Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с онр. Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза материал на тему Формирование звукового анализа и синтеза

Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Практическое пособие

г. Николаевск-на-Амуре

2018г.

Методическое пособие по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в ДОО: Практическое пособие сост. Н. А. Полюх – Николаевск – на – Амуре 2018г. – 27с.

В пособии изложена авторская система игр и упражнений по развитию сложного звукового анализа и синтеза, начиная с определения первого и последнего звука в слове и заканчивая определением позиционного положения звука в слове.

Разнообразный материал пособия поможет педагогам сделать сложный процесс развития звукового анализа и синтеза интересным и занимательным для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие может быть использовано студентами дошкольного и школьного отделений учреждений НПО, СПО, логопедами, воспитателями, а так же родителями.

Введение

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что ребенок овладеваетосновными навыками звукового анализа (мысленногорасчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза(сочетания звуковых элементов в единое целое). И толькопотом происходит знакомство с обозначением звуковсоответствующими буквами. На основе звукового анализа исинтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям устной и письменной речи (дислексии и дисграфии).

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1. Элементарный (простой) звуковой анализ - выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

2. Сложный анализ.

    Определение первого и последнего звука в слове.

    Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Определение последовательности звуков в слове.

    Определение количества звуков в слове.

    Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакойнеобходимости – реб ё нок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отвед ё н так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий, поэтому если реб ё нок прид ё т в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Поэтому необходимо постепенно подготавливать реб ё нка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности - игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6 – 7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Хорошо бы иметь план работы (например, на неделю), чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но имел возможность отметить свои достижения и наметить дальнейшую работу. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Подсказка, поправки по ходу выполнения заданий должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам, оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Данная работа проводится постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и, в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Данное методическое пособие может быть использовано воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста и учителями при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, и с учащимися ОВЗ.

Последовательность формирования умственных действий при развитии звукового анализа и синтеза.

1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

3. Затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

4. И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С».

«Поймай мяч» - 2

Задание для ребенка: «Ты будешь бросать мяч, называя слово со звуком «Ш» в конце слова.

«Секретное слово»

Задание для ребенка: «Я буду называть слова, в которых отсутствует первый звук(ак: рак, мак, бак, лак). Вы должны отгадатьслова, показать картинку и правильно произносит все слово».

«Жетончик»

Задание для ребенка: «Те, кто придумает слово на звук «Р», получит жетончик. В конце игры мы посчитаем, у кого больше жетончиков». Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой. Например, «Овощи», «Животные» и т. д.

«Узнай слово»

Задание для ребенка: Я назову слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Выдобавьте последний звук и произнесите полученное слово.

«Цепочка»

Задание для ребенка: Придумайте слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: носок - кошка – арбуз – зонт – танк.


«Пирожки»

Задание для детей: Угости гостей только теми пирожками, в названии которых первый, (последний) звук «А», «О», «М» и т. д.

«Наряди ёлочку»

На шарах с обратной стороны наклеены картинки.

Задание для детей: назови первый (последний) звук в слове и повесь шар на елку.

«Дорожка ёжика»

Задание для ребенка: Определи место звука в слове (начало, конец),передвигая ежика по дорожке. Педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или кокоСС). Если звук слышится в начале слова,ежик идет в начало дорожки, если звук слышится в конце слова,ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там.

Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу иконцу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например,земляничкой и грибом.

«Что хотела сказать кукла?»

Задание для детей: «К нам из Африки приехала кукла, она плохо умеет разговаривать. Давайте научим ее правильно говорить». Педагог ходит с куклой в руках по группе и говорит, опуская в словах первый или последний звуки: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д.

«Потерянный звук»

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она, сидя у окошка.

«Речевое лото»

У ребенка карточки с картинками. Ребенок получит карточку после того, как назовет первый и/или последний звук в слове.

«Речевое лото» - 2

У ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.

«Волшебный коврик».

Перед каждым ребёнком набор звуковых символов: синего, зелёного, красного цветов.

Задание для детей: Ребята, когда вы услышите в слове первый звук, то кладете соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов.

«Дежурный звук»

Задание для детей: Педагог произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком в начале слова. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

ЛЬ: лев, леопард, лиса.

Р: роза, ромашка.

РЬ: редис, репа, ревень.

С: сова, соловей, сыч.


