Показанием для применения корригирующих упражнений является. Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу для сохранения и коррекции осанки оздоровительной гимнастики, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она - обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли.

Корригирующая гимнастика –. одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. Для проведения занятий корригирующей гимнастикой необходимо выполнять следующие условия:

    Наличие помещения: спортивного зала,кабинета оздоровительной гимнастики.

    Наличие коврика для занятий.

    продолжительность занятия – 35–40 мин.

    ежедневное выполнение комплекса специальных физических упражнений.

    Желание и терпение.

Корригирующая гимнастика - это не просто вид лечебно-оздоровительной гимнастики. Это супер-физкультурный вид. Кому-то он нужен с самого рождения, кому-то позже или только в старости. Ведь корригировать - значит исправлять. А исправлять в своей фигуре и, тем более, в здоровье почти каждому есть что. И вот в этом огромную пользу оказывают гимнастические упражнения. Следует помнить, что корригирующие гимнастические упражнения дают результаты только тогда, когда они проводятся правильно, систематически, длительно и беспрерывно.

Корригирующая гимнастика оказывает:

общеукрепляющее воздействие на организм ребенка

осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата

способствует общему укреплению мышц туловища

укрепляет мышцы, формирующие свод стопы

воспитывает и закрепляет навык правильной осанки

формирует правильный свод стопы

развивает и совершенствует двигательные навыки детей

Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.

Одним из главных направлений в нашей школе является физическое развитие, которое содействует как физическому, так и духовному здоровью подрастающего поколения. К сожалению, с самого раннего возраста ребенок привыкает к неправильной осанке, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма. Переход от здоровья к болезни происходит через усиление напряжения или перенапряжение. Чем раньше будет возможность предусмотреть такой исход, тем больше вероятности сохранить здоровье.

Поэтому в нашей школе применяются все формы воздействия на учащихся для сохранения здоровья. Одни из них – это занятия корригирующей гимнастикой во внеурочное время. Занятия проходят под музыку с использованием всего необходимого оборудования. Особое внимание на занятиях уделяется профилактике заболеваний позвоночника. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов а также упражнения для профилактики плоскостопия.

Основной целью проведения занятий корригирующей гимнастики в нашей школе явилась все более возрастающая и актуальная многие годы проблема нарушения осанки у детей, а так же раннее выявление и профилактика развивающегося сколиоза и кифоза.

Позвоночник ребенка не только выполняет свои функции, но и находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу. Если с раннего детства мышцы заставить работать в правильном режиме и организмом «руководить» со знанием дела, то можно не допустить развития нарушения осанки и многих заболеваний опорнодвигательного аппарата. Нарушения осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребенка.

Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение в уроки физкультуры изучение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.

На уроках и физкультурных паузах мы постоянно изучаем и применяем новые методики, направленные на здоровьесбережение: изучаем. психофизиологические упражнения и приёмы самомассажа. Данные упражнения направлены на стимуляцию согласованной работы полушарий головного мозга и применяются для улучшения памяти, внимания, навыков чтения, письма, интеллектуальных способностей.

вера полкунова
Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей»

Мастер - класс для родителей : «»

(оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения )

Цель : Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка корригирующий гимнастики . Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающей технологий в домашних условиях.

Задачи : Познакомить родителей с упражнениями корригирующий гимнастики адаптированные для дошкольников, которые помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

Оборудование : спортивные атрибуты.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители !

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Корригирующая гимнастика для малышей »

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса .

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы детского сада, является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.

Острота проблемы состоит в том, что :

"Гимнастика , физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" Гиппократ

Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения , различные формы ручного труда, подвижные игры.

Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.

Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки и плоскостопия.

Цель корригирующей гимнастики :

Главная задача корригирующих упражнений :

Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители , от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. С самого момента своего рождения ребнок стремится к движениям. Конечно, вначале эти движения беспорядочны, хаотичны. Но с течением времени движения ребенка начинают приобретать осмысленный скоординированный характер. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Цель корригирующей гимнастики :

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Мы будем с ребенком «выгибать по-кошачьи спину» , «колоть дрова» , «качать воду» , «звонить в колокола» - проводить все эти подражательные упражнения, которые следует сопровождать стишками или сказкой, специально для этой цели нами выбранными.

Следует разрешить детям кататься по полу, пролезать через низкие и узкие отверстия (под стулом, креслом, под натянутой веревкой) . Ребенок может изображать «канатоходца» (ходить по щели или нарисованной на полу ровной линии) - переносить на голове какую-нибудь вещь, например, мешочек с песком. Полезно упражнение «птичка» - ребенок ляжет на животик, а мы его легонько придержим за щиколотки; ребенок раскинет в стороны, как крылья, руки и приподнимет от земли на короткий срок голову и туловище. Это надо повторять от 3 до 6 раз. Или, положив ребенка на спину, прикажем ему так прижаться к земле, чтобы мы и руку не могли просунуть под его бедрами (чтобы и мышь не могла проскользнуть) . Целью этого упражнения является ликвидация чрезмерного поясничного изгиба позвоночника, результатом чего бывает выпяченный животик.

Одновременно с другими упражнениями и играми, о которых мы будем говорить дальше, этому упражнению ежедневно следует уделять не менее 10-15 минут. Понятно, что надо подчеркивать развлекательный характер этого упражнения, чтобы у ребенка создавалось впечатление игры, в которой он с удовольствием принимает участие. Наибольших успехов мы достигнем в том случае, если отец или мать будут упражняться вместе с ребенком. Понятно, что эти упражнения должны происходить всегда на чистой подстилке (одеяле, линолеуме, ковре, вымытом полу) .

Летом надо брать ребенка на купанье, а когда ребенок привыкнет к воде, его можно будет держать на поверхности в горизонтальном положении так, чтобы, лежа на животе, он мог двигать руками и ногами. При этом мы ходим с ребенком вперед и назад, что создает у ребенка впечатление собственного движения вперед. Обыкновенно это упражнение доставляет детям радость. Придерживая голову над водой, дети напрягают мышцы спины и с раннего возраста привыкают к холодной воде. Ребенок, с которым родители регулярно упражняются, относится к ним с доверием и в воде и не противится этим упражнениям, которые подготовляют почву для обучения плаванию. Лучше с ребенком входить в воду часто, но держать его в воде не долго. В положении на спине ребенок должен упражняться минуту.

Наш ребенок нуждается в полезных для него движениях. Передвигаясь вперевалку, бегая и играя по-своему, ребенок совершенно инстинктивно и естественно упражняется. Некоторые обстоятельства, однако, его в этом ограничивают (жизнь в городе, лютая зима, поэтому надо стараться ему помочь и создать все условия для его здорового развития.

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей . Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет , чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом.

Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.

Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки :

Правильное питание;

Свежий воздух;

Хорошая освещенность в комнате;

Правильно подобранная мебель по росту ребенка;

Перенос тяжестей;

Правильная поза при сидении;

Двигательная активность.

