Кто сказал тебе что нет на свете. За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!!! «Кто сказал тебе, что нет на свете

В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья.
А. Ахматова

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова.
Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. Именно она стала прототипом этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века.
“За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей... любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”. Так начинает Булгаков вторую часть своего “закатного” романа, словно предвкушая радость истории о вдохновенном чувстве с первого взгляда.
Встреча героев происходит случайно.
Мастер рассказывает о ней поэту Бездомному. Итак, перед нами женщина в чёрном весеннем пальто, несшая в руках “отвратительные, тревожные, желтые цветы”. Героя поразила не столько ее красота, “сколько
Почему же Маргарита так одинока? Чего не хватает ей в жизни? Ведь она имеет молодого и красивого мужа, который к тому же “обожал свою жену”, живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается в деньгах.
Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонь! Неужели он, мастер, человек из убогой подвальной квартиры, одинокий, замкнутый? И на наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал Булгаков: “..я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!”. Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывается сильнее житейских невзгод, страданий, сильнее смерти.
Эта женщина стала не просто тайной женой художника, а его Музой: “Она сулила славу, подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером”.
Было им вместе хорошо и спокойно.
Но вот наступают темные дни: написанный роман подвергся яростной критике. Закончилась любовная идиллия, началась борьба. И именно Маргарита оказалась готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь, ни исчезновение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита - единственный настоящий читатель романа о Понтии Пилате, его критик и защитник.
Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве - явления одного порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей не знакомы ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. “Верую”, - это слово женщина повторяет постоянно. За свою любовь она готова платить
сполна: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”.
Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодейственный крем Азазелло, летающая швабра и прочие атрибуты ведьмы становятся в романе символами духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго, но такого чужого мужа: “Маргарита ощутила себя свободной от всего... она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!”.
Полету Маргариты посвящена целая глава. Фантастика, гротеск здесь достигают высшего накала. Упоение полетом над “туманами росистого мира” сменяется вполне реалистической местью Латунс-кому. А “дикий разгром” квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными четырехлетнему мальчику.
На балу у Воланда мы встречаемся с новой Маргаритой, всесильной королевой, участницей сатанинского шабаша. И все это ради любимого. Однако для Маргариты любовь тесно связана с милосердием. Даже став ведьмой, она не забывает о других. Потому ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман: ведь настоящая любовь и истинное творчество не подвластны ни тлению, ни огню.
Мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. “Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед ней”.
Но Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.
Интересно, что в романе существуют две картины смерти влюбленных.
Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского, скончался на своей койке, на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно побледнела, схватилась за сердце и упала на пол.
В плане же фантастическом наши герои выпивают фалернское вино и переносятся в мир иной, где им обещан вечный покой. “Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной... Беречь твой сон буду я”.
Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.
А камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь.

Глава 19. Маргарита

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь перевалилась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла.

Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали МаргаритоюНиколаевной. Все,что мастерговорило ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. Кэтому надо добавить еще одно - с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдалибы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою оченькрупногоспециалиста,ктомужесделавшеговажнейшееоткрытие государственного значения.Муж ее былмолод, красив, добр, честен и обожал своюжену. МаргаритаНиколаевна со своим мужем вдвоемзанималивесь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этомубедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, яскажу ему адрес, укажу дорогу -особняк еще цел до сих пор.

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, чтоей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевнаникогданеприкасаласькпримусу.МаргаритаНиколаевна не знала ужасовжитья в совместной квартире.Словом... Она была счастлива? Ни однойминуты! Стехпор,как девятнадцатилетнейона вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Чтонужно было этойженщине, вглазах которойвсегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно,она говорилаправду,ейнуженбылон,мастер,авовсене готическийособняк, и не отдельный сад, и неденьги. Она любилаего,она говорила правду.Дажеу меня, правдивогоповествователя,но постороннего человека, сжимаетсясердце примысли о том, что испытала Маргарита,когда пришла на другой день в домикмастера, по счастью, не успевпереговорить с мужем, который невернулсяв назначенныйсрок, и узнала, чтомастера уже нет.

Онасделалавсе, чтобы разузнать что-нибудьонем, и,конечно,не разузналаровно ничего. Тогдаона вернулась в особняк изажила на прежнем месте.

Да, да, да, такая же самая ошибка! - говорила Маргарита зимою, сидя у печки иглядя вогонь, - зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем?Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!

Все эти слова были, конечно,нелепы, потомучто,всамомделе: что изменилось бы, если бы она в ту ночь осталась у мастера? Разве она спасла бы его? Смешно! -воскликнули бы мы, но мы этогоне сделаем перед доведенной до отчаяния женщиной.