Упражнение

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются или заканчиваются на заданный звук, например на звук [з].

Упражнение «Светофоры».

На доску выставляются три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

«Кто лучше слушает?»

Задание для детей: Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Это Оля и Коля. Они очень любят своего ослика. Оля хотела научить прыгать через обруч своего ослика. Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул через обруч. Коля сразу стал угощать ослика.

«Сороки»

С использованием прищепок. Прищепкипревращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком «С». Дети выбираюткартинки со звуком «С» в начале и в конце слова .

«Отгадай слово»

Задание для детей:По первым звукам названий картиноксоставьте слово

Упражнение

Задание для детей: обозначь место звуков в словах соответствующим цветом на схемах: звук «к» - синим, «кь» - зеленым.

«Логопедическое домино»

Перед началом игры выкладываются из коробки карточки-домино на стол картинками вниз, тщательно их перемешивают и предлагают участникам игры брать по столько-то карточек-домино. Например, по 4,6,7 и т.д. в зависимости от количества играющих. Если в процессе игры у играющего нет нужной картинки, он берет карточку из запасных, пока не достанется нужная карточка. Играющий четко и правильно называет первый и последний звук на карточке. Если при этом нужный звук определен и произнесен неправильно, то он штрафуется или теряет свой ход.

Выигравшим считается тот, кто раньше выставил свои карточки-домино.

Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец)

«Цветочная полянка»

Задание для ребенка: «Сорви цветок и назови гласный звук в середине слова». «Сорви цветок и определи, где находится звук «П» в начале, середине или в конце».

«Пчелка»


Задание для ребенка: «Пчелка труженица готовится к зиме. Помогите пчелке в улей собрать мед. Для этого необходимо определить,(место звука в слове)где находится звук, в начале, середине или конце.

«Фантазеры»

На столе разложены картинки, например, со звуком «Ш». Ребенокговорит: «Я шел в детский сад, и по дороге увидел…», называет 2 или 3 картинки, где звук «Ш» находится в начале, середине или конце слова.

Угощенье для друзей»

Задание для ребенка: «К белочке придут гости, она готовит для них угощенье. Разложите по тарелкам угощенье, определив место звука «М» или «Г» в слове».

«Чудесная удочка»

Использовать удочку с магнитом вместо крючка. Опускатьудочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы.

Задание для ребенка: Удочкой поймайте рыбку и определите место звука «Л» или любой другой заданный звук в слове (начало, середина, конец).

«Чудо-дерево» - и, - о, - э, - а, - у) выпавшему на кубике.

«Этажерка»

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

«Пчелка Майя», «Зайчонок»

Педагог произносит слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает картинку в начало (середину или конец дорожки).


«Лото»

Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры педагог называет слова. Дети определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

«Почта»

Задание для детей: Опусти в почтовые ящики письма, в названии которых звук «с» слышится в начале слова в первый ящик, в середине – во второй ящик, в конце в третий ящик.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………..………………...……. 3

1. Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове............6

2. Игры и упражнение на определение места звука в слове

(начало, середина, конец)………………………………………………………….....12

3. Определение последовательности звуков в слове………………………………..15

4. Определение количества звуков в слове …………………………………………19

5. Определение позиционного положения звука в слове ……………………….....22

6. Твердые и мягкие звуки……………………………………………..………......…23

Последствия несформированности

При несформированности навыка звукового анализа у некоторых детей отмечаются выпадение некоторых звуков или частей слова. По большей части пропускается часть слова, находящаяся в безударном положении, или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Изредка можно увидеть и лишние звуки в слове (соленце, кошыка). Несформированность слоговой структуры слова говорит о том, что у детей отсутствуют в полной мере конкретного представления о звуковом составе слова. Восприятие звуков речи и выполнимость их анализа являются у детей, имеющих несформированность звукового анализа и синтеза, не связанные с нарушениями артикуляционного аппарата, неполноценными. Их неполноценность - результат снижения дифференцировочной функции, связанной с различением сходно произносимых звуков. Простой слуховой анализ слова на составляющие его фонемы, разделение предложения на изолированные слова для данных детей невыполнимо.

