Коэволюция общества и природы как альтернатива развития. «коэволюция природы и общества пути ноосферогенеза» н.н

Идея коэволюции природы и общества

Дисциплина Философия природы

Введение

    Понятие коэволюции

    Взаимосвязь ноосферной концепции и коэволюционной идеи
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования проблемы социально-философского смысла концепции коэволюции и применения его к содержанию образования определяется особенностями современного этапа развития цивилизации. Масштабы деятельности человека и антропогенное воздействие на природу столь очевидны, что осознается кризисность современной цивилизации во всех сферах: социальной, экологической, духовной, физической. Человек утрачивает чувство благоговения перед природой, идет на разрыв с ней, разрушая и себя. При этом происходит духовное обеднение, внутренняя дисгармония, обессмысливание человеческого существования. Единственным выходом из сложившейся ситуации видится поиск путей, обеспечивающих коэволюцию природы и общества. Признание факта всестороннего кризиса позволяет говорить о необходимости формирования нового миропонимания, нового -экологического - мышления.
Среди философов, непосредственно поднимающих проблему коэволюции, отметим Р.С.Карпинскую, В.А.Кутырева, И.К.Лисеева, Н.Н.Моисеева, А.П.Огурцова.
Основная цель работы - обоснование философского значения идеи коэволюции.
Объектом исследования является философское содержание идеи коэволюции.
Предмет исследования - значение идеи коэволюции для философии.
Настоящая контрольная работа состоит из введения, трёх параграфов, посвящённых идее коэволюции природы и общества в философии, заключения и списка использованной литературы

1. Понятие коэволюции

Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.
Понятие коэволюции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, например, бабочки и цветка, т.е. по сути, оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Н.Н. Моисеев под коэволюцией понимает соразвитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.
Применительно к природе и обществу коэволюция предлагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. В свою очередь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы, иначе она же отомстит за каждую допущенную по отношению к ней ошибку.
Коэволюционное развитие природы и общества являются необходимым условием устойчивого развития как самой природы, так и социальной среды.
Принцип коэволюции, т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы.

Сегодня единственный путь сохранения человека в составе биосферы - это путь коэволюции, т.е. такого изменения образа жизни людей, который согласовал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы в канале эволюции, породившем феномен человека.
Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов (запретов) будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.

        Идея коэволюционной стратегии взаимодействия природы и общества в историческом аспекте
Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена и каждую конкретно-историческую эпоху.
Во взаимодействии природы и общества можно выделить четыре основных коэволюционных этапа.
Первый из - них, самый древний - архаичный. Коэволюция природы и общества здесь проявляла себя с абсолютной адекватностью, так как человек стремился жить в гармонии с природой, и его деятельность не носила разрушительного характера. Основной чертой этого периода является присваивающая экономика. Люди здесь использовали в основном готовые продукты природы, применяя примитивные орудия труда. Основными видами их деятельности были охота, собирательство и рыболовство, что не могло оказать преобразующего, т.е. негативного воздействия на природу. Крупнейшим завоеванием этого этапа, подготовившим переход к следующему, явились два существенных момента, - это овладение огнем и отбор наиболее ценных для человека видов растений и животных.
Второй этап коэволюции природы и общества связан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. В этот период не происходит существенных нарушений в коэволюционном равновесии между природой и обществом. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды.
Третий коэволюционный этап взаимодействия природы и общества - промышленный. Он связан с промышленной революцией XVIII века. Основная здесь ставилась задача подчинение природы господству человека, ее покорение. В этих целях в производстве используются машины, техника и усиливается антропогенное воздействие человека на природу, она становится целью (средством) его преобразовательной деятельности. Вследстнии этого намечается противопоставление общества природе и нарушение между ними коэволюционного баланса. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается, экосистема расстраивается.
Четвертый этап коэволюционного взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Это время небывалого развития науки и техники, превращения научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества.
Создавая невиданные ранее возможности и средства для покорения природы, научно-технический прогресс вместе с тем способствует и ее разрушению, усугубляет и без того сложную экологическую ситуацию, лишая человечество перспектив развития.
Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания и привнесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества.
Такие сомнения, в частности, высказывают В.И. Данила-Данильян и Г.М. Лыч. Они не допускают того, чтобы естественный процесс эволюции биосферы целенаправленно регулировался человеком. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Человек уже сейчас управляет многими природными процессами. Поэтому привнесение регулятивной компоненты в управление природой «вещь» вполне допустимая. Человек своей преобразовательной деятельностью нарушил баланс в соотношении природы и общества он должен и восстановить между ними коэволюционное равновесие.