Все ли в порядке? Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело. Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево. Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии. Осмотр сбоку Голова слегка приподнята. Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях. Осмотр спереди.

Ребра симметричны. Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том , что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу .

Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)

«Ножницы»

Цель : укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки- ножницы.

Первый вариант : и. п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали» , ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант : и. п.: лежа на спине.)

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели : развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику.

Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Колобок»

Цели : улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

И. п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Лягушки» («Лягушата» )

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

Первый вариант : и. п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п.

«Мышка и мишка»

Цели : укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.

У мишки дом огромный.

И. п.: о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки - очень маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш» .

Мышка ходит в гости к мишке,

Он же к ней не попадет.

«Ель - елка - елочка»

Цели : воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие : красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)

«Велосипед»

Цели : улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.

«Часики»

Цели : тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И. п.: о. с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз.

«Птица»

Цели : развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.

И. п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.

Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет» . Повторить 2-3 раза.

«Черепахи»

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И. п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

«Походи боком»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.

И. п.: о. с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево) .

«Самолет»

Цели : укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.

И. п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты» ). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.

«Ходим в Шляпах»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.

И. п.: положить на голову легкий груз - «шляпу» . Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

Вот настал момент прощанья, сегодня было очень приятно общаться с вами. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром. И вы многое почерпнули из неё.

Ведь недаром говорят «Здоров будешь – всё добудешь! Так будьте здоровы!»

Особенности физического воспитания школьников с нарушениями осанки и деформацией позвоночника

Если физическое воспитание ребенка осуществляется в специальных группах образовательных учреждений, следует шире использовать корригирующие упражнения – специальные гимнастические упражнения, обеспечивающие коррекцию деформации позвоночника за счет создания мышечной тяги в противоположном дефекту направлении. Все корригирующие упражнения проводятся в исходном положении, когда позвоночник находится в положении наименьшего статического напряжения, т.е. лежа на животе, спине, боку, с одновременным использованием подкладок (подушечки, мешочки с песком).

Симметричные физические упражнения

Симметричные физические упражнения – это гимнастические упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвонков. Электромиография показывает, что при сколиотическом изгибе активность мышц по обеим сторонам от позвонков неодинакова. Следовательно, сохранение срединного положения позвоночника, сопротивление его отклонению в сторону более сильных мышц будет вызывать более сильное напряжение в ту сторону, где мышцы ослаблены. Таким образом, симметричные по характеру выполнения физические упражнения с точки зрения мышечного тонуса асимметричны.

При симметричных корригирующих упражнениях происходит постепенное выравнивание мышечного тонуса, устраняется асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура, возникающая на противоположной стороне сколиотической дуги. Преимущества симметричных корригирующих упражнений заключаются в стимулировании процессов компенсации у больных, в сравнительной простоте их подбора. При их проведении методист должен иметь постоянную возможность контролировать линии остистых отростков, которые целесообразно отметить раствором йода.

Примеры симметричных физических упражнений

1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки поднять кверху и потянуться темечком «к звездам». Выполнить 3 раза по 10–15 сек., отдых – 5 сек.

2. И.п. – то же. Прямые руки опущены вниз и вместе с плечевыми суставами максимально отведены назад – «лопатки здороваются». Выполнить 3 раза по 10–15 сек., отдых между повторами – 5 сек.

3. И.п. – лежа на животе, принять правильную позу (симметричное положение ног и рук относительно средней линии позвоночника). Перевести руки вперед, положить кисти одна на другую под подбородком. Одновременно поднять руки, грудь и голову, не отрывая от пола таз и живот. Не отклоняясь в сторону, удерживать туловище. Время удержания – 50–60% от максимального.

4. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи одновременно, отвести назад прямые руки – вдохнуть, вернуться в и.п. – выдохнуть.

5. И.п. – то же, но с одновременным отведением назад обеих ног («рыбка»).

6. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее, поднимая голову и плечи. Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, следя за осанкой. Вернуться в и.п.

7. И.п. – лежа на спине, приподнять прямые ноги под углом 30–45°. Развести их в сторону, соединить, опустить.

8. И.п. – лежа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45°, произвести скрестные движения прямых ног – «ножницы».

9. И.п. – то же. Круговые движения прямых ног.

10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги врозь. Переход в положение сидя с поочередным касанием правой рукой левой стопы, левой рукой – правой стопы.

11. И.п. – полусидя с опорой на предплечья согнутых рук сзади. Поднять прямые ноги, развести их в стороны, соединить и опустить.

12. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Отвести назад прямые ноги, удержать на счет до 50–60% от максимально возможного времени, вернуться в и.п.

13. И.п. – то же. Вытянуть вперед прямые руки с отягощением (мячи, гантели, мешочки с песком).

14. То же – с отягощением ног, время выполнения 50–60% от максимально возможного.

Асимметричные физические упражнения

Асимметричные корригирующие упражнения позволяют подобрать исходное положение и мышечную тягу соответствующих мышц конкретно на данный участок позвоночника. Варьируя положение таза и плечевого пояса, угол отведения рук или ног, с учетом биомеханики движений можно довольно точно подобрать асимметричные упражнения для максимального уменьшения деформации во фронтальной плоскости. Следует помнить, что подбор упражнений должен быть строго индивидуален с учетом рекомендаций врачей и показателей рентгенологических снимков. Непродуманное использование асимметричных упражнений может привести к прогрессированию заболевания и дальнейшим деформациям.

Среди других корригирующих упражнений особое место занимают упражнения для подвздошно-поясничной мышцы, которые при неравномерной длине вызывают отклонение соответствующего сегмента позвоночника от средней линии. Дело в том, что поясничная часть этой мышцы берет начало от отростков поясничных позвонков, а подвздошная часть – от внутренней поверхности подвздошной кости. Соединяясь в полости большого таза, подвздошно-поясничная мышца направляется косо вниз, проходит под паховой связкой и прикрепляется к малому вертелу бедренной кости. Мышца является сгибателем бедра при положении сгибания в тазобедренном суставе более чем на 60°, а при фиксированном бедре является сгибателем туловища. При напряжении подвздошно-поясничной мышцы лордоз усиливается, а при расслаблении – уменьшается.

Для тренировки подвздошно-поясничной мышцы следует принять исходное положение – сгибание бедра и голени под углом 90° в положении лежа на спине. С помощью манжеты на нижней трети бедра и блока, через который перекинута тяга от манжеты к грузу, производится сгибание бедра с приведением его к животу. Тренировку начинают с 15–20 сгибаний при грузе 3–5 кг, затем увеличивают число общих сгибаний, удваивая их в течение первых двух месяцев и утраивая к шести месяцам тренировок. Другой вариант тренировки – работа мышц в изометрическом режиме при удержании груза. Исходное положение – то же. На блоке закрепляется груз от 6 до 10 кг. Ребенку предлагается удерживать груз, не производя никаких движений. Начальное время удержания – 10 сек., за 3 мес. доводить время удержания до 30 сек., за 6 мес. – до 1 мин.