Невзирая на абсолютно развитый речевой аппарат, речь у данных детей нередко формируется с отставанием, произношение фонем длительное время сохраняется дефектным, общее звучание речи неопределенным, нечетким, неправильно ставятся ударения. Эти свойства обусловлены нарушением функции звукового анализа. Сохранность этой функции дает возможность развитию правильного произношения. Часты, тем не менее, случаи, когда проблемы в устной речи до известной степени устраняются ребенком само собой, он уже не находит явных нарушений произношения, а только общую ее смазанность и невнятность.

Рассматривая данные сведения, можно утверждать, что расстройство слухового восприятия, неполное овладение звуковым составом слова - следствие, как неразборчивого произношения звуков, так и малоудовлетворительного звукового анализа.

Вместе с тем, дети, с несформированным навыком звукового анализа и синтеза, испытывают огромные сложности в словообразовании. Среди них можно указать на погрешности при образовании уменьшительной формы имён существительных, образовании прилагательных от существительных и т.д.

Лексический запас, по отношению к своим сверстникам с нормальной речью, у детей с нарушением звукового анализа и синтеза, немного скуднее. Сложности создают слова, означающие части тела человека и животных, детёнышей животных и т.п.

Несформированность навыков звукового анализа и синтеза не только является результатом расстройства устной речи, но и понижает готовность дошкольника к усвоению чтением и письмом.

Как утверждается в ряде определенных исследований (Т.Г. Егоров, Л.Ф. Спирова и др.), дети, поступающие в школу с хорошо формированной речью, владеют некоторой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. К примеру, когда ребёнку дается какое-нибудь задание по речезвуковому анализу, он с ним справляется более менее без труда. Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи постигается в процессе развития устной речи. Осмысленное же освоение этого процесса осуществляется в школе.



Упражнение выделить фонему из состава слова и определить положение звука в слове впервые дается ребёнку в начале обучения грамоте; до этого момента звуковой состав слова, так же как и процесс произношения, ребёнком не осмысливается.

Невзирая на некоторую готовность к речезвуковому анализу и синтезу, установленные перед ребёнком задачи требуют от него большого усилия.

За небольшой промежуток добукварного обучения дети осваивают целый ряд знаний и умений. Им необходимо знать, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; необходимо научиться выделять звуки речи, знать, что звуки находятся в слове в конкретном порядке; детям в некоторой степени необходимо освоить процесс соединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения; в этот период им нужно освоить ряд новых названий: «предложение», «слою», «слог», «звук», «буква».

Спустя две недели добукварного периода ребёнку предъявляются новые задачи: он знакомится с буквами как с зрительными обозначениями звуков речи, осваивает соединение звуков в слоги, учится понимать смысл прочтенных слов, предложении, текстов.

Исследователи, изучавшие процессы освоения дошкольниками грамотой, полагают, что соединение с самого начала этих двух задач, как речезвуковой анализ и чтение, неверно. Он говорит, вполне очевидно, что постижение умения слышать звуки речи в их стандартном звучании и верно артикулировать их требует от дошкольников дополнительного времени и внимания, и когда в случае начального освоения данным навыком требовать от детей решения второй, не менее трудной задачи - соотносить звуки речи с буквами и читать потом слоги и слова - то нетрудно будет наблюдать процесс общего замедления этих задач, то есть задача речезвукового анализа будет препятствовать выполнению задач на чтение слов.

Исследователи утверждает, что соединение в процессе обучения двух названных задач допустимо, и даже желательно, но только, если первая из них станет в некоторой степени привычной и не будет вызывать у детей того усилия и внимания, какого она вызывает от первый раз берущихся к её решению дошкольников. Пропедевтический период и должен ставить перед собой задачу облегчить процесс овладения заданиями на выделение и соединение звуков речи так, чтобы решение этих заданий больше не вызывало большого напряжения.

Осуществленная исследователями практика обучения грамоте дошкольников подготовительных групп показала, что продление пропедевтического периода к чтению до месяца и концентрирование в это время сосредоточенность детей на речезвуковом анализе и синтезе дало четко выраженные положительные сдвиги в умении детей слышать и выделять звуки речи. Дети, закончившие продленный подготовительный этап, читали в будущем не только более верно, но и более скоро.

Наиболее частой и типичной ошибкой для детей с несформированным звуковым анализом и синтезом, является замена одних букв другими, следующим видом ошибок является пропуск букв. Как правило, дети с нарушением звуковой стороны речи совсем не слышат гласного в позиции после согласного. Данные сложности отражаются в письме.

