Стадии развития мировой цивилизации. Основные стадии развития мировой цивилизации

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы.

Причиной развития цивилизаций является исторический вызов, понимаемый как внешние препятствия. Этот вызов, предъявляемый цивилизации со стороны другого общества, природно-климатических условий, побуждает и стимулирует цивилизацию к развитию. Идея «вызова-и-ответа» - основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.

С точки зрения Тойнби, развитие цивилизаций есть постоянный процесс «вызовов-и-ответов». Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации. В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова).

Например, египетская цивилизация возникла как реакция на иссушение земель на афразийской территории. Ответ тех, кто положил начало этой цивилизации, был двойным: они переместились в долину Нила и изменили свой образ жизни. Они двинулись в гиблые болота и превратили их своим динамическим актом в благодатные земли. В пустыне, ставшей колыбелью китайской цивилизации, испытание заболачиванием и наводнением было дополнено испытанием холодом из-за существенных сезонных климатических изменений. Возникновение майянской цивилизации было ответом на вызов, брошенный тропическим лесом, минойской - ответом на вызов моря. В России вызов принял форму непрерывного внешнего давления со стороны кочевых племен. Ответ представлял собой становление нового образа жизни и новой социальной организации.

"...Зарождению цивилизации, - подводит итог Тойнби, - способствуют наиболее трудные условия существования, имея в виду как природную среду, так и человеческое окружение". Существует пять типов вызова: вызов сурового климата, вызов новых земель, вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю. Во всех этих случаях действует социальный закон, укладывающийся в формулу: "Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул".

Далее следует стадия роста цивилизации, которая отличается социальным единством общества и подражание большинства творческому меньшинству. Цивилизация быстро продвигается вперед. На этой стадии развития цивилизационного процесса действует закон ухода и возврата. Для преодоления кризиса общество может отступить, чтобы накопить силы, внутренне преобразиться, чтобы ответить на новый вызов.

Цивилизация справляется с внутренними кризисами, создавая империи и мировые религии. По мнению Тойнби, мировые религии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В сущности, их история происходит как бы за спиной истории цивилизаций. Растущая цивилизация отмечена духом солидарности.

Рост цивилизаций - дело рук творческих личностей или творческих меньшинств. "...Творческие личности при любых условиях составляют в обществе меньшинство, но именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь. В каждой растущей цивилизации, даже в периоды наиболее оживленного роста ее, огромные массы народа так и не выходят из состояния стагнации...". Рост цивилизации достигается в том случае, когда меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, требующий в свою очередь нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это повторяющееся движение утраты равновесия и восстановления его, перегрузки и нового нарушения сохраняет свою силу.

Цивилизации, отмечает Тойнби, различаются своими стилями. Эллинская цивилизация, например, демонстрирует явную тенденцию к оформлению эстетического стиля, ее взгляд на жизнь во всей ее целостности выражается в отчетливых эстетических понятиях. Индская и родственная ей индуистская цивилизации формируют стиль, имеющий ярко выраженный религиозный характер. Для западной цивилизации характерна тенденция к машинному производству, нацеленность интересов и способностей на эффективное использование открытий естествознания, конструирование материальных и социальных систем.

Как уже говорилось, процесс роста цивилизации - это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянное противоречие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в природе мимесиса. Мимесис, направленный в будущее означает отказ от обычаев. Таким образом система становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам. Не имея достаточно четкого и однозначного ответа на вопрос о причинах надлома, Тойнби приводит большое количество примеров надломов, из которых можно вычленить несколько групп:

  • - отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу;
  • - ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед;
  • - общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего» равновесия;
  • - изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение;
  • - идолопоклонство - «интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности». В эту категорию попадает очень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны.

Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.

В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютной пассивности до крайних форм активности... По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям».

По мнению Тойнби, цивилизации сами кончают с собой. Единственное спасение стать на путь преображения. Основной тезис Тойнби сводится к тому, что истории всех цивилизаций не могут быть построены в единый ряд, ведущий к современному состоянию. Вместо стеблевидной схемы история предстает в виде дерева и цивилизации подобны многочисленным ветвям.

В развитии любой цивилизации А. Тойнби выделил четыре этапа: 1) этап генезиса (зарождения), на котором сообществу людей бросается вызов, 2) этап роста, 3) этап надлома и 4) этап распада.

