Развитие творческой активности детей. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования шульпина любовь николаевна Состояние развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

творческий активность дети потенциал

Введение

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

В современной школе все еще делается упор на усвоение учащимися готовой информации, образование понимается как трансляция ученику готового знания в виде специально отобранного социального опыта, что не способствует обогащению смысловой сферы, присвоению культурно-исторических ценностей, норм и традиций. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании и технологии образования, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала.

Младший школьный возраст, являясь сензитивным для развития креативности, личностного смысла, позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самореализации, самосовершенствования, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию творческой активности.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Проблема развития творческого потенциала школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени: научные разработки по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из них недоступно для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.

В экспериментальных исследованиях Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина, Б. Б. Коссова, А. А. Леонтьева, Т. Н. Ковальчук, Н. Э. Вишневой, Г. В. Тереховой, Н. Ф. Вишняковой и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

Цель исследования: изучить творчество как педагогическую категорию и выявить пути и средства развития творческой активности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: применение в ходе урока системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: творческая активность младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческой активности учащихся начальной школы в учебном процессе.

З адачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятия «творчество», «креативность», «творческий потенциал».

3. Определить особенности развития творческой активности в младшем школьном возрасте

4. Разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие творческой активности младших школьников.

5. Выявить эффективность указанной системы творческих заданий на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

В психолого-педагогической литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень .

С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Делается также попытка определить и основные компоненты творчества. Выделяются, в частности, перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания); интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.); характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) .

Итак, природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество - специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека.

Творчество - форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию .

Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Выготский Л.С. отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития .

Формирование и развитие способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.

Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей .

По мнению Ковальчук Т.Н., творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Под способностью детей творчеству понимается совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческая личность - личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию .

Основные составляющие творческой личности:

1. творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты);

2. творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере);

3. индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей .

Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность .

Показателем творческого развития является креативность.

Несмотря на длительную историю изучения креативности, анализ зарубежных научных подходов к данной проблеме обнаружил многозначность ее понимания, что можно проследить в необихевиоризме (А.Бандура, Дж.Роттер, Б.Ф.Скиннер, Э.Толмен), где особое место уделяется средовым факторам (образцы креативного поведения и социальные поощрения творческих проявлений), в гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, К.Дункер, Ф.Перлз), где основное внимание акцентируется на совокупности всех характеристик личности и организации как ее жизни вообще, так и ситуаций решения задач, в частности, в психоанализе (А.Адлер, З.Фрейд, К.Юнг), где наиболее значимой считается мотивационный компонент сознания как вероятностная детерминанта креативности, в гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Роджерс), считающей, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации, однако социогенные факторы контаминируют данное свойство личности, блокируя переход от потенциально творческого к актуально творческому состоянию .

На современном этапе сущность креативности определяется чаще всего альтернативно: как формально-динамическая или содержательная характеристика личности либо ее отдельных областей (перцептивной, когнитивной, эмотивной), как свойство психики.

Итак, под креативностью в психолого-педагогических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям .

Своеобразие креативности в том, что она составляет творческий, эстетический аспект индивидуального сознания личности, который состоит из критического анализа своего и чужого предшествующего опыта; понимания и выработки новых идей; умения видеть проблему там, где другим все ясно; способности быстро и смело отказываться от точки зрения, опровергнутой обстоятельствами; развитой интуиции и эстетического ощущения совершенства достигнутого результата.

Сопоставляя определения «творчество» и «креативность», можно отметить, что они далеко не тождественны. Если понятие «креативность» ограничено специфически психологической проблематикой, а именно выяснением закономерностей продуктивной умственной деятельности и особенностей функционирования личностных качеств, то понятие «творчество» включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки психологической проблематики и относящиеся к компетенции социологии, эстетики, искусствоведения и др.

Поэтому креативность представляется как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и составляет «частный» случай творчества в широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творческие, креативные качества (умения) формируются в процессе деятельности.

Таким образом, творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности. Отсюда и необходимость разведения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических изгибов формулировок.

При обсуждении проблемы творческой активности личности, креативности, прежде всего, встает вопрос об их критериях.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

· беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

· гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

· оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

· любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

· способность к разработке гипотезы;

· ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

· фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

· способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д.

Е.П.Торренс выделяет четыре основных критерия, характеризующих креативность:

· легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

· гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

· оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

· точность выполнения заданий .