Помимо названных видов ошибок, в письме детей с нарушенным произношением часто отмечаются смешение букв, пропуск слогов, вставки дополнительных букв, целое искажение слов. Следствием данных ошибок равным образом является проблемы в анализе звукового состава речи.

Работа в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на определенные тактильные и слуховые чувства, также помогает осмысленному освоению звуками речи, что имеет огромную роль для подготовки к обучению грамоте. Внедрение в созданную Г. А. Каше комплекс упражнений, подразумевающих анализ и синтез звукового состава слова, предусматривало решение сразу двух задач - ускорить процесс звукообразования и подготовить детей к овладению грамотой. Эти две задачи схожи, но не одинаковы. Для освоения устной речи было бы довольно вслед за постановкой звуков одновременно с тренировочными заданиями, нацеленные на закрепление произношения, обучить детей дифференцировать звуки и выделять их в составе слова. Наряду с этим желательно отрабатывать лишь те звуки, которые неверно произносятся или неверно используется в речи.

Для того чтобы подготовить дошкольников к овладению грамотой аналитико-синтетическим звуковым способом, помимо всего названного, надо ещё обучить их другому: дифференцировать между собой всякие звуки речи, как гласные, так и согласные; находить тот или иной звук из структуры слова; делить слова на слоги, а слоги на звуки; связывать звуки в слоги и слова; знать порядок звуков в слове; делить предложения на слова.

Ситуацию несформированности навыка анализа и синтеза звукового состава слова можно считать как первую причину, создающую большие сложности на пути освоения детьми грамотой. В основе эффективного освоения грамотой находится способность осуществлять анализ звучащей речи и слого-звукового состава слова. Второй причиной можно считать те сложности, которые появляются у данной группы детей в процессе освоения грамотой. Складываясь, они оказываются большой преградой на пути обучения родному языку.

Таким образом, отсутствие коррекционной логопедической работы у детей с общим недоразвитием речи по формированию навыков звукового анализа ведет к нарушению чтения и письма.

Несформированность процессов звукового анализа отражается в письме в виде дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причиной этого вида дисграфии является нарушение таких форм языкового анализа и синтеза как анализ предложений на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез.

Несформированность анализа предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Преимущественно частой ошибкой при этом виде дисграфии является искаженный звукобуквенный строй слова, вызванный недоразвитием звукового анализа, который является наиболее тяжелой формой языкового анализа. Самыми частыми ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной строя слова, вызванные недоразвитием фонематического анализа. Который является самой тяжелой формой языкового анализа. В большей степени встречаются следующие ошибки:

1) пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ –ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);

2) пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ - РАСКАЧИВАЕТ);

3) перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);

4) добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);

5) пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

Глава 2. Экспериментальное изучение формирования

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве ). Дети читают: ам – аме , вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

Трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

Искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился , операция вместо операционная , вынула вместо вытянула ),

Грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям ),

Побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

Нарушение понимания прочитанного,

Слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

Замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;

Искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;

Грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Парус» г.Волгодонска

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ».
(Система работы в карточках).

Разработала: учитель-логопед
Т.И.Кузькина

Волгодонск
2016

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
(Появление и развитие в онтогенезе).

Выделение звука на фоне слова.

Возникает сама по себе в норме. При нарушении фонематического слуха не формируется.

Выделение конечного, начального согласного звука в слове и определение его места в слове: начало, середина, конец.

Частично формируется спонтанно, частично через обучение.

3.Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим (после какого стоит, перед каким).

Появляется только в процессе обучения.

Принципы логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза:

1.Учет последовательности формирования указанных форм в онтогенезе.

2.От простого к сложному.

3.Учет характера трудностей выделения звука.

Трудности выделения звука зависят:

От его характера;
- от положения в слове;
- от произносительных особенностей звукового ряда.

Легче всего выделяются:

Гласные из начала слова;
- щелевые как более длительные;
- щелевые легче – в начале слова, в стечении, в прямом слоге в начале слова;
- взрывные легче – в конце слова и в начале слова в стечении.

1.
Этапы формирования навыков фонематического анализа:

1.Выделение конечного согласного в слове (учить слышать конец слова).

Лучше в начале работы использовать длинные слова, можно без учета семантического значения.

Задание: «Послушай, каким звуком заканчивается слово».