3. Взаимосвязь ноосферной концепции и коэволюционной идеи

Термин "ноосфера" в настоящее время получил достаточно широкое распространение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому в конце 60-х годов стал употребительным термин "эпоха ноосферы". Так назван тот этап истории человека (если угодно, антропогенеза), когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Человечество - часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего.
В Рио-де-Жанейро была предпринята попытка сформулировать некую общую позицию, общую схему поведения планетарного сообщества, которая получила название sustainable development, неудачно переведенное на русский язык как «устойчивое развитие».
В исходном своем употреблении коэволюция означала лишь взаимное приспособление, согласованное изменение биологических видов в ходе эволюции.
Данное выражение удачно отображает и более широкий круг явлений, связанных с развитием любых взаимодействующих систем или элементов одной и той же системы. Наиболее интересные, "невырожденные" типы коэволюции предполагают такую взаимную адаптацию совместно эволюционирующих систем, при которой изменения одной из них не сказываются отрицательно на функционировании другой.
В свое время Ю.Одум (1975) выделил девять типов взаимодействия биологических популяций, которые с большим или меньшим основанием могут рассматриваться в качестве разновидностей коэволюции. Однако анализ коэволюции природы и общества - задача столь сложная и специфичная, что требует совсем особого рассмотрения. При этом нельзя забывать и о главной подразумеваемой в этом случае цели - разрешении экологического кризиса через переход к устойчивому развитию, по отношении к которому коэволюция выступает то ли как средство его реализации, то ли даже как заменяющее его понятие.
Классическое системное понимание среды оставляет место лишь для единственного удовлетворительного определения биосферы: система, включающая в себя биоту (совокупность живых организмов, относя сюда и человека) и окружающую ее среду (совокупность объектов, испытывающих воздействие биоты и/или воздействующих на нее).
Что же касается эволюции биосферы, то, памятуя о той роли, которую играют живые организмы в формировании океана, атмосферы, почвы и горных пород, главное место в ней, бесспорно, должно быть отведено биоте, эволюция которой осуществляется посредством видообразования. При этом появление или исчезновение с арены жизни любого вида, в силу системного характера биоты, неизбежно влечет за собой волну видовых изменений в природных сообществах, в которые "вписан" данный вид. А скорость этого процесса определяется временем существования видов (в среднем около 3,5 млн лет) и сроками их формирования (по современным представлениям порядка 10 тысяч лет), причем есть основания полагать, что эти временные характеристики оставались неизменными на протяжении по крайней мере нескольких сот миллионов лет.
Если обратиться теперь к эволюции человеческого общества, то она подчиняется уже совсем другим закономерностям и развертывается на фоне генетически неизменных констант вида Homo sapiens путем развития социальных структур, общественного сознания, материальной и духовной культуры, а также производственного и научно-технического потенциала. Однако в интересующем нас аспекте наиболее важно возрастающее в ходе эволюции воздействие человека на биосферу.
Согласно Вернадскому, "под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу".
Переход биосферы в какое-либо иное, отличное от нынешнего состояние, возможен лишь в одном-единственном случае, и этот случай, увы, - экологическая катастрофа. Правда, и при таком развитии событий биота, как уже говорилось, теоретически способна вернуть биосферу к новому состоянию устойчивости. Но для человеческой цивилизации места в ней уже не окажется. Так что говорить о применимости понятия ноосфера к данному варианту развития событий, естественно, не приходится.
В последние два-три века оно определяется в основном темпами научно-технического прогресса, то есть техноэволюцией. А так как последняя реализуется через инновационный процесс, напоминающий некоторыми своими чертами видообразование в биоте, целесообразно было бы сопоставить относительную скорость того и другого.
Сегодня, по крайней мере, у человечества нет никаких технических средств, никакого устройства или системы, которые позволяли бы ему осуществлять регуляцию окружающей среды. И уж тем более нет ни одного примера природоохранной деятельности с привлечением технических средств, при которой местное, локальное улучшение окружающей среды не достигалось бы за счет ухудшения общеэкологического баланса. Ведь используемые при этом технологии требуют такого количества энергии, что ущерб, наносимый в итоге окружающей среде, перевешивает любые позитивные результаты.
И если даже допустить гипотетическую возможность какого-то прогресса на этом пути в будущем, то все равно перспектива его так далека и туманна, а угроза перерастания экологического кризиса в биосферную катастрофу столь осязаема и конкретна, что на осуществление этих планов человечеству просто не хватит времени.
Таким образом, с какой стороны ни подойти - экологической или техницистской, не удается найти никаких убедительных оснований для постановки вопроса о содружественном развитии биосферы и общества. И, тем более, о возможности эволюции биосферы "в сторону человека". Что, впрочем, не исключает обратного: эволюционирования человека "в сторону биосферы" с постепенным ослаблением удушающего ее антропогенного пресса и сопутствующим пересмотром некоторых основ современной цивилизации.
Теория биотической регуляции делает излишними ответы на оба эти вопроса. И, следовательно, вести речь о какой-то другой, "новой" биосфере, сформированной на базе ультрасовременных или даже еще не рожденных технологий, значит говорить о том, чего нет и не может быть, "потому что не может быть никогда". И уж тем более неприложимо понятие ноосферы к нынешнему, возмущенному состоянию окружающей среды, которое чревато полной ее деградацией. То есть, иными словами, оно вообще не применимо ни к одному из возможных состояний биосферы.