Втаких мученияхпрожилаМаргаритаНиколаевна всю зимуи дожила до весны.Втотсамыйдень,когдапроисходилавсякаянелепаякутерьма, вызваннаяпоявлениемчерного магав Москве,в пятницу,когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза, когдаарестовали бухгалтераи произошлоеще множество другихглупейших и непонятных вещей,Маргаритапроснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.Проснувшись,Маргарита не заплакала, как это бывало часто,потому что проснуласьс предчувствием, чтосегодня наконец что-топроизойдет. Ощутив этопредчувствие,онасталаегоподогреватьираститьв своейдуше, опасаясь, чтобы оно ее не покинуло.

Я верую! -шепталаМаргарита торжественно,-яверую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому чтозачто же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь втом,что я лгалаи обманывала и жила тайнойжизнью, скрытой от людей,но всеженельзя за это наказыватьтак жестоко.Что-тослучитсянепременно,потомучтоне бываеттак,чтобы что-нибудь тянулосьвечно.А крометого,сонмой былвещий, заэтоя ручаюсь.

Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем,беспокойноодеваясь, расчесываяпередтройным зеркалом короткие завитые волосы.

Сон,которыйприснилсявэтуночьМаргарите,былдействительно необычен. Делов том,что во времясвоихзимнихмучений она никогдане видела во сне мастера. Ночью он оставлял ее, и мучилась она только в дневные часы. А тут приснился.

Приснилась неизвестная Маргаритеместность - безнадежная, унылая, под пасмурным небомранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а подним беззвучная стаяграчей. Какой-то корявыймостик.Под ним мутнаявесенняяречонка,безрадостные,нищенские,полуголыедеревья, одинокая осина, а далее, - меж деревьев, - бревенчатое зданьице, не то оно -отдельная кухня, нето баня, не точертзнает что. Неживое все кругом какое-тои до тогоунылое, что так итянетповеситьсянаэтой осинеу мостика.Ни дуновенияветерка, ни шевеления облака иниживой души.Вот адское место для живого человека!

И вот, вообразите, распахиваетсядверь этогобревенчатогоздания,и появляется он.Довольнодалеко,но онотчетливо виден.Оборванон,не разберешь,вочтоонодет. Волосывсклокочены, небрит.Глазабольные, встревоженные.Манитее рукой,зовет.Захлебываясьвнеживомвоздухе,Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.

"Сон этот может означать только одноиздвух,-рассуждала самас собой Маргарита Николаевна, - если онмертв и поманил меня, то это значит, чтоон приходилзамною,ияскоро умру.Это очень хорошо, потому что мучениямтогда настанет конец. Илион жив, тогда сон может означать только одно, что оннапоминает мне о себе!Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро."

Находясь все в том же возбужденном состоянии, Маргарита оделась и стала внушать себе,что,всущности, всескладываетсяочень удачно,атакие удачныемоментынадоуметьловитьипользоватьсяими.Мужуехалв командировку на целых три дня. Втечение трех суток она предоставлена самой себе, никтонепомешает ей думатьочем угодно,мечтать отом, чтоей нравится.Всепять комнат в верхнемэтажеособняка,всяэтаквартира, которойвМосквепозавидовалибыдесяткитысячлюдей,вполномее распоряжении.

Однако,получив свободуна целыхтридня, извсейэтойроскошной квартиры Маргаритавыбрала далеко не самое лучшее место. Напившись чаю, она ушла в темную, без окон, комнату, где хранились чемоданы и разноестарьев двух больших шкафах. Присев на корточки, она открыланижний ящик первого из них и из-подгрудышелковых обрезковдостала тоединственноценное, что имела в жизни. В руках Маргаритыоказался старыйальбом коричневой кожи, в котором была фотографическаякарточкамастера, книжка сберегательной кассы совкладомвдесятьтысячнаегоимя,распластанныемеждулистками папироснойбумагилепестки засохшей розыи частьтетрадивцелый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем.

Вернувшись с этимбогатствомксебе в спальню, МаргаритаНиколаевна установилана трехстворчатомзеркалефотографию ипросиделаоколо часа, держана коленях испорченную огнемтетрадь,перелистывая ее и перечитывая то, в чем после сожжения не было ни начала, ни конца: "...Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.Исчезливисячие мосты,соединяющие храмсо страшной антониевой башней,опустилась снеба безднаи залила крылатыхбоговнадгипподромом,хасмонейскийдворецс бойницами, базары,караван-сараи, переулки,пруды...ПропалЕршалаим- великий город, как будто не существовал на свете..."

Утирая слезы, МаргаритаНиколаевна оставила тетрадь, локти положила на подзеркальный столик и, отражаясь в зеркале, долго сидела, не спуская глаз с фотографии. Потом слезы высохли. Маргарита аккуратно сложила свое имущество, и через несколько минут оно былоопять погребено под шелковыми тряпками,и со звоном в темной комнате закрылся замок.