КАПЕРОБУК, КОМПОТ, ПАКЕДУК, КАМАПУП, БЕГЕМОТ.

2.Выделение начального звука в слове (ударная гласная или щелевой звук в стечении).

Задание: «Послушай, с какого звука начинается слово».

АИСТ, УТРО, ОЛЯ, ШРАМ, ХРАП, СТОП, ВРУН.

3.Определение начала и конца слова.

Задание: «Послушай слово, с какого звука оно начинается и каким заканчивается».

АПЕРКОТ, СТОЛБИК, УГОЛОК, ШРЕК, УДОД.

Определение последовательности звуков в слове.

Предварительная работа - закрепить артикуляцию гласных, сформировать кинестетические ощущения, особенно детям с гиперкинезами.

А) Узнавание гласного звука на слух (без называния звука):

С проговариванием и опорой на артикуляцию- проговариваем:А, С, У, Ш, Х, И и отмечаем(рука в руке) гласные звуки: есть или нет («да»- жест, карточка; «нет»- то же самое). Инструкция: « Будем слушать гласные звуки»;

Без проговаривания ребенком, с опорой только на слух, начиная от 2-х звуков и до возраста ребенка. Инструкция: «Слушай гласные звуки. Услышишь, показывай карточку «да». У,С. – А, У,Х.- И, Ф, С, У. – О, А, Ш, В, И,Э. – И, С, О, А, Х, У.

В начале слова: начальный гласный в ударной позиции (АНЯ, ПТХ, ОСЕНЬ, ФТХС, УХО, КТНХ), начальный гласный в безударной позиции (АРБУЗ, УХА, КТНС, ШКМХ, ИНДЮК);

В середине слова (МАМА, ПТКХ, ШУБА, РЫБА, СТНК).

Б) Вычленение (называние ребенком) гласного звука на слух:
- из ряда гласных в начальной позиции(назвать, поднять букву) по инструкции: «Послушай звуки, назови, какой первый».

У- И
О- А- И
А- О- О- И-Э
- 2.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (обратные слоги);
« Я скажу три слога, назови, какой первый звук в каждом»:

УШ- УС-УХ.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (в прямых слогах);
«Я скажу три слога, определи, какой гласный звук ты слышишь в каждом»

ПУ-ТУ-ДУ.

Из слова: в начальной позиции под ударением (ИСКРА, ОКНА, УШКИ).
«Какой первый звук в слове?»

В середине слова под ударением (СОМ, СТУЛ, РАК, ДЫМ).
«Какой гласный звук в середине слова?»

В) Узнавание согласного звука на слух:

В ряду гласных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».

А, У, К, И, К, Э, О, К.

В ряду сонорных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Д», подними карточку «ДА».

Д, Р, Л, Д, Н, М, Д, Р.

В ряду щелевых;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Г», подними карточку «ДА».

Г, С, Х, Ш,Г, Ф,Г.

Узнавание согласного звука на слух в слоге:

Со стечением;
Задание: «« Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КРА, ФРУ, ЛБУ, КМА, ШРО.

Щелевого в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «В», подними карточку «ДА».

ВА, КУ, ДЫ, ВО, ГУ, ВЫ; ВА, СЫ, ШУ, ВУ, ХУ, ФЫ. 3.
- взрывного в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КА, РУ, ЛЫ, КО, НА, КЫ.

Узнавание последнего согласного в слове на слух:

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «К», подними карточку «ДА».

ПАУК, ПОВАР, НОУТБУК, САМОСВАЛ, ДОМ, УЧЕНИК (взрывные звуки).

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Р», подними карточку «ДА».

ПАУК, ПОВАР, БЕГЕМОТ, КОВЕР, ДОМ, НОУТБУК, ШОФЕР (сонорные звуки).

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Ш», подними карточку «ДА».

МАЛЫШ, КАМЫШ, ПАУК, САМОЛЕТ, КАРАНДАШ, КОМПОТ (щелевые звуки).

Г) Вычленение согласного звука на слух:

Из серии слогов: прямых(щелевые), обратных (взрывные, соноры);

Последнего согласного в слове;

Задание: « Какой последний звук в слове (назови, покажи букву)».

ПАУК, КОМПОТ, НАСОС, КОВЕР, МАЛЫШ.

Начального согласного в слове;
Задание: « Какой первый звук в слове (назови, покажи букву)».