Примеры асимметричных корригирующих упражнений

1. И.п. – лежа на животе, рука со стороны вогнутости грудного отдела позвоночника приподнята вверх, другая согнута в локте, кисть под подбородком. Приподнять голову и плечи. Вернуться в и.п.

2. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Отвести прямую ногу в сторону выпуклости поясничного отдела, приподнять голову и грудь одновременно с вытягиванием вверх со стороны вогнутости грудного отдела позвоночника. Вернуться в и.п.

3. И.п. – лежа на животе, ноги со стороны выпуклости поясничного отдела отведены в сторону, кисти рук на затылке. Приподнять голову и грудь, разведя локти в сторону, слегка прогнуться в грудном отделе. Вернуться в и.п.

4. И.п. – стоя на четвереньках. Поднять руки вверх на стороне вогнутости позвоночника, отвести назад выпрямленную ногу на стороне вогнутого поясничного отдела.

5. И.п. – стоя перед зеркалом. Принять правильную осанку. Поднять плечо со стороны вогнутости грудного изгиба сколиоза, повернуть его внутрь. Вернуться в и.п.

6. И.п. – стоя перед зеркалом. Принять правильную осанку. Опустить и повернуть кнаружи плечо со стороны выпуклости грудного отдела.

7. И.п. – о.с. Поднять руку вверх на стороне выпуклости грудного сколиоза до горизонтального положения, приводя лопатку к средней линии, другую руку поднять вверх с поворотом внутрь.

8. То же, но с гантелями или с булавами.

9. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на ноге со стороны выпуклости поясничного сколиоза и опусканием ноги вниз со стороны вогнутости.

Упражнения на равновесие

Эта группа упражнений используется при дефектах позвоночника для тренировки вестибулярного аппарата и позных реакций. Они выполняются при уменьшенной плоскости опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т.д. и способствуют формированию и закреплению навыка правильной осанки, тренируют ощущение положения тела в пространстве. В процессе их выполнения вырабатывается схема положения тела, что позволяет в дальнейшем принимать заданную позу. Усложнение упражнений достигается за счет постепенного уменьшения опоры – стойка на одной ноге, на носочках, применение снарядов (бревно, бум, узкая часть гимнастической скамейки), а также за счет перемещения центра тяжести – поднимание рук, отведение ноги, использование булав, набивных мячей и т.д. Рекомендуется также чаще применять резкие переходы от динамической работы к статической, например остановку после ходьбы, бег с принятием определенной позы, основную стойку и т.д.

Примеры упражнений на равновесие на полу

1. И.п. – руки в стороны. Движение ногой вперед, в сторону, назад.

2. То же, но руки к плечам, за голову, вверх.

3. И.п. – о.с. Согнув правую (левую) ногу в тазобедренном и коленном суставах, развести руки в стороны. Удерживать равновесие.

4. То же, но движения руками выполнять вперед, в стороны, вверх.

5. И.п. – руки на поясе. Подниматься на носки.

6. То же, но при этом вытянуть руки вперед, в стороны, вверх.

7. И.п. – руки в стороны. Поднимаясь на носки, повернуть голову направо, налево.

8. Из упора присев встать, выпрямиться, согнуть правую (левую) ногу, развести руки в стороны. Удерживать равновесие.

9. То же, подняв руки вверх.

10. То же, поднявшись на носок одной ноги, другую согнуть в тазобедренном и коленном суставах с различными движениями руками.

11. Ходьба с остановками на одной ноге по сигналу.

12. То же с мешочком на голове.

13. Ходьба на одной ноге с остановками и разнообразными движениями руками.

14. И.п. – одна стопа впереди (по одной линии). Выполнять различные движения руками.

15. Из и.п. одну ногу поставить на шаг впереди (ноги располагаются по одной линии). Встать на носки, выполнять различные движения руками.

16. В том же и.п. – повороты туловища.

17. Из того же и.п. ученики, стоя попарно, лицом друг к другу, пытаются вывести партнера из равновесия, ударяя ладонью по ладони.

18. Ходьба по линии.

19. Подняться на носки с закрытыми глазами. Выполнять различные движения руками и повороты головы.

20. Стоя на одной ноге, захватить разноименную стопу обеими руками, удерживая равновесие.

21. То же, но взяться за стопу разноименной рукой.

22. Стоя на одной ноге, развести руки в стороны. Другую ногу согнуть в тазобедренном и коленном суставах. Попытаться достать коленом лба.

23. Стоя на одной ноге, снять и надеть обувь.

24. Бег, по сигналу – присед.

25. Из о.с.: прыжки с поворотом налево (направо), на 90°, 180° и 360°. Удержаться после приземления в и.п.

26. И.п. – руки в стороны. Стоя на одной ноге, другую отвести назад до горизонтального положения с наклоном вперед («ласточка»).

27. «Ласточка» из упора присев.

28. «Ласточка» лицом друг к другу, взявшись за руки.

29. Приседание на одной ноге лицом друг к другу, взявшись за руки.

30. Стоя на одной ноге, выполнить наклон в сторону с подниманием другой ноги в противоположную сторону (боковая «ласточка»).

31. «Ласточка» с поворотом на 90°.

32. И.п. – «ласточка». Прыжком поменять ноги.

Примерные упражнения на равновесие на повышенной опоре (гимнастическая скамейка, бревно)

1. Ходьба вперед и назад.

2. Ходьба вперед спиной.

3. Ходьба с различными движениями рук.

4. То же – с движениями свободной ноги (согнуть, выпрямить, поставить).

5. Ходьба приставным шагом, ходьба боком, ходьба с поворотами, ходьба поперек скрестным шагом.

6. Вбегание вверх по наклонной скамейке (высота 70–100 см).

7. Ходьба по наклонному снаряду (скамейка, бревно).

8. Ходьба по гимнастической скамейке. Остановиться, стать на правое (левое) колено.

То же – в ходьбе по рейке гимнастической скамейки.

9. Движения руками в упоре на правом (левом) колене.

10. Ходьба с полуприседанием на одной ноге в темпе шага, другая нога ритмично опускается вниз вперед.

11. Ходьба вперед и назад с различными положениями рук.

12. Ходьба вперед, остановка, равновесие на правой (левой) ноге («ласточка»).

13. То же, но в положении «ласточка» выполнить различные движения руками.

14. Ходьба выпадами.

15. Стоя на бревне (скамейке), бросать и ловить мяч.

16. Ходьба с ловлей мяча, брошенного партнером.

17. Ходьба с бросками и ловлей мяча.

18. Ходьба с перешагиванием через мяч или веревку.

19. Ходьба с подлезанием под веревку.

20. Ходьба с переноской медболов.

21. Расхождение вдвоем при встрече (на бревне или скамейке).

