Тип цели формирование творческой активности. Развитие творческой активности учащихся

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями.

Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

Путь к развитию личности - овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. “Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков”.

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель - во что играть, что рисовать . При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

  • а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
  • б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
  • в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

  • а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
  • б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением. Анализ специальной литературы показывает, что структура деятельности выглядит таким образом:

  • 1. Возникновение замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся художественным опытом. Внешне это может выражаться в выборе ребенком того или иного вида деятельности, нахождении формы ее организации, привлечении сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.
  • 2. Реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
  • 3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития игровой деятельности, в высказываемых предположениях по ее дальнейшему ходу и окончанию.

Вместе с тем, в зарубежной и отечественной педагогике и психологии широко дискутируется вопрос о необходимости руководства художественной деятельностью детей. Искусство в современных теориях трактуется с различных позиций - экзистенциализма, неопрагматизма, бихевиоризма и т.д. Разнородность подхода к искусству не позволяет говорить о единых направлениях. Тем не менее, доминируют идеи об искусстве как о явлении независимом и чисто интуитивном. В теории воспитания это положение также является ведущим, поэтому, естественно, приводит его сторонников к выводу об отрицательном отношении к педагогическому руководству.

Во многих трудах подчеркивается, что искусство не отражение жизни, а только способ выявления личных переживаний, такова и сущность художественной деятельности детей.

Ряд исследований, впрочем, признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей, делают вывод, что процесс этот не спонтанный, а педагогически обусловленный. Педагогическая обусловленность зависит от установления правильного соотношения субъективных и объективных причин. Сформированные взрослым интересы детей, скопившиеся впечатления - все это выливается в попытках “самовыявления” своих переживаний. Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы ребенка. Эта деятельность взрослого носит косвенный характер и требует от него:

  • - обогащения сознания детей впечатлениями;
  • - создания предметной среды, позволяющей им легко ориентироваться и действовать с художественными материалами; благожелательного отношения, располагающего детей к деятельности;
  • - установления правильного соотношения между различными формами организации деятельности детей;
  • - развития своих педагогических способностей, которые помогут педагогам творчески и тактично формировать способы самостоятельных действий детей.

Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в игре показывает, что для развития самостоятельной игровой деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских игр, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к художественной деятельности.

Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных игровых действий. Это - организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.

Изучение влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.

Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения.

Взрослый может активно участвовать в ролевой игре, в драматизации, развлечении, выполнять роли ведущего, зрителя, или исполнителя.

Дети небезразличны к тому, видит ли воспитатель, чем они заняты, замечает ли их игру. Они очень чутки к его реакции, и, если он поддерживает, одобряет их действия, активность их возрастает, доброжелательные замечания, подсказ принимаются как должное.

Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной игровой деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности. В частности, Н.С.Карпинская, исследовавшая развитие художественных способностей детей в процессе игр-драматизаций, писала, что “вне процесса специального обучения детские игры-драматизации, передача текста сказок лишены красок, выразительности” Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с..

Среди основных методов, определяющих эффективность руководства были выделены: систематическое планирование, создание воспитывающей среды, организация праздников, развлечений, применение конкретных приемов педагогического воздействия Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. 113 с..

Но работа воспитателя по развитию дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами психологии воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой и личностной инициативы.

Р.И.Жуковская подчеркивает, что творческие игры содействуют переходу детского любопытства в любознательность; воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти речи.

Важно, чтобы педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение - великое качество педагога. Еще В.Г.Белинский писал: “Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участия; дети со своей стороны встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенной доверчивостью, как на своих друзей”.

Таким образом, роль педагога в управлении игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности - процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и творческих интересов.

Задача педагога - своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Очевиден вывод: между обучением и любой игрой существует прямая взаимосвязь.

Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников, и развития его личности в целом, в играх нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление рождается из действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развития наглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Это способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.

Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.

Преломляясь с возрастом, меняясь по значимости, эти виды развития мышления продолжают все же развиваться и в период обучения в начальной школе. Более того, изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.

«Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления» .

Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества.