Заключение

Ключевая проблема концепции коэволюции - представления о взаимосвязи и взаимообусловленности биологических и социальных явлений. Эта взаимосвязь является признанной всеми исследователями, но понимается в то же время по-разному. В контексте экологическ
и т.д.................

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Задание на зачет

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Выполнил: студент заочной формы обучения

ЛОВЦОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (подпись, 25.02.2011 )

Логин ______

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

ВВЕДЕНИЕ

Окружающая среда - все то, с чем взаимодействует общество. Элементами окружающей среды являются естественная среда обитания человека и искусственная среда обитания. Естественная среда - это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе своего существования и развития. В начале возникновения человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность планеты, но и ее недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей солнечной системы. Искусственная среда - создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа.

1.КОЭВОЛЮЦИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Термин «ноосфера» в настоящее время получил достаточно широкое распространение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому с конца 60-х годов употребляется термин «эпоха ноосферы». Человечество - часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего.

Сейчас проблема обеспечения будущности человечества и понимание того, что оно потребует значительных усилий и прежде всего изменения структуры нравов и обычаев, привело к ряду локальных запретов на деятельность людей, заведомо вредную и опасную для развития цивилизации.

Коэволюции человека и биосферы само требует тщательной расшифровки. Или более точно - системы исследований, в результате которой устанавливается зависимость характеристик биосферы от активной деятельности человека. Только имея достаточно полное представление о характере этой взаимосвязи, можно сформулировать те ограничения на деятельность человека, которые необходимы для обеспечения его будущего, необходимые, но заведомо недостаточные. Условий, достаточных для обеспечения будущего цивилизации, просто не существует.

Изучение проблем коэволюции открывает новое и, возможно, важнейшее направление фундаментальных исследований. Часто говорят, что в отличие от века пара, каким был век XIX, и века ХХ, который был веком электричества и атомной энергии, настоящий век гуманитарных знаний. Наука об обеспечении коэволюции есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том, что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации.

В настоящее время изучение необходимых условий коэволюции продвинулось в целом ряде конкретных направлений. Так, например, изучение физико-химических особенностей атмосферы позволило установить влияние фреонов на структуру озонового слоя и даже принять важнейшее решение о переориентации холодильной промышленности на другой тип хладонов. Еще рано говорить о построении динамики биосферы как стройной теории, способной быть инструментом анализа устойчивости биосферы.