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Цель логопедической работы – формирование навыка определения последовательности звуков в слове.
Последовательность работы по принципу усложнения:

Слова, состоящие из трех звуков типа: МАК, ЛУК, ШАР, РАК.
Слова, состоящие 2-х прямых слогов типа: КА-ША, МА-ША, СА-ДЫ.
Слова со стечением звуков в начале слова типа: КРАН, СЛОН, СТУЛ, ШРЕК.
Слова, состоящие из трех открытых слогов типа: МА-ШИ-НА, БУ-МА-ГА.
Слова, состоящие из первого прямого и второго закрытого слогов типа: КО-МАР, ПО-ХОД, НО-СОК.
Слова, состоящие из первого закрытого и второго прямого слогов типа: МЫШ-КА, КОШ-КА, МАС-КА, БОЧ-КА.

Например, тема «Постановка и автоматизация звука « Р».

«Посмотри, на картинке нарисован РАК. Кто это? Рак (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово РАК.
Первый звук какой? Р (ставится фишка под картинкой на первом месте).
Второй звук какой? А (ставится фишка под картинкой на второе место).
Третий звук какой? К (ставится фишка на третье место).
Сколько всего звуков в слове? 3.
Назови их еще раз (Р,А,К).
Какое получилось слово? РАК.

«Посмотри, это ШАР.
Какой первый звук в слове ШАР? Ш (фишка не выставляется).
А какой второй звук в слове ШАР? А (фишка не выставляется).
Какой третий звук в слове ШАР? Р (фишка не выставляется).
Сколько всего звуков? 3
Назови их еще раз (Ш,А,Р).
Какое получилось слово? ШАР.




Какое слово получилось?

IV этап. Определение места звука в слове.

Проводится после предыдущих этапов.
Например, слово РАК.
«На каком месте стоит в этом слове звук К? (на третьем, или - на последнем).
А звук Р стоит на каком месте? (на первом, или- в начале слова). И т.д.»

V этап. Установление взаимоотношения звуков с соседями по слову.
(все этапы по Я.Гальперину).

I этап (наглядно-действенный уровень с опорой на наглядность).

Например, тема: «Автоматизация звука Ш в середине слова».

«Посмотри, на картинке нарисована КОШКА. Кто это? Кошка (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово КОШКА.
Первый звук какой? К (ставится фишка).
Второй звук какой? О (ставится фишка на второе место).
И т.д. до последнего звука.
Сколько всего звуков? 5. Назови их еще раз. Какое слово получилось? КОШКА.
На каком месте в этом слове стоит звук К?(показ фишки). На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А?(показ фишки) На последнем, пятом месте.
Какой звук стоит после звука К?(показ фишки) Звук О. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука О? Звук Ш.
На каком месте в слове стоит звук Ш? На третьем, или после звука О.
Какой звук стоит перед вторым звуком К (показ соответствующей фишки). Звук Ш.
Какой звук стоит после звука Ш? (показ фишки). Звук К. На каком месте? На четвертом.

II этап (наглядно-образный уровень с опорой на проговаривание без выставления фишек, наглядных опор).

Например, тема: «Автоматизация звука Ш в начале слова».

«Посмотри, это ШАПКА (выставляется картинка).
Какой первый звук в слове ШАПКА? Звук Ш.
А какой второй звук в слове ШАПКА? Звук А.
И т.д. до последнего звука. Без наглядной опоры (фишки не выставляются).
Сколько всего звуков в слове ШАПКА? 5. Назови их еще раз (Ш, А, П,К, А).

На каком месте в этом слове стоит звук Ш? На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А? Втором и пятом месте.
Какой звук стоит после звука Ш? Звук А. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука А? Звук П. На каком месте? На третьем.
На каком месте в слове стоит звук К? На четвертом, или после звука П.
Какой звук стоит перед вторым звуком А? Звук К.
Какой звук стоит после звука К? Звук А. На каком месте? На пятом.

III этап (логический уровень, внутренней речи).

«Посмотри, что нарисовано на картинке? (слово не проговаривается).
Скажи, какой первый звук в этом слове, а второй, а третий?
Сколько всего звуков? Назови их.
Какое слово получилось?
Какой звук стоит после звука «»?
Какой звук стоит перед звуком «»?
Назови « соседей» звука «»? 6.

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

Например, МАША.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то