МаргаритаНиколаевна надевала впередней пальто, чтобыидтигулять. Красавица Наташа,еедомработница, осведомиласьотом,чтосделатьна второе, и, получив ответ, чтоэто безразлично,чтобы развлечь самоесебя, вступиласо своей хозяйкой в разговор истала рассказыватьбог знает что, вроде того, чтовчерав театре фокусник такие фокусыпоказывал,чтовсе ахнули, всем раздавал по два флаконазаграничных духов и чулки бесплатно, а потом, как сеанскончился,публикавышланаулицу,и-хвать - все оказалисьголые! Маргарита Николаевнаповалиласьна стулпод зеркаломв передней и захохотала.

Наташа! Ну как вам не стыдно, - говорила Маргарита Николаевна,- выграмотная,умнаядевушка;вочередяхврутчертзнаетчто,авы повторяете!

Наташазалиласьрумянцем и с большимжаромвозразила, что ничего не врути чтоонасегоднясама личновгастрономе на Арбате виделаодну гражданку, которая пришла в гастроном в туфлях, а как стала у кассы платить, туфли у нее с ног исчезлии она осталась в одних чулках. Глаза вылупленные!На пятке дыра. А туфли эти волшебные, с того самого сеанса.

Так и пошла?

Так и пошла! - вскрикивала Наташа, все более краснея оттого, что ей неверят,-да вчера, МаргаритаНиколаевна,милиция человек стоночью забрала. Гражданки с этого сеанса в одних панталонах бежали по Тверской.

Ну,конечно,этоДарьярассказывала,-говорилаМаргарита Николаевна, - я давно уже за ней замечала, что она страшная врунья.

Смешнойразговор кончилсяприятнымсюрпризомдля Наташи.Маргарита Николаевна пошла в спальню и вышла оттуда, держа в руках пару чулок и флакон одеколона. СказавНаташе,чтоона тожехочет показатьфокус,Маргарита Николаевна подарила ей чулки и склянку и сказала,что просит еетолькооб одном-небегатьв однихчулкахпоТверскойинеслушатьДарью. Расцеловавшись, хозяйка и домработница расстались.

Откинувшись на удобную, мягкую спинкукреслав троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату и то думала освоем, то прислушивалась к тому, о чем шепчутся двое граждан, сидящие впереди нее.

А те, изредка оборачиваясь с опаской, не слышит ли кто, перешептывались окакой-тоерунде.Здоровенный,мясистый,сбойкимисвиными глазками, сидящий уокна,тихо говорил маленькому своему соседу о том,что пришлось гроб закрыть черным покрывалом...

Да неможетбыть, - поражаясь,шепталмаленький,- это что-то неслыханное... А что же Желдыбин предпринял?

Среди ровного гудения троллейбуса слышались слова от окошка:

Уголовный розыск... скандал... ну, прямо мистика!

Изэтихотрывочныхкусочков Маргарита Николаевнакое-каксоставила что-тосвязное.Граждане шепталисьотом,что у какого-то покойника,а какого -они не называли, сегодня утром из гроба украли голову! Вотиз-за этогоэтотЖелдыбинтак иволнуется теперь.Всеэти,чтошепчутсяв троллейбусе, тоже имеют какое-то отношение к обокраденному покойнику.

Поспеемлизацветамизаехать?-беспокоилсямаленький,- кремация, ты говоришь, в два?

НаконецМаргарите Николаевне надоело слушать эту таинственную трепотню про украденную из гроба голову, и она обрадовалась, что ей пора выходить.

Черезнесколько минут Маргарита Николаевна уже сиделапод кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.

Маргаритащурилась на яркое солнце, вспоминаласвойсегодняшний сон, вспоминала, как ровногод, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним. И точно так же, как и тогда,черная сумочкалежала рядом с неюна скамейке. Егоне было рядомв этот день, норазговаривала мысленно Маргарита Николаевна все же с ним: "Если ты сослан, то почему же не даешьзнать о себе? Ведьдаютжелюди знать.Ты разлюбилменя?Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты был сослани умер... Тогда, прошу тебя, отпустименя, даймненаконец свободужить, дышатьвоздухом". Маргарита Николаевнаотвечалазанего: "Тысвободна... Разве ядержу тебя?" Потом возражала ему: "Нет, что это за ответ! Нет, ты уйди из моей памяти,тогда я стану свободна".

Люди проходили мимо Маргариты Николаевны. Какой-то мужчина покосился на хорошо одетую женщину, привлеченный еекрасотою и одиночеством. Он кашлянул и приселна кончик той же скамьи,на которойсидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил:

Определенно хорошая погода сегодня...

Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел.

"Вот и пример, -мысленно говорилаМаргарита тому, кто владел ею, - почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, ав этом ловеласе нет ничего дурного, разветолькочто глупое слово "определенно"? Почемуя сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?"