Биосфера представляет собой грандиозную нелинейную систему. Однако до сих пор основное внимание исследователей уделялось изучению отдельных фрагментов этой системы. В самом деле, наиболее концептуально интересен вопрос о стабильности биосферы, ее способности реагировать на внешние возмущения так, чтобы они не выводили ее из состояния установившегося равновесия...

Описать особенности эволюции биосферы с помощью одних механизмов отрицательных обратных связей нельзя. Как во всякой сложной развивающейся системе, в ней присутствует и множество положительных обратных связей. Обойтись без них тоже нельзя, поскольку именно положительные обратные связи и являются ключом к развитию системы, то есть усложнению системы и росту разнообразия ее элементов, что приводит к сохранению ее целостности.

Понятия «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей. Они утрачивают смысл без противопоставления друг другу. В то же время они не могут рассматриваться изолированно, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы). Взаимосвязь общества и природы не следует рассматривать как чисто внешнее, механическое соединение разных частей мироздания, в котором общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма «природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко - в плане «включенности» природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.

Прежде всего, природное присутствует в обществе в качестве проявлений физических, химических, биологических и т. п. естественных законов. Далее, люди в качестве «первичных элементов» общества являются живыми существами, и природная «ипостась» человека играет роль обязательной предпосылки и существенного детерминанта во всей его жизнедеятельности. Кроме того, природное присутствует (в той или иной степени) в различных сферах общественной жизни: материально-производственной (где оно является объектом материального преобразования), социальной (в качестве компонентов таких социальных групп, как семья, расы, этнические общности), политической (в плане обусловленности деятельности государств природными факторами, например, территорией, ресурсами) и духовной (где природное, прежде всего, выступает объектом духовного освоения и творчества).

Взаимосвязь общества и природы, прежде всего, проявляется в аспекте взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, с так называемой внешней природой, т. е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. При характеристике внешнего аспекта взаимодействия общества с природой используются такие понятия, как естественная и искусственная среда, окружающая среда.

Можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида человека до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия.

Второй этап взаимодействия общества и природы связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризовало переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы.

Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств.

Своего апогея этот процесс достиг в эпоху НТР показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу.

В настоящее время мировая экологическая ситуация чаще всего обозначается термином «кризис». Экологический кризис - это нарушение динамического равновесия системы «общество - природа», крайнее обострение экологического противоречия, требующее изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности. Поэтому возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе.

Коэволюция является необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества. Новой тенденцией должно стать стремление человечества к гармонии, взаимодействию, взаимоподдержке общества и природы, человека и окружающей среды.

Но не все так просто, дело в том, что и общество, и природа, особенно живая, эволюционируют, и притом эволюционируют совместно. Не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа, и, прежде всего биосфера, приспосабливается к человеку, к техносфере. Исчезают многие дикорастущие растения и виды диких животных, появляются новые одомашненные биологические виды. Генная инженерия, например, позволяет переписывать наследственную информацию и создавать новые гены, открывать возможности для появления принципиально новых живых существ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, неизвестно, что нас ждёт в будущем, как будет устроено общество будущего. Но точно можно сказать, что оно потребует от людей, прежде всего знаний . Прежде всего - знаний о той форме своих взаимоотношений с природой, которая будет способна обеспечить режим коэволюции. Поэтому путь к эпохе ноосферы нужно начать с разработки образовательных программ, таких которые будут содержать знания о том, что недопустимо, что может нарушить равновесие или полностью разрушить природу.

Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, становления качественно новых отношений общества и природы. Отношения общества и природы должны строиться на основе принципа коэволюции - принципа гармоничного совместного развития природы и общества.

ВВЕДЕНИЕ

Понятия порядка и беспорядка, симметрии и диссимметрии, корреляции между этими понятиями, объединяющие живую и неживую природу, имеют фундаментальное значение. К самоорганизации способны открытые неравновесные системы, обменивающиеся энергией с внешней средой при подводе энергии к системе. Эволюцию таких систем можно рассматривать как спектр переходов беспорядок->неустойчивость->порядок. В точках неустойчивости система становится самоуправляемой, самоорганизующейся.