В наше время в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает к этому не готов. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость, уникальность.

В результате анализа и обобщения исследуемого материала нами были определены структура и содержание понятия «творческий потенциал».

Под структурой творческого потенциала Г. С. Самигуллина понимает совокупность основных его элементов и компонентов, отражающих в своей целостности и взаимосвязи природу творчества и основные характеристики деятельности. В структуру творческого потенциала она включает элементы (теоретические знания, нацеленность на творчество, исследовательский характер деятельности); компоненты (мотивационно-ценностный, теоретико-аналитический, рефлексивно-проектировочный) .

Степень развития тех или иных компонентов творческого потенциала определяет иерархию уровней развития творческого потенциала:

· теоретический,

· репродуктивно-творческий,

Личность, находящуюся на теоретическом уровне развития творческого потенциала, отличает стремление овладеть знанием о сущности теории творчества. На репродуктивно-творческом уровне (непосредственная реализация творческого потенциала) происходит развитие творческих умений на индивидуально-репродуктивном уровне. Процесс целенаправленного и системного развития творческого потенциала характерен творчески-репродуктивному уровню развития творческого потенциала; целостного и системного развития - авторскому уровню. Переход от одного уровня развития творческого потенциала к другому осуществляется на основе готовности (психологической, научно-педагогической и практической) освоения личностью более высокого уровня развития творческого потенциала .

В результате анализа и обобщения исследуемого материала нами было синтезировано определение понятия «творческий потенциал». Творческий потенциал - сложный интегративный феномен, включающий элементы (теоретические знания; нацеленность на творчество; исследовательский характер деятельности); компоненты (мотивационно-ценностный, теоретико-аналитический, рефлексивно-проектировочный), находящие свое целостное выражение в соответствующем уровне развития творческого потенциала (теоретическом, репродуктивно-творческом, творческо-репродуктивном и авторском), типе (репродуктивном, конструктивном, новаторском, творческом) и творческой позиции личности (наблюдателя, участника, аналитика, исследователя); целостно обуславливающие готовность личности к эффективной деятельности.

1.2 Особенности развития творческой активности в младшем школьном возрасте

Изучая креативность как общую универсальную способность к творчеству, следует иметь в виду специфику ее проявления на различных возрастных этапах и динамику ее возрастного развития у личности, т.е. необходимо обратить внимание на онтогенетический аспект этой проблемы. Онтогенез изучает развитие психики индивида на протяжении жизни личности. В сферу онтогенеза креативности входит исследование возрастных особенностей развития творческой индивидуальности и раскрытие закономерностей отдельного индивида в процессе творческой деятельности.

Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно .

По мнению Л.И.Божович, смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человеческий опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизируют в себе новые богатства человеческой души .

Становление личности следует рассматривать как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности .

Младший школьный возраст включает детей I-IV классов от 6 до 10 лет. Как уже отмечалось, каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе общественных отношений. В связи с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

У детей младшего школьного возраста появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность. Это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.

Постоянное соприкосновение детей этого возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и психологический настрой усваивать, изучать приводят к очень характерному наивному и игровому отношению к некоторым знаниям. Им вообще не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Приобщаясь к сфере познания, они продолжают играть, а усвоение многих понятий в значительной степени внешнее, формальное.

Наивно-игровой характер познания, органически свойственный детям этого возраста, обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности детского интеллекта. При недостаточности жизненного опыта и лишь зачаточности теоретико-познавательных процессов особенно очевидно выступает умственная сила детей, их особая расположенность к усвоению.

В младшем школьном возрасте дети удивительно легко осваивают очень сложные умственные навыки и формы поведения (чтение, счет в уме), что свидетельствует об огромных резервах детской восприимчивости и больших возможностях именно формального, игрового подхода к окружающему.

Некоторые исследователи отмечают наличие противоречия в умственном развитии младших школьников: несоответствие между тем, чему учат детей, и степенью их умственной и нравственной зрелости. Это проявляется в том, что дети приходят в школу с определенным жизненным опытом, но начинают с азов приобщаться к человеческой культуре. Они осваивают письменную речь, в то время как совершенно свободно владеют разговорной речью.

Такое несоответствие между проявлениями интеллекта детей в разговорах и играх, с одной стороны, и в занятиях по письму и счету, где они лишь начинают овладевать орудиями умственной деятельности, - с другой, указывает на отсутствие достаточной связи между содержанием учебных занятий и реальными возможностями детей.