Она совсем запечалилась ипонурилась. Нотут вдругта самая утренняя волна ожиданияи возбуждениятолкнула еев грудь."Да, случится!"Волна толкнула ее вторично, и тут она поняла, чтоэто волна звуковая. Сквозьшум городавсеотчетливееслышалисьприближающиесяударыбарабана и звуки немного фальшивящих труб.

Первым показался шагом следующий мимо решетки сада конный милиционер, а за нимтри пеших.Затем медленно едущийгрузовикс музыкантами. Далее - медленно двигающаяся похоронная новенькая открытая машина, на нейгроб весь ввенках, а по углам площадки - четыре стоящих человека: трое мужчин, одна женщина.Дажена расстоянииМаргаритаразглядела,чтолицастоящихв похоронной машине людей, сопровождающих покойника в последний путь, какие-то странно растерянные. В особенности этобыло заметнов отношении гражданки, стоявшей в левом заднем углу автодрог. Толстые щеки этой гражданки как будто изнутри распирало еще больше какою-то пикантнойтайной,в заплывших глазах игралидвусмысленныеогоньки.Казалось,чтовот-вотещенемного,и гражданка, не вытерпев, подмигнет на покойника и скажет: "Видали вы что-либо подобное?Прямомистика!"Стольжерастерянныелицабылииупеших провожающих, которые, в количестве человек трехсот примерно, медленно шли за похоронной машиной.

Маргарита провожала глазами шествие, прислушиваясь к тому, как затихает вдали унылый турецкий барабан, выделывающий одно и то же "Бумс, бумс, бумс", и думала: "Какие странныепохороны...И какая тоска от этого"бумса"! Ах, право,дьяволубызаложиладушу, чтобытолькоузнать, жив он илинет! Интересно знать, кого это хоронят с такими удивительными лицами?"

БерлиозаМихаила Александровича,-послышалсярядомнесколько носовой мужской голос, - председателя МАССОЛИТа.

Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подселв то время, когдаМаргарита загляделась на процессиюи, надо полагать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.

Процессиятемвременемсталаприостанавливаться,вероятно, задерживаемая впереди светофорами.

Да,- продолжалнеизвестныйгражданин,-удивительноеуних настроение. Везут покойника,адумаюттолькоотом, кудадеваласьего голова!

Какая голова?-спросилаМаргарита, вглядываясь внеожиданного соседа.Сосед этот оказался маленькогороста,пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме,в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычномужчины носят платочек или самопишущееперо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.

Да,изволителивидеть, -объяснилрыжий, -сегодня утромв Грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.

Как же это может быть? - невольно спросила Маргарита, в то же время вспомнив шепот в троллейбусе.

Черт егознаеткак!-развязноответил рыжий, -я, впрочем, полагаю,что об этом Бегемота не худобы спросить. Доужаса ловко сперли. Такойскандалище! И, главное, непонятно,комуиначтоонанужна, эта голова!

Какни была занятасвоимМаргаритаНиколаевна, еевсе жепоразили странные враки неизвестного гражданина.

Позвольте! - вдруг воскликнула она, - какого Берлиоза? Это,что в газетах сегодня...

Как же, как же...

Такэто,сталобыть,литераторызагробомидут?- спросила Маргарита и вдруг оскалилась.

Ну, натурально, они!

А вы их знаете в лицо?

Всех до единого, - ответил рыжий.

Скажите, - заговорила Маргарита, и голос ее стал глух, - среди них нету критика Латунского?

Как же его не можетбыть? -ответилрыжий, -вонон с краю в четвертом ряду.

Это блондин-то? - щурясь, спросила Маргарита.

Пепельного цвета... Видите, он глаза вознес к небу.

На патера похож?

Во-во!

Больше Маргарита ничего не спросила, всматриваясь в Латунского.

А вы, как я вижу, - улыбаясь, заговорилрыжий, - ненавидите этого Латунского.

Я еше кой-кого ненавижу, - сквозь зубы ответила Маргарита, - но об этом неинтересно говорить.

Да уж, конечно, чего тут интересного, Маргарита Николаевна!

Маргарита удивилась:

Вы меня знаете?

Вместо ответа рыжий снял котелок и взял его на отлет.

"Совершенно разбойничья рожа!"-подумалаМаргарита, вглядываясьв своего уличного собеседника.

Я вас не знаю, - сухо сказала Маргарита.

Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по делу.

Маргарита побледнела и отшатнулась.

С этого прямо инужнобылоначинать, - заговорила она, -ане молоть черт знает что про отрезанную голову! Вы меня хотите арестовать?

Ничего подобного, -воскликнул рыжий,-что этотакое: раз уж заговорил, так уж непременно арестовать! Просто есть к вам дело.