Попытаемся выявить природу порядка и беспорядка в некоторых модельных и молекулярных системах с термодинамической точки зрения.

2. ПЕРЕХОДЫ ПОРЯДОК-БЕСПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК-ПОРЯДОК

Существует два вида движения частиц в сложных системах: движение может быть упорядоченным, когда все частицы движутся согласованно, или, напротив, неупорядоченным, когда все частицы движутся хаотически. Естественное стремление энергии к рассеянию определяет и направление, в котором происходят физические процессы в природе. Под этим понимается рассеяние энергии в пространстве, рассеяние частиц, обладающих энергией, и потеря упорядоченности, свойственное движению этих частиц. Первое начало термодинамики в принципе не отрицает возможности событий, казалось бы противоречащих здравому смыслу и повседневному опыту: например, мяч мог бы начать подскакивать за счет своего охлаждения, пружина могла бы самопроизвольно сжаться, а кусок железа мог бы самопроизвольно стать более горячим, чем окружающее пространство. Все эти явления не нарушили бы закона сохранения энергии. Однако в действительности ни одно из них не происходит, поскольку нужная для этого энергия, хотя и имеется в наличии, но недоступна. Если не принимать всерьез существующий в принципе, но чрезвычайно небольшой шанс, можно смело утверждать, что энергия никогда не может сама по себе локализоваться, собравшись в избытке в какой-либо небольшой части Вселенной. Однако если бы даже произошло, еще менее вероятно, что подобная локализация была бы упорядоченной. Естественные процессы - это всегда процессы, сопровождающие рассеяние, диссипацию энергии. Отсюда становится ясным, почему горячий объект охлаждается до температуры окружающей среды, почему упорядоченное движение уступает место неупорядоченному и, в частности, почему механическое движение вследствие трения полностью переходит в тепловое. Столь же просто осознать, что любые проявления асимметрии, так или иначе сводятся к рассеянию энергии. Проявление любых диспропорций в организационной структуре объекта приводит к образованию асимметрии как по отношению к окружающей среде, так и для самой структуры в частности, это может привести к увеличению потенциальной энергии или, при большом скоплении этой энергии, к распаду системы, как противоречащей законам природы (общества). Организация создается из хаоса (общества) одним или несколькими возбужденными атомами (предпринимателями) и в хаос проваливается при ликвидации. Естественные, самопроизвольно происходящие процессы - это переход от порядка к хаосу. Термодинамика имеет дело только с усредненным поведением огромных совокупностей атомов, причем поведение каждого отдельного атома не играет роли. Если предположить, что частицы вселенной не закреплены и могут, подобно состоянию возбуждения и энергии, свободно перемещаться с места на место; например, такое могло бы случиться, если бы Вселенная была газом. Также, пустив струю газа в правый нижний угол сосуда, облако частиц начнет самопроизвольно распространяться и через некоторое время заполнит весь сосуд. Такое поведение вселенной можно трактовать как установление хаоса. Газ - это облако случайно движущихся частиц (само название "газ" происходит от того же корня, что и "хаос"). Частицы мчатся во всех направлениях, сталкиваясь и отталкиваясь друг от друга после каждого столкновения. Движения и столкновения приводят к быстрому рассеиванию облака, так что вскоре оно равномерно распределяется по всему доступному пространству. Теперь существует лишь ничтожно малый шанс, что все частицы газа когда-нибудь спонтанно и одновременно вновь соберутся в угол сосуда, создав первоначальную конфигурацию. Разумеется, их можно собрать в угол с помощью поршня, но это означает совершение работы, следовательно, процесс возврата частиц в исходное состояние не будет самопроизвольным. Ясно, что наблюдаемые изменения объясняются склонностью энергии к рассеянию. Действительно, теперь состояние возбуждения атомов оказалось физически рассеянным в пространстве вследствие спонтанного рассеяния атомов по объему сосуда. Каждый атом обладает кинетической энергией, и потому распространение атомов по сосуду приводит и к распространению энергии.