Упражнения на расслабление

Данные упражнения активно выполняются с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка и требует определенного двигательного опыта, умения напрягать мышцы. Обязательным физиологическим условием произвольного расслабления является удобное исходное положение.

При выполнении упражнений на расслабление достигается снижение тонуса не только скелетной мускулатуры, но и одновременно гладкой мускулатуры внутренних органов в зоне сегментарной иннервации. Упражнения на расслабление – прекрасное средство восстановления нарушенной координации, нормализации мышечного тонуса при его длительном повышении. В расслабленных мышцах процессы восстановления происходят быстрее после напряжения.

Рекомендуется обычно расслабиться в положении лежа, когда значительно снижается статическая нагрузка на мышцы туловища, а затем проводить эти упражнения в других исходных положениях. При дефектах позвоночника расслабляющие упражнения применяются при развитии мышечных контрактур, для выравнивания тонуса мышц позвоночника, восстановления нарушенной координации движений и воздействия на центральную нервную систему. При необходимости используются валики или другие приспособления, а также дополнительные приемы, облегчающие произвольные расслабления: встряхивание, покачивание, маховые движения в сочетании с массажем. С целью усиления расслабляющего эффекта применяются поглаживание и вибрация.

Примеры некоторых упражнений на расслабление

Исходное положение – лежа на спине

1. Согнуть руки в локтях с упором на них, а ноги – в коленях. Опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз, вернуться в и.п., расслабить правую руку. Предплечье и кисть свободно падают вдоль туловища.

То же – левой рукой.

Расслабить правую ногу. Голень и стопа скользят расслабленно вниз.

То же – левой ногой.

2. Руки вдоль туловища. Полное и произвольное расслабление мышц туловища и конечностей: «Все мышцы расслаблены, теплые, отдыхают. Ноги тяжелые, теплые, отдыхают. Руки теплые, тяжелые. Живот расслаблен. Полный глубокий отдых. Руки вверх – потягивание, возврат в исходное положение».

3. Согнуть правую ногу в колене, покачать вправо – влево, расслабить ногу.

То же – левой ногой.

4. Руки согнуты в локтях. Встряхнуть кисти рук и расслабленно уронить поочередно правую и левую руку.

5. Правой рукой приподнять левую руку, встряхнуть и опустить ее. Расслабленная рука свободно падает вдоль туловища.

То же – другой рукой.

Исходное положение – лежа на животе

1. Кисти рук под подбородком. Согнуть ноги в коленях, поочередно касаясь пятками ягодиц, расслабить и уронить поочередно правую и левую голень.

2. Полностью расслабить мышцы шеи, спины, рук, ног. Инструктор проверяет полноту расслабления.

Исходное положение – сидя

1. Сидя на стуле, руки опустить вниз вдоль туловища. Затем поднять вверх, потянуться, откинуться назад. Наклоняясь вперед, расслабить мышцы шеи, спины, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища.

2. Приподнять обеими руками правую ногу, обхватив ее под коленом, расслабить и раскачать правую голень.

То же – левой ногой.

3. Руки в стороны, согнуть их в локтях, покачать расслабленными предплечьями и кистями. Проверить полноту расслабления.

Исходное положение – стоя

1. Приподнять и опустить плечи – «удивиться».

2. Поднять руки вверх, расслабить кисти, расслабить руки в локтях – кисти к плечам. Расслабить и разогнуть руки вниз туловища, опустив их вниз.

3. При расслаблении наклонить туловище вперед, покачать расслабленными руками.

Упражнения на растягивание

Эти гимнастические упражнения применяются для преимущественного воздействия на патологически измененный связочно-суставной аппарат с потерей эластичности и прежде всего при контрактурах различного генеза. Методическая сложность активных упражнений в растягивании заключается в необходимости избегать болевых и неприятных ощущений. К упражнениям в растягивании относятся маховые движения, упражнения с увеличенной амплитудой с помощью специального инвентаря и оборудования – круговые упражнения рук, упражнения с булавами, палками и т.д. Разновидностью упражнений в растягивании являются упражнения в самовытяжении при дефектах осанки и сколиозах.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

При проведении корригирующей гимнастики целесообразно по возможности увеличивать подвижность позвоночника. Следует помнить, что выполнение для этой цели физических упражнений возможно лишь при предварительной хорошей подготовке мышечного корсета и активной стабилизации сегментов с нарушением симметрии. Упражнения необходимо применять с крайней осторожностью и под постоянным врачебным контролем. Для мобилизации позвоночника применяют ползание на четвереньках, смешанные висы и упражнения на наклонной плоскости. При выполнении этих упражнений необходимо помнить об опасности перерастяжения связочного аппарата мышц, так как при недостаточной подготовленности мышечного компонента и должной силовой выносливости, помимо активного мышечного компонента, всегда присутствует воздействие веса тела на позвоночник.

Примеры упражнений

1. И.п. – стоя на четвереньках. Ходьба на четвереньках по ковру или гимнастической скамейке. В этом положении увеличивается подвижность преимущественно нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника.

2. И.п. – стоя на четвереньках с опорой на предплечья и колени. Ползание по ковру, гимнастической скамейке. Упражнение способствует увеличению подвижности среднего и нижнего грудного отделов позвоночника.

3. И.п. – стоя на коленях при наклоне туловища вперед с вытянутыми прямыми руками, опора на кисти вытянутых вперед рук. При ползании в этом положении увеличивается подвижность позвоночника в шейном и верхнем грудном отделах.

4. И.п. – вис на подколенках на гимнастической наклонной лестнице. Инструктор или партнер осуществляет страховку, придерживая ребенка в области голеностопных суставов. Руки вверх, в сторону, вниз.

5. То же – с мячом. Руки с мячом вперед, назад, вверх.

6. И.п. – стоя на второй рейке гимнастической стенки. Опустить таз вниз, сгибая колени.

7. И.п. – стоя на четвертой – пятой рейках гимнастической стенки. Опустить правую ногу вниз, прижимая левую ногу и туловище к гимнастической стенке. Тянуться вниз.

То же – левой ногой.

8. И.п. – вис на гимнастической стенке. Удерживать вис как можно дольше.

9. И.п. – смешанный вис на гимнастической стенке: опора ногами на первой – второй рейках, хват руками над головой лицом к стенке. Передвижение по гимнастической стенке вправо и влево.

10. И.п. – вис лицом к стенке. Разводить и сводить прямые ноги.

11. И.п. – вис спиной к стенке. Разводить и сводить прямые ноги.

12. И.п. – вис спиной к стенке. Согнуть и опустить поочередно правую и левую ноги.

13. То же, что в упражнении 9, но спиной к стенке.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

К этой группе гимнастических упражнений относятся упражнения для развития мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища. Они применяются для восстановления и наращивания общей силовой выносливости указанных мышц. Методика их применения – скоростно-силовые или статические напряжения, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимальных возможностей. При скоростных упражнениях напряжение не должно превышать 20% от максимальных значений, но темп их выполнения – быстрый. Для выработки мышечного корсета целесообразно использовать и статические напряжения – работу мышц в изометрическом напряжении, что обеспечивает быстрое наращивание мышечной массы при выраженных дефектах позвоночника.