Ничего не понимаю, какое дело?

Рыжий оглянулся и сказал таинственно:

Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.

Что вы бредите, какие гости?

К одномуочень знатномуиностранцу, - значительносказал рыжий, прищурив глаз.

Маргарита очень разгневалась.

Новаяпородапоявилась:уличный сводник,-поднимаясь,чтобы уходить, сказала она.

Вот спасибо за такиепоручения!- обидевшись, воскликнулрыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: - Дура!

Мерзавец! - отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:

Тьма,пришедшаясосредиземногоморя,накрыланенавидимый прокуратором город.Исчезливисячиемосты, соединяющиехрам сострашной Антониевойбашней...ПропалЕршалаим, великийгород,какбудтоне существовал насвете...Так пропадитеже вы пропадом свашейобгоревшей тетрадкой и сушенойрозой! Сидитездесьна скамейке одна иумоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!

Побелевлицом,Маргарита вернулась к скамейке. Рыжий гляделнанее, прищурившись.

Я ничего не понимаю, - тихо заговорила Маргарита Николаевна, - про листки еще можно узнать... проникнуть, подсмотреть... Наташа подкуплена? да? Нокаквымоглиузнатьмоимысли? - онастрадальческисморщиласьи добавила: - Скажите мне, кто вы такой? Из какого вы учреждения?

Вот скука-то,- проворчал рыжийи заговорил громче: -Простите, ведь я сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.

Маргарита беспрекословноповиновалась,но все-таки, садясь,спросила еще раз:

Кто вы такой?

Ну хорошо, зовут меня Азазелло,но ведь все равно вам это ничего не говорит.

А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки и про мои мысли?

Не скажу, - сухо ответил Азазелло.

Но вы что-нибудь знаете о нем? - моляще шепнула Маргарита.

Ну, скажем, знаю.

Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.

Ну, жив, жив, - неохотно отозвался Азазелло.

Боже!

-Пожалуйста,безволненийивскрикиваний, -нахмурясь,сказал Азазелло.

- Простите, простите, - бормотала покорнаятеперь Маргарита,-я, конечно, рассердиласьна вас. Но, согласитесь,когдана улице приглашают женщину куда-то в гости...Уменянетпредрассудков,явасуверяю, - Маргарита невесело усмехнулась, - но я никогда не вижу никаких иностранцев, общатьсяс нимиу меня нет никакой охоты...и крометого, мой муж... Моя драма в том, что я живус тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра...

Азазелло с видимой скукой выслушал эту бессвязную речь и сказал сурово:

- Прошу вас минутку помолчать.

Маргарита покорно замолчала.

- Я приглашаю вас киностранцу совершенно безопасному. И ни одна душа не будет знать об этом посещении. Вот уж за это я вам ручаюсь.

- А зачем я ему понадобилась? - вкрадчиво спросила Маргарита.

- Вы об этом узнаете позже.

- Понимаю... Я должна ему отдаться, - сказала Маргарита задумчиво.

На это Азазелло как-то надменно хмыкнул и ответил так:

- Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, -рожу Азазелло перекосило смешком, - но я разочарую вас, этого не будет.

- Чтозаиностранец такой?! - в смятении воскликнула Маргаритатак громко,что нанее обернулись проходившие мимоскамейки,-и какой мне интерес идти к нему?

Азазелло наклонился к ней и шепнул многозначительно:

- Ну, интерес-то очень большой... Вы воспользуетесь случаем...

- Что? - воскликнула Маргарита, и глаза ее округлились, - если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем?

Азазелло молча кивнул головой.

- Еду! - с силой воскликнула Маргаритаи ухватила Азазелло заруку, - еду, куда угодно!

Азазелло, облегченноотдуваясь, откинулсяна спинку скамейки,закрыв спиной крупно вырезанное слово "Нюра", и заговорил иронически:

-Трудный народ эти женщины! - онзасунул рукивкарманы и далеко вперед вытянул ноги, -зачем,например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный...

Маргарита заговорила, криво и жалко улыбаясь:

- Перестаньтевы менямистифицировать и мучить вашими загадками... Я ведь человек несчастный,и вы пользуетесь этим. Лезу я вкакую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем! У меня кружится голова от всех этих непонятностей...

- Без драм, бездрам, -гримасничая,отозвался Азазелло, -в мое положениетоженужновходить.Надаватьадминистраторупоморде,или выставитьдядю из дому, или подстрелитького-нибудь, или какой-нибудьеще пустяквэтомроде,этомояпрямая специальность,но разговариватьс влюбленными женщинами -слуга покорный.Ведь я васполчаса уже уламываю. Так едете?

- Еду, - просто ответила Маргарита Николаевна.