Младшим школьникам свойственна рассудительность, способность к умозаключениям, но им, как правило, чужда эта рефлексия. Совмещение в умственных особенностях младших школьников правильности, формальной отчетливости суждений и одновременно крайней односторонности, а зачастую нереальность суждений, т.е. наличие наивно-игрового отношения к окружающему - необходимый этап возрастного развития, который позволяет безболезненно и весело приобщаться к жизни взрослых, не боясь и не замечая трудностей.

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя и родителей. Она конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы - долга, ответственности, а также узколичные мотивы - благополучия, престижа. Среди этих мотивов доминирует мотив «хочу получать хорошие отметки». В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Отрицательная мотивация «избегания неприятностей» не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

Умственное развитие в этом период проходит через три стадии: первая - усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и построение их моделей; вторая - устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях; третья - устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Меняется и сам характер мышления ребенка. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, т.к. долгое время считалось, что мышление ребенка - это как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

По мнению Кравцовой Е.Е., любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении .

К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие творческой активности.

Выготский Л.С. считал, что именно младший школьный возраст является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается прежде всего в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий. Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.

Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

Как показывают исследования Гуревич К.М., Селиванова В.И., ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени .

Одна из важнейших педагогических задач данного периода состоит в том, чтобы научить младших школьников учиться легко и успешно. Главная ценность обучения состоит не в накоплении объема знаний, а в усвоении этих знаний и в совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способов его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается.

С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребенку ощутить ситуацию успеха.

Младший школьный возраст - это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Важными условиями умственного развития в эти годы являются:

· подражательность многим действиям и высказываниям;

· повышенная впечатлительность, внушаемость;

· направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять.

Каждое из этих свойств выступает, главным образом, своей положительной стороной, что благоприятно для обогащения и развития психики.

Учебные занятия служат новым источником роста познавательных сил младших школьников. Большое значение имеет выполнение действий «про себя», во внутреннем плане. Кроме того, развиваются волевые качества, проявляются особенности не только активности, но и формирующейся саморегуляции.

Для учеников начальных классов первостепенное значение имеют наряду с началом теоретической подготовки конкретность, образность познания. Важно использовать для обогащения психики присущие детям этого возраста яркое воображение и эмоциональность.

Рассмотренные особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

1.3 Пути и средства развития творческой активности младших школьников

А. Г. Алейников утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали .

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.

Достичь этого возможно при использовании современных методов обучения, которые предполагают не только репродуктивность, но способствуют развитию активного и интерактивного освоения знаний.

Активные методы обучения - это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:

· стимулировать мыслительную деятельность учащихся;

· раскрыть свои способности;

· приобрести уверенность в себе;

· совершенствовать свои коммуникативные навыки;

· возможность формировать у учащихся творческое мышление .

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся .

Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.

Творческая деятельность - продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Мы придерживаемся взглядов И. Э. Унт, отмечающей такие характеристики творческих заданий, как «требующие от учащихся творческой деятельности», в которых ученик должен «найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» .

Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема развития творческой активности в настоящее время решается с позиций системно-функционального, комплексного, личностно-ориентированного, индивидуально-творческого и других подходов.

Системный подход, составивший общенаучную основу исследования, по мнению Г. В. Тереховой, является одним из наиболее эффективных современных методов научного познания, поскольку позволяет анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. В исследовании системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития творческой активности учащихся.

Личностно-деятельностный подход в исследовании предполагает развитие творческой активности младших школьников в процессе деятельности, в ходе которой педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает субъективно-творческий опыт учащихся, индивидуально-психологические особенности младших школьников, что осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником .

Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.

Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе .

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей младших школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие творческой активности младших школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение младшими школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.

Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.

Творческие задания должны, по сути, пронизывать весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческой активности личности, мы приходим к следующим выводам:

1. При кажущейся феноменологической похожести понятий «творчество» и «креативность» есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию. Творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.

2. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

3. Успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.

4. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста должно происходить на каждом уроке: на уроке математики, русского языка и чтения, риторики, обществоведения и т.д.

2. Экспериментальное изучение проблемы развития творческой активности детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика уровня креативности младших школьников

Для выявления эффективности применения на уроке творческих заданий для развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа. На первом констатирующем этапе эксперимента мы диагностировали у детей уровень креативности.