Примерные упражнения

Упражнения для мышц спины

1. И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной стороне кистей, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи не более чем на 2–3 см. Лопатки соединить, дыхание не задерживать. Сохранять принятое положение до определенного счета (50–60% от максимального). Для повышения эффективности следует положить под живот в районе пупка подушечку или мешочек с песком высотой не более 2–3 см.

2. То же, но кисти рук переводить к плечам, за голову.

3. И.п. – то же. Поднимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам («плавание брассом»).

4. И.п. – то же. Движения рук в стороны, назад, в стороны, вверх.

5. И.п. – то же. Поднять голову и плечи, руки развести в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

6. И.п. – то же. Поднять голову и плечи, руки развести в стороны. Выполнить круговые движения руками.

7. И.п. – то же. Поочередно отводить прямые ноги назад, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

8. То же, но с одновременным приподниманием и удержанием обеих ног до счета 3–5.

9. И.п. – то же. Отвести назад прямую правую ногу. Приподнять и присоединить к правой ноге прямую левую ногу. Медленно опустить обе ноги.

10. И.п. – то же. Отвести назад обе прямые ноги, развести их в стороны, соединить вместе, опустить.

11. И.п. – то же лицом к партнеру. Взять гимнастическую палку хватом сверху, приподнять туловище и грудь, бросить палку партнеру, ловить хватом сверху и снизу, удерживая голову и грудь в приподнятом положении.

12. То же – на гимнастической скамейке.

13. То же, но с медболом.

Упражнения для мышц брюшного пресса

И.п. – лежа на спине,поясничный отдел позвоночника прижат к опоре.

1. Согнуть и разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставе поочередно («велосипед»).

2. Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, медленно опустить.

3. Руки за головой. Поочередное приподнимание прямых ног вперед.

4. Руки поднять вверх. Медленно поднять обе прямые ноги до угла 45° и медленно опустить в и.п.

5. Согнуть ноги в коленях, выпрямить вперед вверх, развести в стороны, соединить и медленно опустить.

6. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть их вперед под углом 45°, медленно опустить.

7. То же, но удерживая мяч между лодыжками.

8. Скрещивание прямых ног («ножницы»).

9. Переход в положение сидя с махом рук.

10. То же, но руки на поясе.

11. Ноги фиксированы у гимнастической скамейки или удерживаются партнером. Медленно сесть и медленно вернуться в и.п.

12. Сидя верхом на гимнастической скамейке, отклоняться назад до положения лежа. Удерживаясь прямыми ногами, вернуться в и.п.

Упражнения для боковых мышц туловища

1. Лежа на правом боку, правую руку вытянуть вверх, левую руку – вдоль туловища. Удерживая туловище в положении на боку, приподнимать и опускать левую выпрямленную ногу.

2. То же – на левом боку с приподниманием и опусканием правой ноги.

3. Лежа на правом боку, правую руку вытянуть вверх. Левая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол на уровне плеча («окошечко»). Приподняв обе прямые ноги, удерживать их до счета 3–5 (или 50–70% от максимальных возможностей). Медленно опустить ноги в и.п.

4. То же – на левом боку.

5. Из и.п. на боку приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, медленно опустить обе ноги.

6. И.п. – лежа на боку на кушетке или приподнятой опоре, удерживая туловище на весу. Одна рука опирается на пол, другая вытянута вдоль туловища. При фиксации ног учителем, инструктором ЛФК или партнером перевести руки на пояс, вверх, вперед, к плечам. Вернуться в и.п.

7. То же – на другом боку.

По мере увеличения силовой выносливости возрастает количество повторений каждого упражнения. В дальнейшем можно вводить отягощения и сопротивление (гантели, мячи и т.д.). Для определения максимального напряжения и подбора количества силовых упражнений периодически вне занятий проводятся пробы на максимально возможное количество повторений данного упражнения.

Пример: ребенок может выполнить упражнение 5 до отказа 14 раз, следовательно, во время занятий его надо повторить 7–10 раз (т.е. 50–70% от максимальных возможностей). При возможности повторения упражнения более 10 раз следует вводить отягощение.

Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки

Эти упражнения занимают особое место в методике корригирующей гимнастики, ибо нормальная осанка является конечной целью проведения лечебно-профилактических мероприятий. Для формирования навыка правильной осанки ведущее значение имеет проприоцептивное мышечное чувство, т.е. ощущение положения собственного тела в пространстве, получаемого ребенком за счет импульсации в центральную нервную систему (ЦНС) с многочисленных рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Поэтому при воспитании и закреплении правильной осанки обращается внимание на расположение тела в исходном положении.

Формирование правильной осанки невозможно без четкого мысленного и зрительного представления о ней. Мысленное представление формируется со слов методиста или врача как идеальная схема расположения тела в пространстве: положения головы, надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног.

Мысленное представление о правильной осанке неразрывно связано с формированием зрительного образа правильной осанки. Дети должны видеть правильную осанку не только на рисунках, фотографиях, но и на занятиях. Это должна быть правильная осанка методиста, врача и образ в зеркале, который помогает корректировать осанку.

Наконец, самую большую группу средств формирования правильной осанки составляют собственно гимнастические упражнения, которые изложены в большинстве учебников и учебно-методических пособий.

Примерные упражнения

1. И. п. – о.с. Стоя у стены или гимнастической стенки, принять правильную осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки касаются стенки, голова приподнята. Правильная осанка контролируется самим ребенком в зеркале, учителем или одним из детей по указанию учителя.

2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

3. Принять правильную осанку, сделать 2–3 шага вперед, присесть – встать. Вновь принять правильную осанку.

То же – с закрытыми глазами.

4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать 1–2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Вновь принять правильную осанку, проверить ее, исправить дефекты.

5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3–5 сек. Вернуться в и.п.

6. То же, но без гимнастической стенки.

7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять правильную осанку, проверяя себя перед зеркалом.

8. Приняв правильную осанку, положить на голову мешочек с песком. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Вернуться в и.п.

9. Ходьба с мешочком на голове с остановками для контроля правильной осанки.

10. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствие – веревочку, гимнастическую скамейку и т.п.

11. Принять правильную осанку с мешочком на голове напротив партнера. Перебрасывать и ловить мяч с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек.

12. Ходьба с мешочком на голове с выполнением задания: в полуприседе, с высоким подниманием колен, скрестным шагом, боком, приставным шагом и т.д.

13. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову и плечи, проверить правильность расположения тела.

14. Лежа на спине, принять правильную осанку, прижать поясничную область к полу. Сесть, сохраняя прямую спину. Встать, сохраняя правильную осанку.