В химии, как и в физике, все естественные изменения вызваны бесцельной "деятельностью" хаоса. Именно непреднамеренная и бесцельная деятельность хаоса переводит мир в состояния, характеризующиеся все большей вероятностью. На этой основе можно объяснить не только простые физические изменения (скажем, охлаждение куска металла), но и сложные изменения, происходящие при превращениях вещества. Но вместе с тем хаос может приводить к порядку. Если дело касается физических изменений, то под этим понимается совершение работы, в результате которой в свою очередь могут возникать сложные структуры, иногда огромного масштаба. При химических изменениях порядок также рождается из хаоса; в этом случае, однако, под порядком понимается такое расположение атомов, которое осуществляется на микроскопическом уровне. Но при любом масштабе порядок может возникать за счет хаоса; точнее говоря, он создается локально за счет возникновения неупорядоченности где-то в ином месте. Таковы причины и движущие силы происходящих в природе изменений.

Каждый из нас в общих чертах знает, что такое структура; как правило, это определенное расположение, конфигурация частиц - атомов, молекул или ионов. Так, вполне определенную структуру представляет собой кристалл. Он отличается от газа, от жидкости и от куска масла, так как во всех этих веществах взаимное расположение частиц не является строго определенным, фиксированным. Частицы кристалла находятся на строго определенном расстоянии друг от друга. В бесструктурных состояниях вещества - в газах, жидкостях и аморфных твердых телах - относительные расположения частиц совершенно неопределены. Частицы в кристаллических твердых телах расположены, упорядочено; в газах упорядоченность практически отсутствует. Жидкости, занимают промежуточное положение между твердыми телами и газами. Они обладают лишь локальной структурой и лишены структуры глобальной; расположения частиц сохраняют упорядоченность, полностью теряя ее на больших расстояниях

Идеальный молекулярный газ в сосуде, разделенном перегородкой на 2 половины, при удалении перегородки газ займет весь объем. Система эволюционирует к равновесному состоянию, которое связано с беспорядком, неопределенностью.

На макроскопическом уровне появление порядка связано с появлением намагниченности. Наиболее упорядоченное состояние в системе достигается при низких температурах и сильных магнитных полях. Тепловое движение молекул нарушает порядок. В состоянии равновесия порядок и беспорядок конкурируют друг с другом.

Превращения твердое тело жидкость и жидкостьгаз.

При низких температурах идет образование кристаллов - упорядоченных структур. Порядок связан с сильными межмолекулярными взаимодействиями. С ростом температуры регулярность в строении кристалла нарушается вещество - переходит сначала в жидкое, а затем в газообразное состояние. При высоких температурах в системе устанавливается беспорядок - молекулярный хаос.

Порядок в ориентации атомных и молекулярных магнитных диполей устанавливается за счет сильного взаимодействия диполей друг с другом. Ниже температуры Кюри в системе возникает намагниченность, которая отлична от нуля даже в отсутствие внешнего магнитного поля - вещество ведет себя как ферромагнетик. Выше точки Кюри система обладает парамагнитными свойствами, порядок в ориентации моментов исчезает.

Фазовый переход типа порядок - беспорядок в бинарном сплаве .

Атомы меди и цинка занимают узлы объемно-центрированной кубической решетки. При этом в сплаве может возникнуть как упорядоченная, так и неупорядоченная структура. В идеально упорядоченной структуре атомы меди располагаются в вершинах куба, а атомы цинка в центрах кубических ячеек, т.е. каждый атом цинка окружен восемью атомами меди. В неупорядоченной структуре каждый узел кристаллической решетки с равной вероятностью занят или атомом меди, или атомом цинка, и корреляции между расположением атомов отсутствуют. Корреляции ослабляются с ростом температуры, и при температуре, выше критической, в системе наблюдается структурный беспорядок.