-Тогда потрудитесь получить,- сказал Азазелло и, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянулее Маргарите со словами:- Да прячьте же,а то прохожиесмотрят. Она вампригодится, МаргаритаНиколаевна.Вы порядочно постарелиот горя запоследние полгода. (Маргарита вспыхнула, но ничего не ответила, а Азазелло продолжал.) Сегодня вечером, ровно в половину десятого, потрудитесь,раздевшисьдонага, натереть этой мазью лицоивсе тело. Дальше делайте, что хотите, но не отходите от телефона. В десять я вам позвонюи все, чтонужно, скажу. Вам ни о чемне придется заботиться, вас доставят куда нужно, и вам не причинят никакого беспокойства. Понятно?

Маргарита помолчала, потом ответила:

- Понятно. Эта вещьиз чистого золота, видно по тяжести. Ну что же, я прекрасно понимаю, что меня подкупают и тянут в какую-то темнуюисторию, за которую я очень поплачусь.

- Это что же такое, - почти зашипел Азазелло, - вы опять?

- Нет, погодите!

- Отдайте обратно помаду.

Маргарита крепче зажала в руке коробку и продолжала:

- Нет,погодите... Я знаю,начто иду. Ноидуна все из-занего, потому что ниначтов миребольше надеждыу менянет.Но я хочувам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви! - и, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце.

- Отдайте обратно, - в злобе зашипел Азазелло, - отдайтеобратно, и к черту все это. Пусть посылают Бегемота.

-О нет! - воскликнула Маргарита, поражая проходяших, - согласна на все, согласнапроделать эту комедиюснатиранием мазью,согласнаидти к черту на куличики. Не отдам!

- Ба! -вдруг заорал Азазелло и, вылупив глаза на решетку сада, стал указывать куда-то пальцем.

Маргаритаповернуласьтуда,кудауказывалАзазелло,ноничего особенного не обнаружила.Тогда она обернулась кАзазелло, желаяполучить объяснение этомунелепому"ба!", Но даватьэтообъяснениебылонекому: таинственный собеседник Маргариты Николаевныисчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась,что она там.Тогда,ниочемне размышляя,Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон.

[ М.А.Булгаков ]|[ Мастер и Маргарита - Оглавление ]|[ Библиотека « Вехи » ]

© 2001, Библиотека « Вехи »

Любовь – это тайна, которая вызывает большой интерес у ученых и остается до сих пор неразгаданной. Душа влюбленного человека переполнена эмоциями, радостью, все окружающее кажется прекрасным и добрым, такому человеку хочется летать от счастья. Именно любовь пробуждает в человеке скрытые силы.

М. А. Булгаков раскрывает тему любви, описывая взаимоотношения Мастера и Маргариты. Оба персонажа совершенно различаются по социальному статусу. Он бедный, «нищий», одинокий мужчина, работающий в музее. Выиграв крупную сумму денег, он снял небольшую квартирку, накупил книг и начал писать свой роман: «"...Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве...". Она же наоборот была богата, вместе со своим мужем она жила в прекрасном особняке и могла позволить себе всё, что угодно.

Но у этой женщины не было счастья в семье: она вышла замуж не по любви, она уважала его, но не испытывала к нему чувств, у Маргариты не было детей.

Впервые Мастер и Маргарита встретились на улице.

Это была любовь с первого взгляда, и даже такие разные судьбы, разное положение в обществе не помешало героям полюбить друг друга. Мастер понимал, что Маргарита – та женщина, которую он искал всю жизнь, он всегда с нетерпением ждал встречи со своей возлюбленной, и хотя редко показывал свои чувства, очень любил героиню. Для Маргариты Мастер был единственным важным и нужным человеком. Её любовь была яркой, настоящей, женщина заботилась о герое, вдохновляла Мастера, когда он писал свой роман, поддерживала, когда роман раскритиковали литераторы, всегда была рядом с ним и в печали и в радости.

Именно любовь, это прекрасное чувство помогло возлюбленным справиться со всеми трудностями, которых в их жизни было не мало. Черная полоса разлучила героев: Мастера арестовали за роман и положили в больницу для психически больных, а Маргарите пришлось снова жить с мужчиной, которого она не любит и с которым не чувствует себя счастливой.

Маргарита решается на отчаянный шаг – соглашается на сделку с дьяволом, становится на вечер королевой мира мертвых. Я думаю, большая любовь побудила героиню совершить такой поступок: «"...ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги...» Маргарита была готова на все ради Мастера: « ... согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики...". Маргарита поняла, что это ее единственный шанс снова встретиться с Мастером и жить в счастье. Она меняет свой образ жизни, становится ведьмой ради своего любимого человека. Это показывает ее истинную любовь к Мастеру.