Второй этап эксперимента - формирующий - заключался в проведении с учащимися уроков с использованием системы творческих заданий для развития у детей творческой активности.

На третьем этапе - контрольном - нами был определен итоговый уровень креативности младших школьников и проведен анализ полученных результатов.

Итак, цель эксперимента: выявление эффективности системы творческих заданий для развития у детей творческой активности.

В исследовании приняли участие 28 учащихся 2 «А» класса УПК «Школа-сад № 6» г.Бреста. Каждому школьнику для удобства обработки результатов эксперимента был присвоен порядковый номер согласно алфавитному списку (приложение 1).

В настоящее время для оценки уровня креативности наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса - адаптированный вариант, выполненный Туник Е.Е., батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

В курсовой работе мы использовали Опросник креативности Дж.Рензулли .

Опросник креативности - это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10-20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.

Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.) Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8-11-х классов).

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации:

· 4 - постоянно,

· 3 - часто,

· 2 - иногда,

· 1 - редко.

Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка - 10, максимальная - 40 баллов).

Творческие характеристики:

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Обработка данных: каждый пункт оценивается и заносится в специальный лист ответов (приложение 2).

Уровень креативности

На констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие результаты:

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Номера творческих характеристик

Сумма баллов

Уровень

креат.

В

С

Н

ОВ

С

Н

С

ОВ

ОВ

С

Н

ОН

В

С

В

С

С

С

Н

С

В

С

С

Н

В

С

ОВ

С

Итак, из таблицы 1 следует, что испытуемые имеют разный уровень креативности:

· большая часть учащихся - 13 человек, что составляет 46,4%, набрали от 21 до 26 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности;

· 1 школьник (3,5%) набрал всего 13 баллов - у него очень низкий уровень креативности;

· по 5 испытуемых (17,8%) имеют высокий (от 27 до 33 баллов) и низкий (16-20 баллов) уровни креативности;

· у 4 учеников (14,2%) - очень высокий уровень - они набрали от 34 до 40 баллов.

Описание формирующего этапа эксперимента

В рамках формирующего этапа эксперимента нами на основе системного и личностно-деятельностного подхода была разработана система творческих заданий, ориентированная на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе. Результатом ее функционирования должны стать высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, целенаправленное применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий (приложение 3).

Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Здесь дети могут сами себе оказать помощь, если будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти, об умении общаться. В решении данной проблемы учителю эффективно использовать комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать свое «Я».

Такие творческие задания можно выполнять на занятиях риторики, чтения, обществоведения («Человек и мир»).

Различные виды творческих заданий способствуют обогащению словарного запаса младших школьников, который продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя.

Виды работ, способствующие развитию творческой активности младших школьников:

1. жесты и мимика как неязыковые средства выразительности устной речи;

2. творческое сочинительство;

3. сочинение;

4. работа со словарем;

5. развивающие игры-задания;

6. крылатые слова;

7. стихотворчество.

Эффективно будет, если методика всей работы на занятиях задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от учащихся и, конечно же, от учителя. Стремлением учить серьезному увлекательно объясняется отбор занимательного текстового материала, постановка задач проблемного характера при введении нового задания, использование игровых приемов, забавных сюжетов, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

Мы старались подобрать материал к урокам так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.

Применяли нестандартную форму уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки КВН, уроки «Брейн-ринг». Продуктивным мы считаем в системе метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Создавали проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Детям нравится работать самостоятельно, не бояться допустить ошибку в ответе, т.к. они понимают, что учитель всегда готов им помочь.

Остановимся лишь на некоторых приемах, использовавшихся на уроках математики для активизации творческой мыслительной деятельности учащихся. Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи.

Функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие. Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов. Большое значение мы придавали на уроках связи «ученик-ученик» (работа в парах, в группах). Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, игры:

Игра «Узнай числа»

- Вставь в посло вицы пропущенные названия чисел:

1.… раз отмерь - … отрежь (семь, один)

2. Не имей … рублей, а имей … друзей (сто)

3. … в поле не воин (один)

4. Душа …, а желаний … (одна, тысяча)

5. … дней болтовни не стоят одного подвига (тысяча)

6. … человека знают - узнают все … (три, тридцать)

7.… ласточка весны не делает (одна)

Задачи в стихах «В уме считайте, не по пальцам»

18 саженцев рядами

Посадили школьники в саду,

Здесь клубника с длинными усами

Вырастет по 9 штук в ряду

Я хочу, чтоб быстро вы считали

Руку поднимите, кто готов.