1) этап генезиса (зарождения), на котором сообществу людей бросается вызов. (Механизм рождения цивилизаций - взаимодействие вызова и ответа). Возникновение и развитие цивилизаций происходит под воздействием внешних причин,

Возникновение новых цивилизаций Тойнби объясняет при помощи концепции вызова. Вызовом Тойнби называет некое событие или изменение во внешней среде цивилизации, которое ставит под сомнение ее дальнейшее существование. Тойнби указывает, что имеется пять основных стимулов, которые оказывают воздействие на зарождение цивилизации:

1) стимул природной среды, заключающийся в том, что цивилизация живет на бесплодной земле;

2) стимул новой земли, которую вынуждена осваивать цивилизация;

3) удар по цивилизации извне, нападение врага;

4) стимул давления;

5) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация)

Наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы, поскольку слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, а чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить.

Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации), так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Если цивилизация оказывается в состоянии ответить на этот вызов, она выживает и переходит на новый этап развития. Если этого не происходит, цивилизация гибнет.

Не любая цивилизация способна ответить на вызов среды. Для того, чтобы ответ был успешным, необходимо наличие следующих факторов:

а) в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ (творческое меньшинство );

б) большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, проще говоря, «созреть» для ответа.

2) Этап роста.

За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру.

Стремясь определить, в чем именно проявляется рост, Тойнби пишет: «Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать возмутителя спокойствия. В начале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, но по мере развития основными становятся социальные противоречия, то есть противоречие Человек-Человек. К такому противостоянию можно отнести борьбу между классами, религиозные, национальные вопросы. Чем сильнее возрастает значимость нравственных, моральных, социальных проблем, тем более активным является рост цивилизации.

Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.

3) Этап надлома

Надлом может произойти по различным причинам.

1) правящее меньшинство изолируется или само изолирует себя от общества, а потому оказывается далеким от его потребностей и не может адекватно действовать;

2) творческое меньшинство, способное вывести культуру из состояния надлома, совершает ошибку, выраженную в пассивности после ряда собственных побед (Творческое меньшинство» – это совокупность людей, элита, которая раньше всех слышит «вызов», вырабатывает адекватные реакции на него, выдвигает новые идеи для «ответа» и проводит их в жизнь, ведя за собой пассивное «большинство». Постепенно элита утрачивает свой творческий потенциал, сохраняя свое господство лишь силой оружия);

З) большинство отказывается от веры в идеалы меньшинства. Нарастает чувство несправедливости, неудовлетворенности жизнью. Старые ценности забываются или отвергаются, начинается поиск новых идеалов. Общество оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.

4) Конфликт между элитой и ведомой массой приобретает необратимый характер. Творческое меньшинство или даже общество в целом могут отказаться от высоких, универсальных целей и ценностей, обратив свое лицо к тому, что является сиюминутным, преходящим. Наступает «надлом цивилизации», культурный кризис.

4) этап распада. Цивилизация гибнет. Упадок цивилизации происходит под воздействием внутренних факторов . Цивилизация, которая подвергается распаду , либо исчезает с лица Земли (как этой произошло с египетской цивилизацией и цивилизацией инков), либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).

Согласно Тойнби, Распад ожидает только ту цивилизацию, которая не способна ответить на вызов, брошенный ей извне. Стадия распада представляет собой ряд неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:

1) правящее меньшинство, которое больше не являющееся творческой силой общества. Правящее меньшинство усиленно цепляется за власть, хотя реально уже не может обладать ею, поскольку власть получает только тот, кто способен спасти общество, направить его по пути развития. С целью удержания власти оно создает универсальное государство;

2) внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви;

Последовательная, глубокая, аргументированная критика Тойнби западной цивилизации вылилась в активные поиски средств духовного обновления не только Запада, но и всего мира. Моделью такого обновления Тойнби считал Россию , где, как он полагал, множество народов, разговаривающих на разных языках, унаследовавших столь разные культуры, объединены на основе социальных, политических, экономических связей, являясь «моделью мира в целом».

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Одним из первых понятие "цивилизация" в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость - варварство - цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII - начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX - начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации».

Цивилизация как стадия общественного развития

Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).

Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными.

Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и , классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства:

Циклы цивилизаций

На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация).

На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы. Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот - социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс.

На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

Критика

Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил русско-американский социолог Питирим Сорокин, который указал, что «самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название „цивилизация“ дается существенно различным социальным группам и их общим культурам - то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами», в результате чего ни Тойнби, ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций, ровно как и их точное количество.