Герои смогли обрести своё счастье. Именно их сильная любовь друг к другу помогла преодолеть все трудности, изменила героев и их жизнь. Я думаю, Булгаков своим произведением доказывает нам, что истинная любовь существует, что ради любви можно пойти на любые жертвы, что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Обретая это прекрасное чувство любви, человек обретает настоящее счастье.

Любовь – это великий труд, тяжелый, упорный труд обоих. Любовь – это умение понять любимого человека, защитить его, облегчить его проблемы, забрать его боль. По - настоящему влюбленный человек способен на большие подвиги, может преодолеть все препятствия.

Сочинения по литературе: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви.»

В этой горнице колдунья

До меня жила одна:

Тень ее еще видна

Накануне новолунья.

А. Ахматова

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова.

Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. Именно она стала прототипом этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века.

"За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей... любви?.. За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!". Так начинает Булгаков вторую часть своего "закатного" романа, словно предвкушая радость истории о вдохновенном чувстве с первого взгляда.

Встреча героев происходит случайно.

Мастер рассказывает о ней поэту Бездомному. Итак, перед нами женщина в чёрном весеннем пальто, несшая в руках "отвратительные, тревожные, желтые цветы". Героя поразила не столько ее красота, "сколько

Почему же Маргарита так одинока? Чего не хватает ей в жизни? Ведь она имеет молодого и красивого мужа, который к тому же "обожал свою жену", живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается в деньгах.

Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонь! Неужели он, мастер, человек из убогой подвальной квартиры, одинокий, замкнутый? И на наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал Булгаков: "..я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!". Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывается сильнее житейских невзгод, страданий, сильнее смерти.

Эта женщина стала не просто тайной женой художника, а его Музой: "Она сулила славу, подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером".

Было им вместе хорошо и спокойно.

Но вот наступают темные дни: написанный роман подвергся яростной критике. Закончилась любовная идиллия, началась борьба. И именно Маргарита оказалась готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь, ни исчезновение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита - единственный настоящий читатель романа о Понтии Пилате, его критик и защитник.

Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве - явления одного порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей не знакомы ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. "Верую", - это слово женщина повторяет постоянно. За свою любовь она готова платить

Сполна: "Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!".

Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодейственный крем Азазелло, летающая швабра и прочие атрибуты ведьмы становятся в романе символами духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго, но такого чужого мужа: "Маргарита ощутила себя свободной от всего... она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!".

Полету Маргариты посвящена целая глава. Фантастика, гротеск здесь достигают высшего накала. Упоение полетом над "туманами росистого мира" сменяется вполне реалистической местью Латунс-кому. А "дикий разгром" квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными четырехлетнему мальчику.

На балу у Воланда мы встречаемся с новой Маргаритой, всесильной королевой, участницей сатанинского шабаша. И все это ради любимого. Однако для Маргариты любовь тесно связана с милосердием. Даже став ведьмой, она не забывает о других. Потому ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман: ведь и истинное творчество не подвластны ни тлению, ни огню.

Мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. "Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед ней".

Но Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.

Интересно, что в романе существуют две картины смерти влюбленных.

Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского, скончался на своей койке, на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно побледнела, схватилась за сердце и упала на пол.

В плане же фантастическом наши герои выпивают фалернское вино и переносятся в мир иной, где им обещан вечный покой. "Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, - тишиной... Беречь твой сон буду я".

Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.

А камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь.

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей,

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский писатель. Его творчество получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Произведения Булгакова очень популярны в наши дни. Но эти произведения испытали проверку временем и теперь вносят достойный вклад в сегодняшнюю жизнь. Говоря о творчестве писателя, нельзя не упомянуть и о его биографии.

М. А. Булгаков родился в тысяча восемьсот девяносто первом году в Киеве в семье ученого священнослужителя. и отец писателя чтили христианские заповеди, которым учили и сына. Михаил Афанасьевич передает в своих произведениях все то, что усвоил в детстве от своих родителей. Примером может послужить роман «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни. Эту книгу Булгаков создавал, будучи уверен в невозможности ее прижизненной публикации. Теперь, роман вышедший в свет более четверти века спустя после его написания, известен всему читающему миру. Он принес писателю посмертную мировую славу. Выдающиеся творческие умы относят произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» к вершинным явлениям художественной культуры двадцатого века. Этот роман является многоликим, в котором отражается романтика и реализм, живопись и ясновидение.

Главным сюжетом произведения является «настоящая, верная, вечная любовь» Мастера и Маргариты. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует в мире, который окружает Мастера и Маргариту.

Мастер, главный герой романа Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Этот герой непризнанный художник, а где-то и собеседник великих мира сего, которым движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастер – это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.

Однажды, прогуливаясь, Мастер встретил на углу Тверской и переулка свою будущую возлюбленную Маргариту. Героиня, чье имя вынесено в название романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Сам Булгаков описывает ее так: «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенность можно сказать, что многие все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны.»