15. В положении лежа на спине согнуть левую ногу в коленном и тазобедренном суставах, обхватить колено руками, прижать к животу, одновременно прижать поясничную область к полу. Вернуться в и.п.

То же – правой ногой.

16. Лежа на спине, принять правильную осанку. Проверить положение осанки, а также головы и плеч. Повернуться «бревнышком» на живот, приподняв голову, плечи и приложив кисти к плечам. Лечь на живот, перевернуться «бревнышком» на спину. Проверить и исправить положение тела.

17. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку: затылок, межлопаточная область, ягодицы прижаты к стене, голова поднята вертикально вверх, плечи на одном уровне. Правильность осанки проверяется учителем или одним из учеников.

18. Сидя на гимнастической скамейке, принять правильную осанку, положить на голову мешочек с песком. Удерживая мешочек, следя за правильным положением головы и тела, встать и сделать вперед 1–2 шага, вернуться назад, сесть на скамейку.

19. Сидя на гимнастической скамейке напротив друг друга, принять правильную осанку, положить мешочек с песком на голову, взять в обе руки мяч. Бросать мяч от груди обеими руками партнеру и ловить мяч обратно, сохраняя правильную осанку и не роняя мешочек.

Упражнения для мышц задней поверхности бедра

1. Из упора на коленях – попеременное поднимание правой и левой ноги назад.

2. То же, но с различными движениями рук.

3. Из упора на коленях – сгибание рук в локтях с одновременным выпрямлением левой (правой) ноги назад.

4. Лежа на полу лицом вниз, попеременное поднимание прямых ног назад (таз плотно прижат к полу).

5. То же, но с одновременным подниманием ног.

6. То же, но с одновременным подниманием рук.

7. Лежа продольно на гимнастической скамейке лицом вниз, упереться руками в пол. К пятке правой ноги прикрепляется набивной мяч с петлей. Одновременно поднимать правую (левую) ногу, бедро другой ноги плотно прижато к скамейке.

8. То же упражнение выполняется вдвоем, но вместо удерживания мяча занимающийся оказывает сопротивление другому в момент подъема ноги.

9. Вис на гимнастической стенке лицом к ней. Попеременное отведение правой (левой) ноги назад. Ноги в коленях не сгибаются, таз прижат к стене.

10. То же – с одновременным отведением обеих ног.

Упражнения для мышц передней поверхности бедра

Эти упражнения применяются для коррекции дефектов осанки, связанных с уменьшением угла наклона таза.

При уменьшении угла наклона таза надо стремиться тренировать мышцы спины и передней поверхности бедра. Данные упражнения тренируют преимущественно поясничный отдел позвоночника.

1. И.п. – вис на гимнастической стенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног.

2. И.п. – то же. Одновременное поднимание обеих прямых ног (угол).

3. И.п. – то же. Поднять левую ногу, присоединить к ней правую, опустить левую и наоборот.

4. То же, что и в упражнении 1, но с помощью партнера, который оказывает небольшое сопротивление.

5. Лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища, ладонями упереться в пол. Поочередно поднимать прямые ноги.

6. То же, но с сопротивлением партнера.

7. То же, но с одновременным подниманием прямых ног.

8. И.п. – вис на гимнастической стенке спиной к снаряду. Поднимание правой (левой) прямой ноги с подвешенным медболом или дополнительным грузом.

9. И.п. – вис присев у гимнастической стенки. Выпрямление ног. Учащийся оказывает сопротивление, надавливая на плечи партнера.

Нормализация физиологических изгибов обеспечивается восстановлением подвижности соответствующего отдела позвоночника и специальной тренировкой мышц, формирующих изгибы.

При крыловидных лопатках и выведенных вперед плечах коррекция фигуры осуществляется с помощью упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также упражнениями в растягивании грудных мышц.

Выступление живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса из исходного положения лежа в сочетании с упражнениями, направленными на нормализацию положения таза.

Упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра

Эти упражнения применяются при увеличении угла наклона таза, после предварительного укрепления мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса.

1. Лежа на животе, согнуть правую ногу в колене и, захватив руками ступню, стараться прижать пятку к ягодице. Колено левой ноги от пола не отрывать. Плечи и голову приподнять.

2. То же, но сгибая правую ногу.

3. То же, но согнув обе ноги с помощью и без помощи рук.

4. Стоя на правой ноге, левую согнуть в колене, захватив левой рукой ступню, прижать пятку к ягодице.

5. То же, но стоя на левой ноге.

6. Стоя на правой ноге, мах левой назад. Согнув ее в колене, постараться коснуться пяткой ягодицы.

7. То же, но стоя на левой ноге.

8. Шаг левой ногой, руки вперед, шаг правой ногой, руки в стороны, мах левой ногой назад (как в упражнении 6).

9. То же – с другой ноги.

10. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Наклонить туловище назад, сохраняя прямую линию от колен до головы.

11. То же, но руки вперед. При наклоне туловища назад руки сохраняют неизменное положение.

12. То же, но руками коснуться пяток или пола, туловище сохраняет прямую линию от колен до головы.

13. Стоя у гимнастической стенки левым боком, придерживаясь за рейку, выполнить мах правой ногой вперед и назад, достать ягодицы.

14. То же – другой ногой.

15. Из и.п. стоя на правом колене левую ногу выставить вперед, руки в стороны – наклон туловища назад.

16. То же, но правую ногу выставить вперед.

17. Из виса на гимнастической стенке лицом к ней, не отрывая бедер от стенки, попеременно сгибать ноги в коленях, стараясь приблизить пятки к ягодицам.

18. То же – одновременно двумя ногами.

Общеразвивающие гимнастические упражнения

Данные упражнения составляют наиболее обширную группу, обеспечивающую во время проведения занятий стимуляцию и нормализацию функций организма. Они классифицируются по анатомическому признаку (упражнения для мышц пояса верхних конечностей, тазового пояса, брюшного пресса и т.д.), выполняются из различных исходных положений, а для усиления могут выполняться и с использованием различных пособий и предметов: мячей, обручей, мешочков с песком, гантелей, шестов и т.д. Точному выполнению способствует использование гимнастических снарядов: стенок, лестниц, скамеек, бревен и т.п.

Физические упражнения прикладного характера

При дефектах позвоночника применяют большинство физических упражнений прикладного характера: ползание, прыжки, метание и т.д. Они используются как общеразвивающие, а также для ликвидации отставания и нарушений психомоторного развития и способствуют развитию внимания, воображения, волевых качеств, а также повышению эмоционального тонуса. Важно помнить, что такие упражнения играют важную роль в развитии пространственной ориентации, глазомера, умения работать в коллективе. Такие виды прикладных упражнений, как ходьба и бег, повышают аэробные возможности организма. Лазание и ползание способствуют развитию мышц туловища и конечностей, создавая при этом хороший мышечный корсет, увеличивают подвижность позвоночника и повышают общую и силовую выносливость. Следует помнить, что изолированное применение лазания или ползания как средства коррекции нарушения осанки, кифозов и сколиозов обречено на неудачу, и только в комплексе с другими методами они дают хороший эффект.