Историк-востоковед Л. Б. Алаев отмечает, что все критерии выделения цивилизаций (генетический, природный, религиозный) крайне уязвимы. А раз отсутствуют критерии, то невозможно сформулировать и понятие «цивилизации», которое до сих пор остаётся предметом споров, как и их границы, и количество. Кроме того, цивилизационный подход апеллирует к понятиям, выходящим за рамки науки, и как правило связанным с «духовностью», трансцендентностью, судьбой и т. д. Всё это ставит под вопрос собственно научность учения о цивилизациях. Учёный отмечает, что аналогичные ему идеи обычно поднимают на щит элиты стран периферийного капитализма, предпочитающие вместо отсталости говорить о «самобытности» и «особом пути» своих стран, противопоставляющие «духовный» Восток «материальному, загнивающему, враждебному» Западу, провоцирующие и поддерживающие антизападные настроения. Российским аналогом таких идей является евразийство.

Этнолог В. А. Шнирельман также пишет, что в цивилизационном подходе акцент делается на , и в силу расплывчатости и сложности этого понятия чёткие критерии выделения цивилизаций установить тоже невозможно. Нередко при установлении границ цивилизаций руководствуются националистическими идеями. Беспрецедентную популярность цивилизационного подхода в постсоветской России (в том числе и в научных кругах) учёный объясняет кризисом идентичности, охватившим общество после распада СССР. Особую роль в этом сыграли, по его мнению, широко известные построения Л. Н. Гумилёва. Расцвет популярности цивилизационного подхода в России совпал с периодом доминирования неоконсервативных, националистических и неофашистских идеологий. Западная антропология к тому времени от учения о цивилизациях уже отказалась и пришла к выводу об открытом и бессистемном характере культуры.

Российский историк Н. Н. Крадин так пишет о кризисе теории цивилизации на Западе и её возросшей популярности на территории постсоветских стран:

Если в последней четверти ХХ в. многие рассчитывали, что внедрение цивилизационной методологии выведет отечественных теоретиков на передовые рубежи мировой науки, то сейчас с подобными иллюзиями следует расстаться. Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло - вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. В этой связи трудно не согласиться с точкой зрения И. Валлерстайна, который охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мировой системы.

Историк и философ Ю. И. Семёнов отмечает, что собственные построения адептов цивилизационного подхода научной ценности не представляли. При этом они сыграли определённую положительную роль тем, что обнаружили слабые места линейно-стадиального понимания исторического процесса и позволили их скорректировать.

В настоящее время свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций», которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».

В начале третьего этапа, так же, как и в начале второго, наступает эпоха "тёмных веков". Пустеют города, утрачиваются культурные и технические достижения, образ жизни становится значительно более примитивным. Земли старых цивилизаций занимают варвары. Вместе с тем с новой эпохой приходит новое мировоззрение - эмоциональное .

Предпосылки нового мировоззрения появляются ещё в христианстве, однако долгие годы малочисленные последователи этой религии подвергаются преследованиям и гонениям и лишь в 4 в., незадолго до краха Римской империи, христианство получает признание и распространение. В христианстве задаётся новое, эмоциональное восприятие мира, отрицается неравенство и отвергается насилие, людям предписывается избавляться от грехов и любить ближних. Поведение людей начинает оцениваться прежде всего с позиции морали. С началом второго этапа христианство в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространяется и среди "варварских" народов.

В начальный период третьей эпохи философия оказывается тесно связана с религией или просто включена в неё. Её характер и рассматриваемые вопросы претерпевают значительные изменения. На смену представлениям о множестве сил, движущих развитие Вселенной и множестве путей приходит представление о том, что движитель один, и все ответы на вопросы о мире надо искать в единой концепции. Однако такая концепция не может быть создана рассуждением, использующим разум, главным источником истины является откровение. На человека возлагается задача установить связь своего сознания с единым началом (Богом) и искать таким образом ответы на насущные вопросы, получать подсказки о праведном поведении. На смену тезису о необходимости следовать предопределённому индивидуальному пути, долгу, приходят представления о свободе воли, которая специально даётся человеку, чтобы делать выбор между добром и злом. Утверждается тезис о необходимости подчинения сознания, воли моральным принципам, ориентации на единый образец совершенства.

