История создания драмы «Гроза. Презентация "история создания пьесы "гроза" в доме Кабановой


Путешествие по Волге

В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной

«Литературной экспедиции», организованной морским

министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских

городах расширили представление драматурга о русской

действительности. Это положило начало работе над

драмой «Гроза».


История создания драмы «Гроза»

Пьеса была написана быстро: начата

в июле, а окончена в октябре 1859 года.

Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

«Волга дала Островскому обильную пищу,

указала ему новые темы для драм и комедий

и вдохновила его…» (участник «Литературной

экспедиции» С.В.Максимов ) .


Жанровое своеобразие пьесы

2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

Особенность драмы:

конфликт, членение сюжета на

сценические эпизоды, сплошная

цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного


Основной конфликт

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

и как старозаветный уклад начинает рушиться

под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым

человеком, живущим по законам совести.


Система художественных образов

Литературные персонажи

«Темное царство»

Кабанова Марфа Игнатьевна

Дикой Савел Прокофьич

странница Феклуша

мещанин Шапкин

служанка Глаща

«темного царства»

Катерина


Значение имен в драме

Екатерина – разговорное Катерина,

в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

борьба, от славянского: слова.

Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.


Город Калинов и его обитатели

Действие происходит в городе

Калинове, расположенном на

берегу Волги. В центре города-

Базарная площадь, неподалеку

старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью

и жестокостью отличаются

хозяева города.

  • Расскажите о жителях Калинова.
  • Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Быт и нравы «темного царства»

«Ничего святого, ничего чистого,

ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним

самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое

сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?

2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.


«Самодуры русской жизни»

Дикой Савел Прокофьич - типичный

представитель «темного царства».

  • Что означает слово «самодур»?
  • Каково ваше представление о Диком?
  • Что является причиной необузданного

произвола Дикого?

  • Как он относится к окружающим?
  • Уверен ли он в безграничности своей

6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить,

общаться Дикого. Приведите примеры.


Сделаем вывод

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик»,

«ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем,

властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,

невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть

к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.


«Самодуры русской жизни»

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом

персонаже?

2. Как она относится к своим домашним?

Каково ее отношение к «новым порядкам»?

3. В чем сходство и различие характеров

Дикого и Кабанихи?

4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.


Сделаем вывод

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,

прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал

Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств

к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и

порядков «темного царства».


Молодые герои пьесы

Катерина

Дайте характеристику каждому литературному герою .


Сделаем вывод

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный

укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы

вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает

Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен

бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее

ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала

из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми

путями борется за свое счастье.


Борьба Катерины за счастье

  • Чем Катерина отличается от других

героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю ее жизни. Приведите

примеры из текста.

3. В чем трагизм ее положения?

4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?


Борьба Катерины за счастье

  • Прокомментируйте иллюстрацию

к произведению.

  • Почему Катерина остается одна

со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

3. Почему она не вернулась к мужу?

  • Достойны ли Борис и Тихон ее любви?
  • Был ли у Катерины другой выход,

кроме смерти?


Борьба Катерины за счастье

  • Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы

3. Прочитайте выразительно монолог

Катерины в сцене покаяния. Какую

роль он играет в раскрытии идейного


Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы,

страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние

общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но

еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье:

гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие

новые силы в борьбе со

старыми пережитками прошлого.


Финал пьесы

  • Докажите, что развитие действия

неизбежно ведет к трагическому концу?

  • Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  • С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?
  • Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.

В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о

нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине

ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает

затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно

неожиданно для нее самой».

(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Презентация по слайдам

Текст слайда: История создания драмы «Гроза».

Текст слайда: Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

Текст слайда: “Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

Текст слайда: В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

Текст слайда: А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Текст слайда: Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Текст слайда: Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

Текст слайда: Спасибо за внимание!

«Островский Гроза» - Пьеса «Бесприданница». А.Н.Островский. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Постоянный духовный бунт. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Сжатый пересказ. Решительность, мужество. Моральная чистота. Жестокое отношение Кабанихи. В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма.

«Удар молнии» - Многие народы делали лекарства из камней, в которые попала молния. Молнии считались посланиями богов во многих культурах. Молнии - серьезная угроза для жизни людей. Поражение молнией возможно как на улице, так и дома. Очень много молний в аномальной зоне на Медведицкой гряде в Поволжье. Может ли молния сбить нас с пути?