Сколько получилось там рядов?

Каждый день медведь - портняжка

Шил 3 шляпы, 7 фуражек

А 15 дней пройдет -

Сколько он вещей сошьет?

Задачи, которые предлагают сами дети:

1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

2. На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)

3. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (сто)

4. Чему равно произведение всех цифр? (0)

5. Масса полбуханки хлеба - полкилограмма и полбуханки. Какова масса целой буханки? (1 кг).

6. Чтобы попасть в театр двум отцам и двум сыновьям, понадобится только три входных билета. Как такое может быть? (дедушка, отец, сын).

7. Как из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (VI)

8. Назовите пять дней, не называя числа и названий дней по календарю (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответ. Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать с другими словами, находить в них сходство и различия. Вырабатывают у школьников умения выделять главное, основное в каком-то понятии. Например, на уроках математики, мы использовали следующие загадки:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет! (двойка)

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы - твои труды (карандаш)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешками

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (книга)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете (цифры)

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он - находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения, задач на комбинированные действия.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведь в творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

· уровнем развития интереса (силой, глубиной, устойчивостью);

· характером (многосторонними, широкими интересами);

· местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

· своеобразием интереса в познавательном процессе;

· связью с жизнью.

Указанные условия обеспечивают и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий на фоне выделенного комплекса педагогических условий была условно разделена на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии творческой активности учащихся в соответствии с уровнями сложности системы творческих заданий.

Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время,...

Подобные документы

    Сущность понятия и психолого-педагогические основы развития творческой активности детей. Исследование условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Характеристика творческой активности как качества личности. Виды внеклассной работы, ее основные направления в современной школе. Анализ эффективности использования внеклассной деятельности по предмету музыка в воспитании творческой активности детей.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Психолого-педагогические основы развития творческой активности в современной начальной школе. Понятие творческой активности. Аппликация и её значение в современной начальной школе. Исследование творческой активности младших школьников на уроке технологии.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Понятие "творческая активность" в психолого-педагогической литературе. Игровые технологии как фактор развития творческой активности детей. Исследование применения игровых технологий с младшими школьниками в процессе творческой работы на уроках технологии.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Теоретические вопросы психологии одаренности младших школьников. Определение понятия способность. Проблема одаренности в младшем школьном возрасте. Исследование творческой активности младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2002

    Теоретические аспекты развития творческой активности подростков в педагогическом процессе. Изучение ее сформированности у учащихся подросткового возраста. Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников-подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2012

    Сущность творческой активности у детей 7-9-ти лет, их психофизические особенности, способствующие ее развитию. Танцевальная аэробика как форма развития творческой активности. Средства танцевальной аэробики для развития творческой активности школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Исследование творческой активности младших школьников как педагогической проблемы. Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения (по программе педагогов Р.Н. Руднева и Е.В. Бунеевой).

    курсовая работа , добавлен 04.04.2013

    Опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных геометрических понятий на кружковых занятиях по оригами. Выявление уровня творческой активности учащихся, определение путей ее развития.

    статья , добавлен 15.11.2013

    Роль игровой технологии в развитии творческой активности младших классов. Диагностика индивидуальных особенностей и уровня обученности школьников. Дидактические условия отбора содержания учебного материала. Использование средств игровой технологии.

лю следует обращать внимание не только на правильность формулировок с математической точки зрения, но и с точки зрения грамматики, синтаксиса, родного языка, а в последствии и русского языка.

Задания, предназначенные для работы со словесно-логическими конструкциями математического языка, содействуют формированию логичности речи младших школьников на родном языке. Основой для таких заданий могут служить формулировки свойств арифметических действий, определение математических понятий. Примерами заданий такого вида могут служить следующие:

Установите истинность высказываний;

Найдите ошибки и т.д.

Задания такого характера эффективно влияют на развитие речи младших школьников на родном языке и способствуют лучшему усвоению ими математического материала. Сформированность у младших школьников базовых коммуникативных качеств математической речи на родном (осетинском) языке на начальном этапе служит фундаментом для реализации полноценного билингвального обучения математике в 3-4 классах.

Таким образом, формированию коммуникативных качеств математической речи служит комплекс учебных заданий по развитию математической речи младших школьников:

Задания, предназначенные для работы с терминологией, символикой, схемами, графическими изображениями;

Задания со словесно-логическими конструкциями математического языка.