В идеально упорядоченной структуре атомы меди располагаются в вершинах куба, а атомы цинка в центрах кубических ячеек, т.е. каждый атом цинка окружен восемью атомами меди. В неупорядоченной структуре каждый узел кристаллической решетки с равной вероятностью занят или атомом меди, или атомом цинка, и корреляции между расположением атомов отсутствуют. Корреляции ослабляются с ростом температуры, и при температуре, выше критической, в системе наблюдается структурный беспорядок Порядок в молекулярных системах можно определить как меру корреляций между отдельными частями системы. Любой макроскопической системе всегда присущ внутренний беспорядок, связанный с большим числом возможных состояний. Порядок в материи устанавливается благодаря внешним силам и всегда конкурирует с внутренним беспорядком, т.е. порядок и беспорядок - взаимодополняющие концепции. Порядок устанавливается только одним способом через возрастание корреляций, беспорядок принимает разные формы. Беспорядок - состояние, когда все отдельные элементы системы распределены многими способами между возможными состояниями или энергетическими уровнями. Порядок в равновесных структурах определен на молекулярном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти явления относятся не только к физике. Они на самом деле присущи природе в целом и поэтому могут использоваться во всех других науках, которые ее описывают: химии, биологии, геологии, географии, экологии. Связано это с тем, что методы анализа и применение математического аппарата те же самые, что и для нелинейных открытых физических систем. Большое сходство этих явлений изучаемых в естественных и гуманитарных науках.

Если учесть огромное количество реальных систем в природе и обществе, подчиняющихся законам синергетики, можно сказать является научной революцией, сравнимой по своим масштабам с открытием строения атома, созданием генетики и кибернетики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебник для вузов. - М. НОРМА, 2002. - 560с.

2. Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 370с.

3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 336с.

4. Теория государства и права: Уебник для вузов /Под ред. В.М. Корельского. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000. С. 27.

5. Тощенко Ж. Т. Социология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 640с.

6. Журнал "Экология и жизнь". Cтатья Н.Н. Моисеева, академика РАН

Барвинский А.О., Каменщик А.Ю., Пономарёв В.Н.

7.Карери Дж. - "Порядок и беспорядок в структуре материи", М.: Мир, 1985.

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние(то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга –- человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

Общество представляет собой один из высших этапов бесконечной эволюции и усложнения природного бытия. В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношения человека к природе .

Первый из них - древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Основными видами деятельности, обеспечивающими жизнь людей, были собирательство, охота, рыболовство. В качестве жилищ ис­пользовались природные укрытия. Крупнейшие достижения этого этапа - овладение огнем, отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных. Но в целом человек еще был «в плену» у природы;

Второй - аграрный, так как главными сферами деятельности людей, обеспечивающими существование и развитие общества, становятся земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. Исторически данный этап охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В качестве источника энергии использовались мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды;

Третий - промышленный. В области энергетики формирование этого типа отношений началось с применения в производ­стве пара, а затем и электричества. В производственных целях стали создавать машины, использование которых резко повыси­ло производительность труда людей. В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное количество различных минеральных, ор­ганических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно развивается наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы планеты уже не считаются практически неисчерпаемыми. Мощь человечества сопоставима с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становятся промышленность, машинное производство;

Четвертый (современный) характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. И прежде всего – проблему управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами.


Характерной особенностью четвертого типа взаимодействия природы и общества является возрастание степени сложности проблем, которые возникают в русле этого процесса. Современ­ное человечество живет в эпоху небывалого развития науки и техники, сопровождающегося активным воздействием на при­родную среду. И хотя в последние годы принимаются меры (глав­ным образом в промышленно развитых странах) по ее охране и оздоровлению, тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос прогнос­тика не дает. Можно предположить, что разворачивающийся в мире процесс глобализации будет вести к целостности человечества, преодолению национального эгоизма, объединению ресурсов и усилий по решению глобальных проблем.

Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены вся­кого смысла. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состояние, где места человеку уже нет. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности природной среды. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь раз­вития.

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире - процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология.. Она появилась как следствие появления глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий труда и технологий. Эта концепция называется «Нулевым ростом экономики».

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать такие технологические способы производства которые как бы сливались с природой. Другими словами должен произойти переход чел-ва из биосферы в ноосферу, т. е. в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстает носителем коэволюции, целостности природы и общества.

32. Учение о человеке в структуре философского знания.