Поскольку по мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события, то в этих случаях причинное мышление окажется недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам.

Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, можно дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение . Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

Весьма распространенно мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий . Однако уже в 30-е годы А. В. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточно опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дети могут выполнить задание творчески. Вот почему творческое воображение ребенка необходимо развивать.

Характеризуя воображение детей, Л.С. Выготский говорил о необходимости понять психологический механизм воображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью. «Творческая деятельность воображения, - пишет Л.С. Выготский, - находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Эту мысль ученого следует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у нас распространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченной фантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякое вмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит эту фантазию, богатство которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого. Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей.

2 Средства развития творческой деятельности младших школьников

2.1 Понятие творческой деятельности младших школьников

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания , но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» .

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний .

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях .

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» : продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность , обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

2.2 Условия развития творческих способностей младших школьников

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Для того чтобы разобраться в том, как правильно определить термин «творческая активность», мы обратились к многочисленным работам, исследующим проблему формирования творческой активности в дошкольном возрасте. Это труды Ю.Б. Борева, А.И. Лиловой, Е.А. Ануфриева и других. Также были изучены психологические исследования Л.С. Выготской, А.Н. Леонтьевой и других.

Большинство работ, изучающих творческую активность, упор в этом термине делают на слове «активность». Определяя это понятие, многие склоняются к философскому взгляду на то, что это качество, которое присуще материальному, и которое проявляется в способности к саморазвитию, самостоятельному изменению и самостоятельному движению.

Разные научные источники по разному определяют этот термин.

Отечественные исследователи в области педагогики и психологии чаще понимают активность, как некую меру деятельности, или возможность взаимодействовать с другими субъектами.

Считается, что активность – это одно из устойчивых свойств личности. Мы считаем, что для более объективной оценки активности, нужно рассмотреть также ее психологическую составляющую.

Существуют определения, которые указывают на то, что активность – это способность преобразовывать что-либо в мире, которая развивается в результате имеющихся у человека духовных и материальных богатств и которая выражается в творчестве.

Активность человека целиком зависит от его внутренней мотивации, от того, как человек к ней относится. Для формирования творческой активности очень много значит именно мотивационная составляющая.

Считается, что творчество – это самая высокая форма активности, к которой способен человек. Творчество же может быть разным – оно может быть не только художественным, но и научным и техническим. При этом каждая область творческой деятельности имеет свои собственные специфические признаки. Поэтому мы считаем, что два термина «активность» и «творчество» — это два понятия, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Рассмотрим теперь более подробно термин «творчество» и его значение. Согласно различным научным источникам мы можем найти очень много отличающихся друг от друга по сути и содержанию определений. Рассматривать термин моно как с точки зрения философии, так и с точки зрения психологии.

Психология дает возможность взглянуть на творчество, как на процесс, как на некий механизм, с помощью которого творчество протекает.

Согласно Петровскому творчество – это деятельность человека, которая порождает что-то новое, то, чего ранее никогда не существовало.

Также некоторые словари дают более содержательное объяснение этому понятию. Под творчеством следует понимать деятельность, в результате которой появляется что-то новое в материальном или духовном отношении. Человек использует в процессе творчества свои знания и умения, для того чтобы создать новый, оригинальный и уникальный продукт. Для творческой активности задействуется интуиция и воображение, умственная активность. Таким образом личность может раскрывать имеющиеся и расширять новые свои возможности.

Согласно словарю Даля творчество – это свойство деятельности, такое как творение или созидание.

Несмотря на то, что творческой деятельности уделено множество различных исследований, развитие такого рода активности у детей до сих пор требует тщательного исследования и проработки.

Зарождаться еще в дошкольный период детства.

Обычно ученые, пытаясь дать определение творческой активности, просто перечисляют ее компоненты. Согласно В.Д. Баянкиной, творческая активность должна проявляться в результате собственной инициативы, в результате которой человек получает и передает новые знания, стремится сотрудничать в этом с другими людьми, проявляет устойчивый интерес к новым знаниям.