В отличие от второй эпохи, в третьей религии друг с другом уживаются плохо. Даже отличия в течениях внутри одной религии приводят к серьёзным конфликтам и войнам. Это связано с тенденцией догматизации религий, задания единственных интерпретаций и образцов. Нетерпимость между представителями разных религий ещё больше.

Расслоение на уровне фундаментальных прав становится менее жёстким. Рабство исчезает. Вместо этого в обществе массово устанавливаются своеобразные отношения "покровительства", зависимостей крестьян от феодалов, мелких феодалов от крупных и т. п. Усиливается значение всяких иерархий, статусов, рангов. Важным в обществе людей с эмоциональным мировоззрением становится "имидж", репутация, тот образ, в котором его вопринимают. Его формированию, поддержанию и улучшению люди начинают уделять большое внимание, особенно представители высших слоёв общества.

В общественных процессах главным движителем становятся интересы, т. е. естественные в данной ситуации желания, потребности людей или групп. В отличие от второй эпохи, истинные интересы часто скрываются, достигаются не прямыми требованиями и силой, а торгом, хитростью, обманом, манипулированием. Теперь, даже планируя заведомо несправедливые, враждебные действия, люди пытаются их обелить, оправдать благими намерениями, своих же противников, напротив, пытаются очернить. Мощным оружием воздействия на общество становится пропаганда, которую успешно начинают применять ещё в средневековье. С появлением СМИ пропаганда становится ещё эффективнее, позволяя достигать впечатляющих успехов как во внутренней, так и во внешней политике.

Хотя в начальный период религия делает упор на духовное развитие, борьбу с пороками, самоограничение и порицает корыстолюбие, постепенно по-настоящему этим принципам остаются верны лишь монахи или отдельные отшельники. Для большей части общества главными ценностями становятся материальные блага, богатство и обеспечиваемые им комфорт, роскошь и статус в обществе. Даже сама церковь через какое-то время разлагается, начиная продавать за деньги "отпущение грехов". Отношения между людьми и их интересы в обществе всё больше связываются с желанием разбогатеть, с материальной выгодой. Даже великие географические открытия были начаты людьми, желавшими разбогатеть. Экономическая сфера в третью эпоху претерпевает значительное усложнение. Первоначально экономика была довольно проста - феодал собирал с крестьян оброк за пользование землёй и тратил полученные средства. Но уже в позднее средневековье основные денежные потоки переходят в руки купцов. Развивается торговля, появляются банки, биржи, векселя и прочие характерные для современной экономики инструменты управления капиталом. Уже с 12-13 вв. банкиры кредитуют крупных феодалов и королей, собирают церковную десятину и оплачивают ведение войн. А в 17 в. появляются акционерные общества и транснациональные корпорации (хотя некоторые считают прообразом ТНК орден тамплиеров, появившийся ещё в 12 в.). В настоящее время экономическая сфера является ключевой сферой общества.

Значительно меняется искусство, появляются новые его виды. Появляется значительно большее количество разных жанров и форм даже у видов искусства, характерного для античной эпохи. Более прямолинейное и шаблонное искусство уступает место более многообразному, тонкому и глубокому, связанному с передачей чувств и эмоций, с воздействием на эмоциональную сферу. В то же время как на создание произведений искусства, так и на их восприятие по-прежнему оказывают заметное влияние определённые шаблоны, образцы, оценочные стереотипы.

В третью эпоху получает заметное развитие наука и техника. Связано это, в основном, с двумя факторами. Во-первых, люди стремились к более глубокому восприятию вещей - если в античную эпоху философы считали достаточным дать общее поверхностное объяснение явлений природы, то теперь они стремились разложить явление на элементы и более пристально рассмотреть их сами по себе, дав ту или иную оценку. Во-вторых, развитие науки сильно стимулировал практический интерес. Так, ещё в средние века немало для развития химии сделали искатели "философского камня", а в капиталистическую эпоху интересы развития промышленности двинули науку далеко вперёд. Важнейшим нововведением стало появление в науке экспериментального метода проверки научных гипотез. Тем не менее, наука третьей эпохи (т. е. и современная в том числе) ещё не вполне научна, она представляет собой множество разрозненных теорий и гипотез, и доля бездоказательных, ошибочных и иррациональных элементов в ней весьма велика, при отсутствии у учёных адекватных представлений о критериях разумности их теории.