«Островский Гроза урок» - Завязка – придирки Кабанихи. Тихон против Кабанихи. Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства». Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности. Жанровое своеобразие. Борис против Дикого. Кудряш против Дикого.

«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Мотивная организация драмы. А.Н.Островский. Гроза. А как же вы в афишке пропустили грозу? Система образов драмы. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». С.Шевырев.

«Драма Гроза» - Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Г. Н. Федотова в роли Катерины. П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Эскиз костюма Варвары к постановке драмы А.Н.Островского "Гроза". Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Над рекой поднимается туман.

«Гроза двенадцатого года» - С 29 августа 1812 г. – начальник арьергарда (затем авангарда) русской армии. "Кто тут нам помог?". Мнение историка Е. В. Тарле: Военное исскуство полководцев. Подъем народной "войны без правил". Мультимедийный проектор, презентации уч-ся. Усвоение наполеоновского опыта к 1812г. сделало русскую армию сильнее.


  • А. Н. Островский - величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев.
  • В его пьесах вместилась вся Россия - её быт, нравы, история.
  • Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

1850 г.

Л. Н. Толстой: «...слышится этот сильный протест против современного быта...»


1853 г.

И. С. Тургенев: « Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач !..»


1854 г.

Н. А. Некрасов: «...разве только в первом, известном произведении

г. Островского (то есть в комедии «Свои люди -- сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица »


1860 г.

М. М. Достоевски й: « Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых ».


1868 г.

« Островский

почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера ».



1879 г.

  • В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«.
  • («Новое время», 26 января 1879 г.).

Пьеса «гроза»


История создания пьесы

  • На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский.
  • Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.

Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»


Смысл названия пьесы «Гроза»

Природное явление

Гроза как природное явление становится

Социальное столкновение

фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы

Столкновение убеждений консервативно

настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы


Городок Калинов

  • Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «… весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо …»

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальной действительности

  • В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.
  • Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
  • Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...

(Кулигин)


Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

«Тёмное царство»

Жертвы «тёмного царства»

  • У кого деньги – у того и власть.
  • У кого власть, тот пользуется ею безраздельно.
  • Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению.
  • Запретить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Заставить лгать, приспосабливаться.
  • Олицетворяют гнетущую власть.
  • Враги всего живого и нового.
  • Кабаниха, Дикой.
  • Угнетённые и бесправные
  • Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства».
  • Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

герои

«самодуры

цитаты

русской жизни»

смирившиеся

приспособившиеся

Катерина


Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”

«самодуры

герои

цитаты

русской жизни»

Кабаниха

смирившиеся

приспособившиеся

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»

Катерина

«Где уж мне своей волей жить»

«Лишь бы всё шито-крыто было…»

«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»


Что привело к трагедии Катерины

Жизнь Катерины

в родительском доме

Жизнь Катерины

Сердечное отношение родных

в доме Кабановой

Жестокое отношение Кабанихи

Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок

Постоянный духовный бунт

Относительная свобода

Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная

впечатлительность,

Влияние жизни у Кабановых на Катерину:

романтическое отношение к жизни

осознание своей обречённости , замкнутость, разочарованность в семейной жизни;

страстное стремление к свободе, любви, счастью


Явление природы

Наказание господне

Катерина, «луч света в тёмном царстве», словно молния, предшествующая грозе, потрясла устои Калинова…

ГРОЗА

«грозовая» стихия любви Катерины

Тихон, уезжая, радуется, что 2 недели без грозы будет


Нравственные проблемы:

  • Проблема человеческого достоинства
  • Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения
  • Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор
  • Проблема семьи и семейных отношений

Темы для сочинения

  • Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?
  • Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?
  • Могла ли Катерина найти счастье в семье?

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе

  • Александр Николаевич "Островский – "гигант театральной литературы" (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства.
  • М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь...».
  • “ Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Кострома.

Государственный драматический театр

им. А.Н.Островского


Государственный академический Ма́лый театр России - драматический театр в Москве.


Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. “С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.


“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... “Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне... Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.


В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.


А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными. В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.


Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”. Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.


Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины Писать “Грозу” Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то