В.Д. Максимова старается учитывать интерес человека к этому делу, какое участие он принимает в нем, проявляет ли он инициативу во время подготовки и во время самой деятельности, оказывает ли человек помощь тем, с кем вместе работает. В результате творческая активность рассматривается как комплекс разных компонентов, составляющих деятельность ребенка, как своего рода коллекцию множества особенностей его личности. Конечно, это нельзя назвать ошибкой. Однако у этого подхода есть свои недостатки. Сам термин творческая активность дробится на мелкие составляющие и теряется его суть в целом.

Л.Г. Весёлова предлагает свой вариант определения творческой активности. Согласно работам автора этот вид деятельности является способом удовлетворить потребность человека в новых знаниях и в связанных с ними положительных эмоций. Также творческая активность позволяет человеку изменять уже имеющиеся знания так, чтобы выразить к ним свое отношение с помощью различных приемов.

Ю.Н. Рюмина также описывает свое видение явления. Согласно ее работам творческая активность – это состояние личности, проявляемое в действиях, которые характеризуют стремление человека к тому, чтобы что-то преобразовать или создать новую ценность с точки зрения материального или духовного мира.

Мы считаем, что все эти определения не раскрывают сущность рассматриваемого явления в полной мере. Особенно, когда речь идет именно о детях старшего дошкольного возраста. Сегодня существуют тенденции в проблеме дошкольного творчества и в изучении потенциала дошкольников, которые не учтены ни одним из перечисленных выше авторов.

Последнее двадцатилетие ознаменовало для системы дошкольного образования новые подходы к развитию и диагностики творческой активности ребят.

Мы считаем, что главное внимание для понимания сущности творческой активности в дошкольном возрасте нужно уделить работам В.А. Петровского.

Согласно его трудам существует так называемая надситуативная активность. Такая активность есть результат постановки человеком цели, которая является избыточной по отношению к требованиям текущей ситуации. То есть личность не ограничивается лишь своими текущими потребностями, но действует как бы «над порогом необходимого». Он сам решает, какая у него должна быть сверхцель. Он принимает решение о том, что вся ответственность за достижение этой цели лежит на нем, несмотря на то, что заранее не способен спрограммировать результат.

Если личность способна принять на себя ответственность за неизвестный ему заранее исход активности, то это является признаком самопорождения личности в качестве субъекта. А И. Ковалев считает, что именно это и есть творческая активность личности.

Проанализировав исследования в области формирования творческой активности, а также подробно изучив структуру этого явления, мы сделали вывод, что существуют два компонента, каждый из которых сейчас коротко обсудим.

Первым компонентом является эмоционально-мотивационный. Он включает в себя: 1) высокую мотивацию, которая проявляется в наличии установки ни изменение текущей ситуации или какого-либо предмета, а также на создание альтернативы существующей действительности; 2) высокую интуицию, которая проявляется в том, что человек способен увидеть конечное целое раньше, чем отдельные его части; 3) в преобладании позитивного мышления, в гармонии личностной сферы.

Вторым компонентом является интеллектуальнло-креативный. Он включает в себя: 1) способность человека решать текущие задачи с помощью моделирования в уме условий (человек мысленно проводит экспериментирование и видит результаты); 2) способность человека мысленно перенести свойства какого-либо предмета в иную ситуацию и реализовать эту ситуацию с помощью.

Итак, мы будем понимать творческую активность, как инициативу, которую проявляет личность для получения и передачи новых знаний, способность сотрудничать с другими людьми в процессе познавательного поиска.
Степень развитости творческой активности выражается в том, как сформированы ее структурные элементы.

лю следует обращать внимание не только на правильность формулировок с математической точки зрения, но и с точки зрения грамматики, синтаксиса, родного языка, а в последствии и русского языка.

Задания, предназначенные для работы со словесно-логическими конструкциями математического языка, содействуют формированию логичности речи младших школьников на родном языке. Основой для таких заданий могут служить формулировки свойств арифметических действий, определение математических понятий. Примерами заданий такого вида могут служить следующие:

Установите истинность высказываний;

Найдите ошибки и т.д.