Библиографический список

1. Журко В.И. Методологические основания оценки качества образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 5. - С. 23-25.

2. Зембатова Л.Т. Реализация принципа полилингвальности в процессе изучения математики в национальной школе. // European Social Science Journal. - 2011. - № 3. - С. 44-48.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 576 с.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с.

А.М. Касимова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческой активности дошкольника, которая достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности.

Ключевые слова: творчество, активность, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, народное творчество, традиция, эстетика.

© Касимова А.М., 2013

Развитие творческой активности дошкольников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству позволяет детям раскрыться, изучить и освоить различные приемы художественно-творческой деятельности. Нельзя не согласиться с мнением известного советского психолога Д.Б. Эльконина: «Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолировано от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка» . При этом надо отметить, что положительное влияние развития творческой активности дошкольников зависит от методов правильного педагогического руководства. Но прежде чем вести разговор о развитии творческой активности дошкольников как психолого-педагогической проблеме, считаем уместным кратко остановиться на особенностях дошкольного возраста.

В формировании активной, творческой личности содержится ряд вопросов по выявлению источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления в различных видах деятельности. Разрешением данных вопросов занимались такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Е.Т. Руднева, С.Т. Шацкий и др. Последний отмечал, что дошкольники остро ощущают потребность в духовных переживаниях и в выражении своих впечатлений. Задача воспитателя, по мнению исследователя, состояла в создании условий «для наиболее полного раскрытия творческого потенциала...ибо начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей, - надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» . Для решения нашей проблемы особо значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Киреенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и о других психологической природе детского творчества, его развитии средствами искусства.

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и формирования ребенка» .

Для развития творческой активности дошкольников существует немало путей и направлений, например работа с разными материалами, включающая в себя виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Продолжая эту мысль, уместно вспомнить высказывание видного российского педагога В.Н. Сорока-Росинского, отмечавшего, что «ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству» . А известный искусствовед Н.Д. Бартрам высказал интересную мысль, основанную на наблюдениях, о том, что лучшая игрушка для ребенка та, которую он выполнил собственными руками. «Вещь, сделанная самим ребенком, - писал он, - соединена с ним живым нервом и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубоко и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению» .

Проблемой развития творческой активности, включающей в себя творческий процесс, в результате которого человек создает что-либо, не существовавшее ранее, занимались психологи. По заключению В.В. Давыдова , А.Н. Леонтьева , Я. А. Пономарева и др. основным источником творческой активности выступает потребность, то есть стремление к

более полному выявлению и развитию созидательных возможностей, что побуждает личность проявлять свою творческую активность.

Что же такое творческая активность? По Г.С. Арефьевой, это «высший уровень активности человека» . А.М. Коршунов считает, что творческая активность является особой формой человеческой деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной продукта . Согласно В.Ф. Овчинникову, «творческая активность - это одно из проявлений личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения» . Исследователь А.И. Крупнов отмечает, что активность, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой стороны, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями» .

Активность личности психологами рассматривается как «группа личностных качеств, обусловливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира» . Проблема активности личности в исследованиях современных психологов, таких как Б.Ф. Ломов, К.К. Платонова. Д.Б. Богоявленская и др., раскрывается в различных аспектах, подробно изучаются структура и динамика развития интеллектуальной, творческой активности личности на общечеловеческом и возрастном уровнях.

При том, что декоративно-прикладной и художественно-творческий процессы характеризуются специалистами-психологами как воплощение активности человеческого мышления, составляющими факторами являются воображение, связанное с объективным восприятием действительности, интуиция, базирующаяся на субъективных особенностях личности, свойственной каждой творчески одаренной индивидуальности, вдохновение, которое ведет к максимальной реализации и самовыражению в творческом процессе. Важным психическим компонентом творческой активности является восприятие внешней действительности, объективной реальности, развитие в процессе работы памяти, внимания, представления, мышления, и умственное развитие дошкольников, которые активизируют творческую деятельность. «Любая декоративно-прикладная деятельность начинается с восприятия окружающей действительности и формирования представлений о ней» .

