

Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохра-нялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели ого-роженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым эле-ментом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.

Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностран-ных дорогих тканей.

И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.

И. Аргунов. Женщина в кокошнике. 1784 г.

Женские сорочки были длинные, до пят, сверху на них надевали сарафаны - платья из плотной ткани без рукавов, украшенные вышивкой. Когда дождило, женщины одевали плащи-накидки. Зимой носили меховую одежду: богатые из дорогого меха, а бедные - дешёвого. Русская княгиня в XV в. могла иметь десяток, а то и больше шуб из самого разнообразного меха. Шубы берегли, носили опрятно и передавали в наследство. Материал с сайта

Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины пря-тали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.

Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.

Питались в основном мучными блюдами и кашами. «Хлеб и каша — пища наша», утверждает российская поговорка. Хлеб ели ржаной, изредка — пшенич-ный. Завтракали слабо, но обед и ужин были сытными. Традиционные кушанья: рассольник, щи, каша, блины, оладьи и др. Ели также много фруктов, ягод, грибов, орехов и меда. Часто ели рыбу, молоко, сыр, масло, яйца. Вельможам подавали дичь (оленя, зайца, кабана, рябчика, утку), а простые люди ели баранину, телятину.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Как зарождалась культура Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Карта. Киевская Русь в 10 - 12 веках.

Весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т. д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем — как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным — влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась,— угрофиннов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но и с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Многие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры. Многие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое, аскетическое христианство Византии, перенесенное на русскую почву с ее культом природы, с поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью, существенно преобразилось. Это нашло отражение во всех областях культуры. Не случайно во многих церковных памятниках культуры, например в сочинениях церковных авторов, мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей, а вершина духовного достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полку Игореве» — все пронизано языческими мотивами.

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муки ради людей.

Письменность, грамотность, школы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. Об этом говорит «Житие» славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян до их христианизации.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., также были написаны на греческом и русском языках. К этому времени относится существование толмачей — переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Тем не менее христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводились, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания святых. Переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия» , содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние» , которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв., особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Витебске, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем — деловые, в том числе юридические, документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка.

Осталось и еще одно любопытное свидетельство развития грамотности на Руси — так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей — размышления о жизни, жалобы, молитвы. Так, Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: «Ох, тяжко мне» — и подписался своим христианским именем Василий.

Летописи. Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т. е. изложение событий по годам, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству ясное видение эпохи.

Летопись была делом государственным, княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие тому или иному княжескому дому.

Летописание, по мнению ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы.

Вторая летопись была создана при в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Вот это-то его умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Свод, который вошел в историю под названием «Повесть временных лет» , создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считают автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

В первых строках летописец поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?» Таким образом, уже в этих первых словах летописи говорится о тех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. И действительно, летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире — сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего историка, вносившего в повествование философско-религиозные обобщения, свои темперамент и стиль.

Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси — становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах «Повести временных лет» — князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Рассказано о военных походах и организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек, руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Убийство, предательство, обман, клятвопреступления Нестор осуждает, превозносит честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских государственных идеалов.

В 1116—1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого и писалась «Повесть временных лет» . Мономах отнял летописание у печерских монахов и передал его в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр и стал автором нового свода. В нем положительные оценки Святополка были поумерены, зато оказались подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, но основная часть «Повести временных лет» осталась неизменной. И в дальнейшем «Повесть временных лет» входила непременной составной частью как в киевские летописи, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.

По мере и возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода, появились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяславле. В каждом из них отражались особенности истории своего края, на первый план выдвигались собственные князья. Так, владимиро-суздальские летописи показывали историю правлений Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо; галицкая летопись начала XIII в. стала, по существу, биографией князя-воина Даниила Галицкого; о потомках Святослава Ярославича повествовала в основном черниговская летопись. И все же и в этом местном летописании четко просматривались общерусские культурные истоки. Некоторые местные летописи продолжали традицию русского летописания XI в. Так, на рубеже XII — XIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую историю.

Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо.

Древнерусская литература XII век

Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати» , в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Это «Слово...» посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту Руси среди других народов и государств, роли великокняжеской власти, ее значения для русских земель. «Слово...» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Илариона.

Основной темой «Слова...» Илариона стала идея равноправия Руси среди других народов и государств. Автор утверждает свободу выбора религии со стороны Руси, отмечает значение Владимира как русского апостола, сравнивает его с императором Константином Великим, сделавшим христианство государственной религией Римской империи, с первыми христианскими апостолами. Говоря о первых русских князьях, Иларион гордо отмечает: «Не в плохой стране и не неведомой земле были они владыками, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». Эта идея связи Руси с мировой историей затем нашла отражение и в «Повести временных лет».

Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения, например «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира Святославича. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе» , святых покровителях и защитниках Русской земли.

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор . Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал «Чтение о житии Бориса и Глеба» . В нем, как и в «Слове...» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору писателей беспокоит нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущих кровавых усобиц.

Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое «Поучение детям» , ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них находил он ответ на мучившие его вопросы, в них черпал нравственную опору. Он начинает цитировать Псалтирь с бессмертных слов: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него» . Его «Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в торжество добра, в бессмысленность и обреченность зла.

В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места» . Богомольный русский человек отправился к Гробу Господню и проделал длинный и трудный путь — до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время существовало государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у Гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около Гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».

И «Поучение» , и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

XII— начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, о котором мало что известно. Он, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении» , Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя.

Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» , ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.

В «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в «Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, когда некоторые князья начали осуществлять централизаторскую политику.

Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.

Первые русские храмы XI - XII века

Архитектура. Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.

Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и До настоящей поры.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы , в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами — свидетельства мощи и красоты.

В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире — величественный и одновременно скромный.

В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймете, о чем идет речь.

Древнерусское искусство

Искусство. Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеванию Бога, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве плоть торжествовала над духом и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. Это нашло выражение в том, что и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отметалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, были свойственны византийскому искусству, ставшему образцом для русского христианского искусства.

Перенесенное на русскую почву, каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению, искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. И с первых же лет перенесения византийского церковного искусства на Русь оно испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.

Выше уже шла речь о том, что однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах-живописец Ллимпий. Про него современники говорили, что он «иконы писать хитр был зело» . Иконописание было главным средством существования Алимпия, но заработанные средства он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображения русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы» , где при всей условности облика ангела чувствуется его трепетная и красивая душа. На иконе «Спас Нерукотворный» Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. На иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты.

Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд» , украшали Дмитровский собор.

В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных икон. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта» , изображающая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую, властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.

На протяжении многих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба , особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнего русского искусства вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры — золотых и серебряных дел мастера. Они изготовляли браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, украшали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и любовью украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей и ювелирными украшениями оклад Евангелия, созданный по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого, так называемое «Остромирово Евангелие» — самая древняя из сохранившихся до наших дней русских книг.

До сих пор вызывают восхищение сделанные русским ремесленником серьги (XI—XII вв.). Они представляют собой кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагавшие увеличительными приборами, представить себе трудно.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали» . На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах — лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. Известно, что при дворах русских князей во время пиров присутствовавших развлекали певцы, сказители, гусляры.

Фольклор. Важной составной частью древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали» (как правило, с их согласия) или выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками» . Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславович мог обернуться сизым соколом, серым волком.

В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина Змеевича просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом. Под именем Жидовина выводится Хазария, где государственной религией был иудаизм. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непросто складывались отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они — и князь, и герои — в конце концов решали одно общее дело — дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира слился обобщенный образ и Владимира Святославича — воителя против печенегов, и Владимира Мономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей — смелых, мудрых, хитрых. А в некоторых былинах отразились легендарные времена борьбы предков восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами. Былины, повествующие о древних богатырях тех времен, сродни эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.

Быт в Киевской руси XII века

Быт народа . Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Люди жили как в больших для своего времени городах, насчитывавших десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов, и деревнях, в которых группировалось по два-три двора.

Самым большим городом долго оставался Киев. По своим масштабам, множеству каменных зданий — храмов, дворцов — он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию и приехавшая в Париж XI в., была удивлена убогостью французской столицы по сравнению с Киевом. Здесь сияли куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ победы русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца находились бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом Ярославовом городе стояли дворы видных бояр, здесь же на горе находились и дома богатых купцов, других видных горожан, высшего духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями.

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла сложная жизнь — здесь располагались дружинники, слуги, толпилась челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. В сенях, просторных гридницах нередко происходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой, родной «мед» , слуги разносили огромные блюда с мясом, дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин — деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта, особенно на севере, являлась баня.

Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего света, включая Индию и Багдад. По склонам гор к Подолу спускались разноликие — от хороших деревянных домов до убогих землянок — жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов.

По улицам города сновала пестрая, разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, украшениями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла — меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду — сарафаны, голову накрывали убрусами (платками).

Храмы, дворцы, деревянные дома и полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, там же шумели торги, а в праздники нарядные жители заполняли узкие улицы.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских набегов деревянные жилища. Причем нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то