Задания такого характера эффективно влияют на развитие речи младших школьников на родном языке и способствуют лучшему усвоению ими математического материала. Сформированность у младших школьников базовых коммуникативных качеств математической речи на родном (осетинском) языке на начальном этапе служит фундаментом для реализации полноценного билингвального обучения математике в 3-4 классах.

Таким образом, формированию коммуникативных качеств математической речи служит комплекс учебных заданий по развитию математической речи младших школьников:

Задания, предназначенные для работы с терминологией, символикой, схемами, графическими изображениями;

Задания со словесно-логическими конструкциями математического языка.

Библиографический список

1. Журко В.И. Методологические основания оценки качества образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 5. - С. 23-25.

2. Зембатова Л.Т. Реализация принципа полилингвальности в процессе изучения математики в национальной школе. // European Social Science Journal. - 2011. - № 3. - С. 44-48.

3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 576 с.

5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с.

А.М. Касимова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческой активности дошкольника, которая достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности.

Ключевые слова: творчество, активность, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, народное творчество, традиция, эстетика.

© Касимова А.М., 2013

Развитие творческой активности дошкольников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству позволяет детям раскрыться, изучить и освоить различные приемы художественно-творческой деятельности. Нельзя не согласиться с мнением известного советского психолога Д.Б. Эльконина: «Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолировано от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка» . При этом надо отметить, что положительное влияние развития творческой активности дошкольников зависит от методов правильного педагогического руководства. Но прежде чем вести разговор о развитии творческой активности дошкольников как психолого-педагогической проблеме, считаем уместным кратко остановиться на особенностях дошкольного возраста.

В формировании активной, творческой личности содержится ряд вопросов по выявлению источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления в различных видах деятельности. Разрешением данных вопросов занимались такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Е.Т. Руднева, С.Т. Шацкий и др. Последний отмечал, что дошкольники остро ощущают потребность в духовных переживаниях и в выражении своих впечатлений. Задача воспитателя, по мнению исследователя, состояла в создании условий «для наиболее полного раскрытия творческого потенциала...ибо начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей, - надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» . Для решения нашей проблемы особо значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Киреенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и о других психологической природе детского творчества, его развитии средствами искусства.

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и формирования ребенка» .

Для развития творческой активности дошкольников существует немало путей и направлений, например работа с разными материалами, включающая в себя виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Продолжая эту мысль, уместно вспомнить высказывание видного российского педагога В.Н. Сорока-Росинского, отмечавшего, что «ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству» . А известный искусствовед Н.Д. Бартрам высказал интересную мысль, основанную на наблюдениях, о том, что лучшая игрушка для ребенка та, которую он выполнил собственными руками. «Вещь, сделанная самим ребенком, - писал он, - соединена с ним живым нервом и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубоко и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению» .

Проблемой развития творческой активности, включающей в себя творческий процесс, в результате которого человек создает что-либо, не существовавшее ранее, занимались психологи. По заключению В.В. Давыдова , А.Н. Леонтьева , Я. А. Пономарева и др. основным источником творческой активности выступает потребность, то есть стремление к

более полному выявлению и развитию созидательных возможностей, что побуждает личность проявлять свою творческую активность.

Что же такое творческая активность? По Г.С. Арефьевой, это «высший уровень активности человека» . А.М. Коршунов считает, что творческая активность является особой формой человеческой деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной продукта . Согласно В.Ф. Овчинникову, «творческая активность - это одно из проявлений личности, свидетельствующее о ее яркой индивидуальности, способности выдвигать нестандартные решения» . Исследователь А.И. Крупнов отмечает, что активность, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой стороны, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями» .

Активность личности психологами рассматривается как «группа личностных качеств, обусловливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира» . Проблема активности личности в исследованиях современных психологов, таких как Б.Ф. Ломов, К.К. Платонова. Д.Б. Богоявленская и др., раскрывается в различных аспектах, подробно изучаются структура и динамика развития интеллектуальной, творческой активности личности на общечеловеческом и возрастном уровнях.