Основными компонентами и свойствами восприятии окружающей действительности являются его предметность, целостность, константность. Одной из определяющих особенностей восприятия как физиологически-психологического процесса можно считать его зависимость от прошлого опыта и задачи выполняемой деятельности, социально-психологических особенностей субъекта. Здесь имеются в виду подробности, склонности, интересы, мотивация деятельности, эмоциональное состояние субъекта в момент выполнения практической задачи в процессе изобразительной деятельности. В этой связи актуальным является мнение Е.И. Игнатьева, отмечавшего, что «в большинстве исследований, посвященных детскому художественному творчеству, рассматривается только результат изобразительной деятельности, а процесс создания изображения не исследуется» . То есть в подобных работах развитие творческой активности рассматривается как спонтанный процесс, не зависящий от условий жизни, воспитания и обучения, что не совсем верно, поскольку ребенок не только постоянно имеет перед глазами образцы декоративно-прикладного искусства, что не умаляет их художественно-эстетического значения, но и со свойственной ему свежестью восприятия усваивает те приемы, с помощью которых эти образцы создаются. «Умственное развитие ребенка, - писал А.Н. Леонтьев, - нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития

в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» .

Для художественно-творческой активности характерны, прежде всего, те общие группы компонентов активности, характеризующие предметно-операционную сторону и включающие в практические знания личности о тех или иных предметах и явлениях социальной действительности и соответствующие им умения и навыки и, наконец, компоненты, определяющие специфику социальной активности и меру ее выраженности (инициативность, самостоятельность, настойчивость как способность к длительному напряжению, преодолению трудностей) . Оригинальную оценку художественному творчеству дает В.С. Кузин. «Это деятельность, - пишет он, - в результате которой художники создают новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение» .

«Вооружившись» высказываниями авторитетных ученых, мы можем высказать и свою точку зрения касательно творческой активности, которая имеет свои источники и параметры. Формирование творческой активности связано с жизнедеятельностью человека, с осознанием факторов, влияющих на становление форм, методов и средств воспитательного воздействия, в связи с этим эффективность работы по воспитанию творчески активной личности зависит от решения вопросов, связанных с выявлением движущих сил, источников активности человека, знанием закономерностей их индивидуального проявления. Стремление ребенка к самостоятельному поиску решения задачи, проявление познавательных интересов и есть залог творческой активности. Стимулирование же творческой активности требует от воспитателя-педагога создания таких условий обучения, которые вызвали бы у ребенка интерес к учению, потребность в знаниях и наконец, сознательное их усвоение.

Развитие творческой активности дошкольника предусматривает максимальное по возможности проявление индивидуальности, которое достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности. Мы должны понимать, что сегодня главной целью воспитания является формирование нового поколения, способного не к повторению того, что с делали до него, а к созданию нового, то есть формирование человека творческого, изобретательного. Являясь сложной характеристикой личности, творческая активность выявляет более глубокие личностные образования, такие как потребности, способности, ценностные ориентации.

Главным при такой последовательности выступает мотивационный аспект, то есть направленность личности, цели, установки. При этом высший уровень активности проявляется в сознательном отношении к деятельности, так как ее содержание выступает как самоценность, стимулирующая интересом к ее содержательной стороне. Можно предположить, что творческая активность дошкольника есть направленность личности на самостоятельное решение проблем, на поиск новых оригинальных способов деятельности, выражающих стремление личности к преобразованию окружающей предметной среды. «У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству» .

Проблема развития творческих качеств личности в художественно-эстетической деятельности привлекала внимание многих специалистов. Например С.В. Диденко рассматривает эстетическую оценочную деятельность как средство формирования творческой активности детей в качестве личности при условии ориентации воспитательного процесса на создание системы воспитательных эмоционально-оценочных ситуаций, включающих детей в различные виды художественной деятельности и ориентирующих на эстетическое оценивание окружающей действительности .

Н.В. Дягилева исследовала этапы развития творческой самостоятельности детей на занятиях изобразительным искусством . В этих и других исследованиях творческая активность трактуется как активность человека в той или иной сфере деятельности, а само понятие «творческая активность» раскрывается через общее понятие «творчество». Большинство авторов (Г.А. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Я.Н. Пономарева, А.Г. Спиркина, О.Н. Тихомирова и др.) трактует творчество как деятельность личности, состоящую в производстве нового и оригинального. Ряд специалистов, среди которых Д.Б. Богоявленская, рассматривают творчество как выход за пределы имеющихся знаний и определяют творчество как ситуативно не стимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы, из чего следует, что активность на уровне творческого действия является общей основой, единицей, не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности» .