Прыжки

При некоторых нарушениях осанки (плоская спина) и при сколиозах, когда амортизирующая защитная функция позвоночника снижается, прыжки следует применять с большой осторожностью. Нужно учитывать возраст, пол, силу мышц, подвижность позвоночника. Необходимо помнить, что при отсутствии навыка мягкого приземления гимнастические или спортивно-игровые упражнения оказывают неблагоприятное воздействие на больной позвоночник, усиливая его деформацию. Поэтому детей с данным заболеванием следует обучать мягкому приземлению после прыжков: при правильном приземлении ноги, подобно рессоре, смягчают толчки и сотрясение. Чем хуже подготовлен ребенок, тем глубже он должен приседать после прыжка и ни в коем случае не оставаться в этом положении, а тотчас выпрямляться. Можно сказать детям: «Прыгни, как мячик» («как заяц», «как кошка»).

Татьяна БАННИКОВА, доцент,
Андрей МЕДНИКОВ,
Владимир ОСИК, профессор,
Юрий СИНИЦЫН, к.п.н.,
г. Краснодар

Комплексы физических упражнений для лиц с нарушением осанки и, особенно, с заболеванием сколиозом должны разрабатываться при участии врача, обладающего достаточным опытом работы с пациентами данной патологии, учитывая индивидуальную симптоматику и конкретный диагноз.

Приступая к занятиям корригирующей гимнастикой необходимо, прежде всего, иметь представление о правильной осанке и знать о уже имеющихся дефектах. Задача корригирующей гимнастики – укрепить ослабленные и растянутые мышцы, расслабить контрагированные мышцы, т. е. восстановить нормальную мышечную изотонию .

Для исправления дефектов осанки нужно не только правильно подобрать упражнения корригирующей гимнастики, но и обратить внимание в целом на физическое развитие человека, питание, режим дня, соблюдение правил гигиены, характер трудовой деятельности и т.д.

Эффективность использования специальных упражнений во многом зависит от выбора исходных положений. Наиболее выгодными из них являются те, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночника: лёжа на спине, животе; стоя в упоре на коленях (на четвереньках) .

Темп движений при выполнении упражнений корригирующей гимнастики должен быть медленным или средним. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, вдыхать рекомендуется через нос, а выдыхать через нос и рот.

Корригирующие упражненияпо форме выполнения подразделяются на следующие виды: симметричные, асимметричные, деторсионные.

Симметричные упражнения характеризуются симметричным положением тела и конечностей по отношению к средней линии тела. Используются для того, чтобы приблизить позвоночник к прямой линии. При этом мышцы сокращаются неравномерно: более ослабленные и растянутые больше, а укороченные – меньше, постепенно устраняя их асимметрию.

Например:

1) И. п. – лёжа на животе, руки вверху:1 – приподнять руки и ноги; 2–3 – держать, тянуться вверх, не поднимая головы и туловища; 4 – и.п.

2) И. п. – лёжа на спине, на наклонной плоскости, руками хват за гимнастическую стенку: 1 – согнуть ноги в коленях; 2-3 – держать; 4 – и. п. .

Асимметричные упражнения характеризуются тем, что рисунок движений асимметричен. Ассиметричные упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное действие на одном участке позвоночника и используются для тренировки ослабленных и растянутых мышц спины. ПедагогиЛ.А. Скиндер, А.Н. Герасевич, Т.Д. Полякова, М.Д. Панковауказывают на то, что асимметричные упражнения для проведения корригирующей гимнастики «должен подбирать врач или инструктор-методист по физической реабилитации, строго учитывая локализацию процесса и характер действия упражнений на кривизну позвоночного столба. Неправильное применение асимметричных упражнений может привести к увеличению дуги сколиоза и возникновению либо усилению противоискривления» .

Например:

1) И. п. – лёжа на животе, нога со стороны поясничного искривления отведена в сторону, рука со стороны вогнутости вытянута вверх. Удержание плечевого пояса в статическом положении, слегка прогнувшись (8–10 счётов).

2) И. п. – лёжа на боку, со стороны выпуклости на мешочке с песком, под голову – ватный валик, нога со стороны вогнутости отведена назад, рука под голову. Вытягивание руки вверх с вогнутой стороны искривления (можно с отягощением 200–500 г) .

Деторсионные упражнения применяются при сколиозе, когда преобладает торсия (скручивание) позвонков вокруг вертикальной оси. Педагог по оздоровительной и лечебной физической культуре Л.А. Скиндер обращает внимание на то, что деторсионные упражнения выполняют несколько задач: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращённых и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. При выборе деторсионных упражнений нужно знать, что при правостороннем сколиозе позвонки скручиваются по часовой стрелке, при левостороннем – против часовой стрелки (по отношению к вертикальной оси тела) независимо от локализации сколиоза. Деторсионные упражнения выполняются из следующих исходных положений: лежа на наклонной плоскости, в полувисе и стоя. Амплитуда движений при выполнении такого рода упражнений должна строго контролироваться и быть не больше, чем нужно для выравнивания дуги искривления .

Например:

Правосторонний верхне-грудной и грудной сколиозы.

Программа корригирующей гимнастики может быть разработана как для группы людей, так и индивидуально для одного человека.

Как физические упражнения действуют на организм

Прежде всего необходимо разобраться в вопросе воздействия физических упражнений на человеческие мышцы и организм.

Во время выполнения физических упражнений в организме усиляется кровоснабжение связок, мышц и, конечно, костей. Специалисты утверждают, что в спокойном состоянии, а особенно во сне, через человеческие мышцы протекает от 10 до 12 литров крови, а при физической нагрузке это цифра увеличивается в 5 раз. В итоге увеличивается мышечная сила и масса, сухожилия укрепляются, связки обретают эластичность, кости крепнут. Физическая активность улучшает процесс продвижения крови по венам и сосудам. При сокращении мышц усиливается работа сердца и сосудистой системы, легкие работают в 3 раза быстрее, в результате чего учащается дыхание.

Во время занятий углубляется и учащается дыхание, расправляются альвеолы - легочные пузырьки, улучшается газообменный процесс и выносливость мышц, а также состояние легочных тканей. При вдохе уменьшается давление в грудной клетке, что увеличивает кровяной приток.

В общем, стоит отметить, что физические упражнения способствуют укреплению скелетных мышц и сердца, увеличению обьема легких и грудной клетки. Также разминка и гимнастика являются дополнительным средством в лечении заболеваний спины, суставов и дыхательной системы.

Существуют различные методы и формы физической активности: расслабляющие занятия, силовая тренировка или корригирующая гимнастика. Именно последний вид физических упражнений предназначен для людей, имеющих проблемы с осанкой, зрением, дыханием и ногами.