При случайных обстоятельствах Мастер и Маргарита познакомились друг с другом и полюбили так крепко, что стали неразлучны. «Иван узнал, что часть его и тайная жена уже в первые дни своей связи пришли к заключению, что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что связаны они друг для друга навек».

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической, всеобъемлющей и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Она стала прекрасным образом женщины, которая любит. И чем более непривлекательным, «скучным, кривым» предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее «молнией». Маргарита, самоотверженно любя, преодолевает хаос жизни. Она сама творит свою судьбу, борется за Мастера, побеждая собственные слабости. Посещая легкий бал полнолуния, Маргарита спасает Мастера. Под раскаты очищающей грозы их любовь переходит в вечность.

Создавая роман «Мастер и Маргарита», Булгаков хотел указать нам, своим приемникам, не только на антитезу добра и зла, но и, пожалуй, самое главное, на ту «вечную» любовь, которая существует как в мире иллюзий, так и наяву.

Слова Булгакова во второй части романа дают четко это понять: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

И М. А. Булгаков, действительно, показал и доказал, что такая любовь существует.

Отвлечемся на миг от сатирической структуры романа. Забудем про могущественного Воланда и его соратников, про таинственные происшествия, грянувшие на Москву, пропустим прекрасную вставную «поэму» о Понтии Пилате и Иисусе из Назарета. Просеем роман, оставив бытовую реальность.

Начинающий писатель пишет историческую повесть религиозного содержания. В то же время он знакомится с Маргаритой и они влюбляются друг в друга. Скромный, почти нищенский быт и яркие чувства. И творчество.

Наконец плоды этого творчества доведены до литературной общественности столицы. Той самой общественности, которая устраивала травлю самого Булгакова: кто из зависти к его таланту, кто по наущению «компетентных органов». Реакция естественна - ушаты грязи, замаскированной под «доброжелательную» критику.

У Мастера депрессия. Его помещают в психоневрологическую больницу. Маргарита в полном отчаянии, она готова продать душу дьяволу, чтоб вернуть любимого.

Вот такая, типичная для того жестокого времени, простенькая история. Все остальное - воображение. Воображение, воплощенное в реальность. Исполнение желаний.

И совсем не странно, что справедливость восстанавливает не дедушка Бог, а черные силы, низвергнутые с небес, но оставшиеся ангелами. Те, кто чтит светлого мученика Иешуа, кто может оценить высокие чувства и высокий талант. Не странно, потому что Россией уже правят «нечистые» самого низкого пошиба.

Именно Любовь к Мастеру озаряет дорогу, ведущую Маргариту к Воланду. Именно Любовь вызывает уважение Воланда и его свиты к этой женщине. Перед Любовью бессильны самые темные силы - они или подчиняются ей, или уступают ей дорогу.

Реальность жестока, чтоб воссоединиться душами, надо покинуть тела. Маргарита с радостью, как обузу, как старое белье, сбрасывает тело, оставляя его гнойным выродкам, управляющим Москвой. Усатым и безусым, партийным и беспартийным.

Теперь она свободна!

Любопытно, что Маргарита «появляется» лишь во второй части. И сразу следует глава 20: «Крем Азазелло». Помните - «Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся... ». Тут особенно ярко проявляется мечта писателя о свободе. Сатира перерастает в аллегорию. Поступки Маргари-ты-ведьмы отчасти мстительны, они выражают брезгливое отношение Булгакова к тем приспособленцам, которые заняли теплые места в писательской мастерской, к литературным приспособленцам. Тут можно найти сходство с «Театральным романом» - прототипы, осмеянные Булгаковым, среди писателей и среди театралов конкретны и давно установлены.

Начиная с двадцатой главы, фантасмагория нарастает, но тема любви звучит все сильней, а Маргарита уже не просто влюбленная женщина, -она - королева. И она пользуется королевским саном, чтоб прощать и миловать. Не забывая о главном - о Мастере.

Чтоб освободиться, следует выпить яд. Как не усмотреть идентичность трагедии Шекспира и романа Булгакова. И там и тут влюбленные выпивают отраву и умирают в объятьях друг друга.

Но это не единственное сходство романа. Мастеру «примерно 38 лет» - Булгакову было 38 лет к маю 1929 года, к моменту завершения первой редакции книги. Как и Мастер, Булгаков сжег первую редакцию романа «Мастер и Маргарита».

Автобиография? Мечта о свободе?..

Булгаков преподносит нам уроки смелости, мудрости, предупреждения об опасности философии насилия. Он учит нас бороться за свои идеалы, за право любить и ненавидеть.

В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка, художник не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией. Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу. Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей. Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии. Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи. О личности свободной, способной на высокие чувства.

И, кроме всего прочего, о любви. Не зря вторая часть романа начинается со слов: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то