Мысль Л.С. Выготского о том, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» вполне созвучна проблематике нашего исследования. Творческая деятельность открывает хорошие возможности использования элементов народного декоративно-прикладного искусства, являющиеся и воспитательным фактором. Вместе с тем эта деятельность является основой формирования культурной, духовно богатой творчески активной личности.

Творческая деятельность способствует физическому развитию, формированию опыта, развитию механизмов психики и положительных индивидуальных свойств личности, таких как способности, интересы и склонности. Причем развитие этих свойств происходит в творческой деятельности дошкольников, в которой можно отметить три этапа: 1) выработка первоначальных практических умений и навыков, 2) формирование знаний, 3) развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта.

Итак, творческую активность в дошкольном возрасте мы определяем как интегральную характеристику личности, которая предполагает стремление ребенка к самостоятельному поиску решения проблемы и включает такие компоненты, как мотивационный, волевой, содержательный, операционный и результативный.

Библиографический список

1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика / Г.С. Арефьева. - М., 1988. - С. 138.

2. Бартрам Н.Д. Музей игрушки / Н.Д. Бартрам. - М., 1928. - С. 170.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. -С. 24.

4. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 48.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 52.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., Педагогика, 1986.

7. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев: 1987. - С. 13.

8. Дягилева Н.В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников / Н.В. Дягилева. -М., 2006. - С. 76.

9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - 2-е изд. дополненное. - М., 1961. - С. 6.

10. Коршунов А.М. Жизнь человека: социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии. - М., 1998.

11. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 29.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. - М., 1984. - С. 127.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М., 1977. - С. 63.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981.

15. Мордкович В.Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся. - Свердловск, 1970. - С. 18.

16. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. - М., 1984. - С. 121.

17. Пономарев Я.А. Психология творения. - Воронеж, 1999.

18. Раджабов И.М., Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников / И.М. Раджабов, Ю.В. Печерский. - Махачкала, 2004. -С. 28.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М., Академия, 1999. - С. 121.

20. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству / Педагогические сочинения. - М., 1991. - С. 134.

21. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1959. - Т. 2. - С. 450.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.. Эльконин. - М., 1960. - С. 183.

Н.А. Колесникова

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти. Проанализированы различные подходы и модели взаимодействия гражданского общества и государства, в том числе на различных этапах исторического развития.

Ключевые слова: гражданская активность, сотрудничество, государственные органы, институты гражданского общества, модели взаимодействия.

Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ.

Одним из подтверждений того, что сегодня государство заинтересовано в формировании и укреплении в стране институтов гражданского общества, а так же обеспечении их эффективной деятельности, является создание и деятельность Общественной палаты РФ, института Уполномоченного по правам человека в РФ, различных советов при Президенте России (например, по развитию институтов гражданского общества и правам человека, по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, по

© Колесникова Н.А., 2013

Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей . В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности .

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность , поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим , прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой , целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность ", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще .

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал , поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности , приводящие к творчеству .

Активность , по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей . Творчество – явление сложное , комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают , что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями : общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982) . По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка ; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся :

Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса . Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества , выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества .

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят :

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции .

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой , совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции , чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям , создается ситуация успеха в творческой деятельности .

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности .

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности .

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности : уровень проблемности (М. И. Махмутова) ; формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер) ; интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская) .

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества , выделяя уровни : адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества , определяя тем самым разные уровни творчества . Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству , выделяя уровни : нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность . П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности , являющейся качеством деятельности.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление рождается из действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развития наглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Это способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.

Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.

Преломляясь с возрастом, меняясь по значимости, эти виды развития мышления продолжают все же развиваться и в период обучения в начальной школе. Более того, изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.

«Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления» .

Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

Поскольку по мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события, то в этих случаях причинное мышление окажется недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам.

Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, можно дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение . Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

Весьма распространенно мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий . Однако уже в 30-е годы А. В. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточно опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дети могут выполнить задание творчески. Вот почему творческое воображение ребенка необходимо развивать.

Характеризуя воображение детей, Л.С. Выготский говорил о необходимости понять психологический механизм воображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью. «Творческая деятельность воображения, - пишет Л.С. Выготский, - находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Эту мысль ученого следует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию, богатство которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей.

2 Средства развития творческой деятельности младших школьников

2.1 Понятие творческой деятельности младших школьников

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания , но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» .

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний .

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях .

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» : продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность , обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

2.2 Условия развития творческих способностей младших школьников

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то