При том, что декоративно-прикладной и художественно-творческий процессы характеризуются специалистами-психологами как воплощение активности человеческого мышления, составляющими факторами являются воображение, связанное с объективным восприятием действительности, интуиция, базирующаяся на субъективных особенностях личности, свойственной каждой творчески одаренной индивидуальности, вдохновение, которое ведет к максимальной реализации и самовыражению в творческом процессе. Важным психическим компонентом творческой активности является восприятие внешней действительности, объективной реальности, развитие в процессе работы памяти, внимания, представления, мышления, и умственное развитие дошкольников, которые активизируют творческую деятельность. «Любая декоративно-прикладная деятельность начинается с восприятия окружающей действительности и формирования представлений о ней» .

Основными компонентами и свойствами восприятии окружающей действительности являются его предметность, целостность, константность. Одной из определяющих особенностей восприятия как физиологически-психологического процесса можно считать его зависимость от прошлого опыта и задачи выполняемой деятельности, социально-психологических особенностей субъекта. Здесь имеются в виду подробности, склонности, интересы, мотивация деятельности, эмоциональное состояние субъекта в момент выполнения практической задачи в процессе изобразительной деятельности. В этой связи актуальным является мнение Е.И. Игнатьева, отмечавшего, что «в большинстве исследований, посвященных детскому художественному творчеству, рассматривается только результат изобразительной деятельности, а процесс создания изображения не исследуется» . То есть в подобных работах развитие творческой активности рассматривается как спонтанный процесс, не зависящий от условий жизни, воспитания и обучения, что не совсем верно, поскольку ребенок не только постоянно имеет перед глазами образцы декоративно-прикладного искусства, что не умаляет их художественно-эстетического значения, но и со свойственной ему свежестью восприятия усваивает те приемы, с помощью которых эти образцы создаются. «Умственное развитие ребенка, - писал А.Н. Леонтьев, - нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития

в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» .

Для художественно-творческой активности характерны, прежде всего, те общие группы компонентов активности, характеризующие предметно-операционную сторону и включающие в практические знания личности о тех или иных предметах и явлениях социальной действительности и соответствующие им умения и навыки и, наконец, компоненты, определяющие специфику социальной активности и меру ее выраженности (инициативность, самостоятельность, настойчивость как способность к длительному напряжению, преодолению трудностей) . Оригинальную оценку художественному творчеству дает В.С. Кузин. «Это деятельность, - пишет он, - в результате которой художники создают новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение» .

«Вооружившись» высказываниями авторитетных ученых, мы можем высказать и свою точку зрения касательно творческой активности, которая имеет свои источники и параметры. Формирование творческой активности связано с жизнедеятельностью человека, с осознанием факторов, влияющих на становление форм, методов и средств воспитательного воздействия, в связи с этим эффективность работы по воспитанию творчески активной личности зависит от решения вопросов, связанных с выявлением движущих сил, источников активности человека, знанием закономерностей их индивидуального проявления. Стремление ребенка к самостоятельному поиску решения задачи, проявление познавательных интересов и есть залог творческой активности. Стимулирование же творческой активности требует от воспитателя-педагога создания таких условий обучения, которые вызвали бы у ребенка интерес к учению, потребность в знаниях и наконец, сознательное их усвоение.

Развитие творческой активности дошкольника предусматривает максимальное по возможности проявление индивидуальности, которое достигается при активности и самостоятельности ребенка в преобразовательной деятельности. Мы должны понимать, что сегодня главной целью воспитания является формирование нового поколения, способного не к повторению того, что с делали до него, а к созданию нового, то есть формирование человека творческого, изобретательного. Являясь сложной характеристикой личности, творческая активность выявляет более глубокие личностные образования, такие как потребности, способности, ценностные ориентации.

Главным при такой последовательности выступает мотивационный аспект, то есть направленность личности, цели, установки. При этом высший уровень активности проявляется в сознательном отношении к деятельности, так как ее содержание выступает как самоценность, стимулирующая интересом к ее содержательной стороне. Можно предположить, что творческая активность дошкольника есть направленность личности на самостоятельное решение проблем, на поиск новых оригинальных способов деятельности, выражающих стремление личности к преобразованию окружающей предметной среды. «У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству» .