Суть корригирующей гимнастики

Любая методика корригирующей гимнастики направлена на восстановление мышечного баланса, то есть на расслабление мышц. В то же время необходимо сократить расслабленный мышечный корсет, как бы странно это не звучало. В данном случае корригирующая гимнастика помогает восстановить нормальную работу мышц.

Оздоровительные упражнения можно выполнять, используя снаряды. Это могут быть гантели, мячи, резиновые бинты и гимнастическая стенка. Каждый комплекс упражнений корригирующей гимнастики можно выполнять дома самостоятельно. Важно понимать, что необходимо вникнуть в правила выполнения упражнений.

Заниматься коррекционной гимнастикой желательно каждый день дважды: в утреннее и вечернее время. Можно выполнять обычную гимнастику, которая будет состоять из 6 упражнений. Важен комплексный и правильный подход. Необходимо делать одно упражнение в несколько подходов. По длительности одно занятие не должно превышать полчаса. Корригирующий комплекс включает в себя общеразвивающие, расслабляющие и коррекционные упражнения.

Также желательно чередовать темп выполнения: от медленного к более быстрому и наоборот. Дыхание - важная составляющая оздоровительных занятий. Начинается все с облегченного варианта упражнений и постепенно делается плавный переход к усложненным. С каждым разом выполнять комплекс корригирующей гимнастики значительно легче.

Цели и задачи корригирующей гимнастики

Исправить осанку, оздоровить организм и укрепить мышечный корсет помогает именно корригирующая гимнастика. Цель лечебных упражнений - исправление дефектов, связанных со спиной, мышечной атрофии, помощь в лечении заболеваний суставов, дыхательной системы и глаз.

Корригирующая гимнастика направлено выполняет следующие задачи:

  • активизирует общие и локальные обменные процессы;
  • формирует мышечный корсет;
  • помогает выработать силовую и мышечную выносливость;
  • улучшает равновесие и координацию.

Положительный результат достигается путем систематического выполнения правильно подобранной методики.

Польза гимнастики

Лечебная или корригирующая гимнастика назначается как взрослым, так и детям. Она обеспечивает эффективность лечения, а также предупреждает развитие многих заболеваний спины.

Программа корригирующей гимнастики разрабатывается с целью укрепления мышц, исправления позвоночных дефектов. Кроме того, все оздоровительные упражнения выполняются в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Помимо воздействия на опорно-двигательный аппарат, корригирующая гимнастика положительно влияет на органы дыхания, сердце, сосуды и зрение. Существуют специальные упражнения для каждой системы организма. Коррекционные занятия облегчают симптомы астмы, нормализуют артериальное давление и восстанавливают организм в постоперационный период.

Показания к корригирующей гимнастике

Корригирующая гимнастика назначается строго врачом, основываясь на состоянии человека и заболевании. Положительная динамика от занятий наблюдается у людей с плохим кровообращением. При нарушенной работе органов дыхания заметно улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается обьем легких.

Коррекционные упражнения назначаются пациентам с нарушенным функционирование ЖКТ. В данном случае действие направляется на восстановление двигательной и секреторной функций желудка, улучшение кровообращения в брюшной полости.

Кроме того, корригирующая гимнастика необходима женщинам, страдающим гинекологическими заболеваниями: неправильное положение матки, ее искривление. Упражнение помогают улучшить общее состояние женщин.

Гимнастика для глаз

Современный темп жизни обязывает человека следить за собственным здоровьем. Зрение в данном случае стоит не на последнем месте.

Неправильный образ жизни, длительное нахождение перед монитором компьютера, закрытое помещение - факторы, плохо сказывающиеся на глазах, а точнее, на зрении. Если игнорировать перегрузку на глаза, то можно получить осложнения в виде глаукомы, миопитии, астигматизма.

Корригирующая гимнастика для глаз поддерживает достойный уровень зрения. Применяются расслабляющие упражнения.

Коррекция зрения и профилактика болезней

В качестве расслабляющих упражнений используются следующие:

  1. Быстрое моргание от 10 до 15 секунд.
  2. Сильное сжатие, а затем расслабление век от 5 до 10 раз.
  3. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно по 6 раз.
  4. "Прорисовывание" квадрата взглядом в течение 30 секунд.
  5. Круговые движения глазных яблок с закрытыми глазами по 6 раз в каждую сторону.

Все движения делаются плавно. Месяц регулярных тренировок дает свои положительные результаты.

Исправление осанки

Как известно, правильная осанка формируется еще в детстве. Искривление позвоночника и нарушение осанки - проблема каждого второго человека.

Откорректировать подобные проблемы помогает гимнастика:

  1. Для первого упражнения необходимо встать спиной у стенки. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки должны касаться поверхности. Необходимо запомнить это положение и отойти от стенки. Затем в таком положении вытягиваются руки вперед и выполняются 5 приседаний.
  2. Садимся на табурет у стены, к которой прижимаем затылок с прямой спиной. Затем расслабляем мышцы плеч, шеи и спины, плавно опуская голову. Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены. Повторяем упражнение 5 раз.
  3. Для этого упражнения необходимо лечь на пол на живот. Сгибаем руки в локтях и кладем голову на ладони. Поочередно отводим каждую руку в сторону, возвращаемся в и.п., потом руку поднимаем над головой. Выполняем упражнение 5 раз.

Детская корригирующая гимнастика

Каждый родитель и педагог знает, что в детском возрасте главным видом деятельности является игра. В данном случае корригирующая гимнастика проводится в игровой форме. Можно использовать сюрпризный момент, стихи, загадки. У ребенка появится интерес к выполнению упражнений.

К примеру, корригирующая гимнастика после сна может состоять из следующих упражнений:

  1. Массаж ног во время ходьбы по коррекционным дорожкам на пятках и носочках. Важно чередование видов ходьбы. Руки лучше расположить на плечах или поясе. Это поможет развить равновесие.
  2. Марш с высоким подниманием колен. Целесообразно сочетать это упражнение с захлестом ног назад.
  3. Эффективное упражнение под названием "кошечка". Производится ползание по полу на четвереньках с прогнутой спиной.
  4. Ноги располагаются на ширине плеч, а руки на поясе. Выполняются повороты корпуса в левую и правую сторону попеременно.
  5. Приседания с прямой спиной. Необходимо следить за осанкой ребёнка.

Общедоступные корригирующие упражнения

Это наиболее обширная группа упражнений, которыево время их выполнения стимулируют и нормализуют работу многих функций оранизма. Классифицировать их можно по анатомическим признакам: гимнастика для пресса, спины, плеч, тазового пояса, рук. Кроме того, возможно использование специальных приспособлений, к примеру, мяч, обруч, мешочек с песком, шест и прочее.

Для точного выполнения комплексов, а также для большей эффективности используются гимнастические стенки, лестница, скамья, бревно и т.д. Любая корригирующая гимнастика проводится в удобном исходном положении: человек либо ложится на пол или снаряд, либо стоит. В данном случае позвоночник не напряжен.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то