Сейчас мировая цивилизация находится в самом конце третьей эпохи. Поступательное развитие в рамках старой эмоциональной системы ценностей и эмоционального мировоззрения практически исчерпано, и наблюдаются все признаки упадка и разложения цивилизации. Человечество оказалось перед лицом многостороннего кризиса, ведущего к огромному числу проблем, разрешить которые старыми методами невозможно. Более того, мировая олигархическая "элита" не только не думает над разрешением проблем, но наоборот, специально их провоцирует. В обществе целенаправленно разрушаются традиционные устои и навязываются извращения, проводится политика, направленная на дальнейшее снижение рождаемости, на оболванивание населения, на стимулирование пороков, эгоизма, безответственного, неадекватного поведения. Намеренно во многих странах подогревается религиозный экстремизм, национализм, делается всё для внесения дестабилизации, для разжигания конфликтов. С другой стороны, те, кто нацелен на деструктивные действия, и сами уже чувствуют близкое наступление "их времени". Погромы, устраиваемые представителями этнических меньшинств в Европе и США, стали регулярными. Некоторые выходцы с Кавказа продвигают тезис о том, что Россия через 20-30 лет будет принадлежать им. Коренное же население многих цивилизованных стран стремительно вымирает и деградирует, безучастно наблюдая установившиеся тенденции. В течение ближайших десятков лет всю западную цивилизацию, вероятно, постигнет участь Западной Римской империи, но и другим странам не миновать кризиса. Кризис, связанный с мировоззренческим и общим системным упадком существующей модели цивилизации, соединится с кризисом экономическим, с исчерпанием ресурсов, как сырьевых, так и пищевых, с экологическим кризисом, с множеством конфликтов и локальных войн, порождённых массовыми миграциями, этническими и религиозными противоречиями, борьбой за ресурсы, с угрозами техногенного терроризма или техногенных катастроф, способных нанести огромный ущерб. В мире воцарится хаос, системы государственного управления, экономика, культура и наука окажутся в глубоком коллапсе, вся планета вступит в очередные "тёмные века". Предотвратить подобный сценарий может лишь форсированный переход к разумному мировоззрению и полное переустройство общества на новых принципах.

Что такое цивилизация? Цивилизация – это материальная и духовная форма развития и существования общества. В историко-философском значении это понятие означает совокупность материальных и духовных достижений человечества в рамках определенного исторического периода.

Также цивилизацию можно воспринимать как само общество, которое было объединено исторической эпохой, событиями, которые в ней происходили. Таким образом, цивилизация – это целостная система, которая состоит из комплекса политических, экономических, духовных и социальных подсистем.

Возникновение цивилизации

Предпосылки возникновения первых цивилизаций проявлялись еще во времена первобытного общества. Именно тогда возникли первые зачатки духовной и материальной культуры.

Моментом зарождения первой цивилизации принято считать период, когда первобытный человек перестал быть варваром, и начал постепенно адаптироваться к социальной жизни. Первой ступенькой цивилизации стал коллективный образ жизни человека.

Находясь в составе племени, человек добросовестно исполнял свои социальные функции: поддерживал огонь, охотился в лесу, заботился о детях. Первые цивилизации носят название космогенные. Они охватывали Древний мир и эпоху средневековья.

Общество, которое жило в этих цивилизациях, было полностью зависимым от природных условий, отсюда и название «космогенные цивилизации» (зависимость от среды).

Этапы развития цивилизаций

На смену космогенным цивилизациям пришла техногенная (индустриальная) цивилизация. Основой этой цивилизации стало использование машин в качестве главных орудий труда, а также приобщение науки непосредственно к производственному процессу.

Для техногенной цивилизации характерным был наемный труд, что в сотни разы увеличило уровень производства. В сфере социальных отношений сохранилось неравенство, которое провоцировало восстания и революции.

В эпоху индустриальной цивилизации произошел огромный скачек в культурном и духовном развитии людей. Впервые общество научилось регулировать и реформировать общественные и экономические отношения.

В 70-х годах 20 века произошло зарождение нового типа цивилизации – постиндустриального (информационного). Это было обусловлено тем, что техногенная цивилизация полностью исчерпала свои способности и возможности дальнейшего общественного развития.

Наступление новой цивилизации сопровождалось глобальными кризисными проблемами человечества: угроза экологической безопасности, войн, исчерпания природных ресурсов.

Основой постиндустриальной цивилизации является информационное пространство и насыщенность технологических процессов. Наиболее масштабным достижением информационной цивилизации является возникновение интернет – пространства.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то