Проблема развития творческих качеств личности в художественно-эстетической деятельности привлекала внимание многих специалистов. Например С.В. Диденко рассматривает эстетическую оценочную деятельность как средство формирования творческой активности детей в качестве личности при условии ориентации воспитательного процесса на создание системы воспитательных эмоционально-оценочных ситуаций, включающих детей в различные виды художественной деятельности и ориентирующих на эстетическое оценивание окружающей действительности .

Н.В. Дягилева исследовала этапы развития творческой самостоятельности детей на занятиях изобразительным искусством . В этих и других исследованиях творческая активность трактуется как активность человека в той или иной сфере деятельности, а само понятие «творческая активность» раскрывается через общее понятие «творчество». Большинство авторов (Г.А. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Я.Н. Пономарева, А.Г. Спиркина, О.Н. Тихомирова и др.) трактует творчество как деятельность личности, состоящую в производстве нового и оригинального. Ряд специалистов, среди которых Д.Б. Богоявленская, рассматривают творчество как выход за пределы имеющихся знаний и определяют творчество как ситуативно не стимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы, из чего следует, что активность на уровне творческого действия является общей основой, единицей, не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности» .

Мысль Л.С. Выготского о том, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» вполне созвучна проблематике нашего исследования. Творческая деятельность открывает хорошие возможности использования элементов народного декоративно-прикладного искусства, являющиеся и воспитательным фактором. Вместе с тем эта деятельность является основой формирования культурной, духовно богатой творчески активной личности.

Творческая деятельность способствует физическому развитию, формированию опыта, развитию механизмов психики и положительных индивидуальных свойств личности, таких как способности, интересы и склонности. Причем развитие этих свойств происходит в творческой деятельности дошкольников, в которой можно отметить три этапа: 1) выработка первоначальных практических умений и навыков, 2) формирование знаний, 3) развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта.

Итак, творческую активность в дошкольном возрасте мы определяем как интегральную характеристику личности, которая предполагает стремление ребенка к самостоятельному поиску решения проблемы и включает такие компоненты, как мотивационный, волевой, содержательный, операционный и результативный.

Библиографический список

1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика / Г.С. Арефьева. - М., 1988. - С. 138.

2. Бартрам Н.Д. Музей игрушки / Н.Д. Бартрам. - М., 1928. - С. 170.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. -С. 24.

4. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 48.

5. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 52.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., Педагогика, 1986.

7. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев: 1987. - С. 13.

8. Дягилева Н.В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников / Н.В. Дягилева. -М., 2006. - С. 76.

9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - 2-е изд. дополненное. - М., 1961. - С. 6.

10. Коршунов А.М. Жизнь человека: социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии. - М., 1998.

11. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 29.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин. - М., 1984. - С. 127.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М., 1977. - С. 63.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981.

15. Мордкович В.Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся. - Свердловск, 1970. - С. 18.

16. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. - М., 1984. - С. 121.

17. Пономарев Я.А. Психология творения. - Воронеж, 1999.

18. Раджабов И.М., Печерский Ю.В. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников / И.М. Раджабов, Ю.В. Печерский. - Махачкала, 2004. -С. 28.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М., Академия, 1999. - С. 121.

20. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству / Педагогические сочинения. - М., 1991. - С. 134.

21. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1959. - Т. 2. - С. 450.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.. Эльконин. - М., 1960. - С. 183.

Н.А. Колесникова

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти. Проанализированы различные подходы и модели взаимодействия гражданского общества и государства, в том числе на различных этапах исторического развития.

Ключевые слова: гражданская активность, сотрудничество, государственные органы, институты гражданского общества, модели взаимодействия.

Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ.

Одним из подтверждений того, что сегодня государство заинтересовано в формировании и укреплении в стране институтов гражданского общества, а так же обеспечении их эффективной деятельности, является создание и деятельность Общественной палаты РФ, института Уполномоченного по правам человека в РФ, различных советов при Президенте России (например, по развитию институтов гражданского общества и правам человека, по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, по

© Колесникова Н.А., 2013



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то