Фил-я стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Познание человека - центральная проблема философии. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех веще. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущность. И сейчас существуют различные подходы к рассмотрению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телесного и духовного, биологического и социального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объектного. Философская проблема человека имеет длительную историю развития. Древнегреческие софисты первыми обратили внимание на человека и сделали его предметом своего рассмотрения. Античность создала идеал человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид - часть мироздания, поэтому все проблемы человека решаются в связи с его ролью и местом в космосе. В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия - спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное. Эпоха Возрождения создала свой идеал - свободной гармоничной личности. Теперь на первый план выступает тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания, как механизм особого рода, который может быть изучен, познан. В нем нет тайн. Надо отметить, что ни в Античности, ни в Средневековье, ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой, а был одной из возможных тем философствования. Только в постклассический период развития философии представители «философии жизни» и экзистенциализма сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом философского рассмотрения.К началу XX в. человек осознал себя в качестве проблемы. По мнению немецкого философа Шелера между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие. Оно определяется наличием у человека духа. Гелен считал, что сущность человека следует искать именно в открытости миру. Открытость миру определяет способ человеческого бытия. Смысл человеческого бытия - преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Поэтому напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо. Проблема человека является центральной и для философии экзистенциализма. Однако, в отличие от школы философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека определенной сущности. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования. По словам Сартра, человек - это проект самого себя. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и индивидуальности бытия. Ее интересует уникальный жизненный мир личности.Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от понятия сущности, тем не менее обсуждает вопрос об особенностях природы человека. И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия. Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов: личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования.

Вход в эпохи ноосферы, по мнению российского ученого Н. Моисеева (1917-2000), должен состояться не как бифуркационный скачок, потому что любой бифуркационный механизм может развиваться в непредсказуемом направлении и привести в конечном итоге к гибели человечества. Человечество с начала зарождения должен контролировать этот переход, разрабатывая определенную стратегию, стратегию Разума. "Нужно говорить, что общество способно обеспечить режим коэволюции с биосферой в том случае, если деятельность людей не допустит новой бифуркации, перехода биосферы в новый канал своей эволюции, или, пользуясь языком теории динамических систем, в новый аттрактор" 21.

Принципиальным для Н. Моисеева есть идея кооперации всех отраслей знания - естественных и гуманитарных наук. Будучи специалистом в теории управления и теории информационных систем, М.Моисеев исследует проблему анализа возможных каналов развития биосферы, исходя из современного ее состояния. Однако ученый ясно осознает, что только "физикалиськимы" методами, то есть изучением биосферы, анализом ее возможного развития и предложениями мировому сообществу конкретных действий, ситуацию не изменить, необходима лишь изменение, то есть формирование экологической этики.

Путь к формированию ноосферы можно рассматривать с точки зрения ко-эволюции, то есть содружества, договоренности социального и биологического развития человека. Понятие коэволюции многозначно и имеет несколько определений и критериев, в которых есть один общий знаменатель - развитие человека, выступающего в качестве начала (сущностные силы человека, его способности и потребности, формируются естественными предпосылками).

Методологической основанием единства человека и биосферы и одним из основных тезисов, отстаивал академик М. Моисеев, - тезис о единстве человека и биосферы. Только из этого принципа мы можем достоверно изучать процессы, происходящие на планете, анализировать их и предлагать варианты выхода с экологического кризиса. Эволюцию биосферы характеризуют три основных принципа: изменчивость, наследственность и отбор.

Единство человека и биосферы основывается на современных эмпирических данных, научных открытиях, прежде всего, это единственный генетический алфавит для всего биотического разнообразия планеты; идентична структура клеток мозга человека и других высших животных; зачатки интеллекта у человекообразных обезьян, дельфинов человек не может существовать вне биологической нишей, которую она занимает.

М. Моисеев предлагает выход из экологического кризиса через коэволюцию человека и биосферы, вступление человечества в эпоху ноосферы. Анализируя понятие ноосферы, М. Моисеев склонен считать, что это не новая сфера, сфера Разума, а качественно новая эпоха в развитии планеты, в которой осуществляется коэволюция человека и биосферы.

Коэволюция человека и биосферы, по мнению мыслителя, это "такое развитие человечества, не нарушает стабильности биосферы, ее гомеостаза, сохраняет необходимый для человечества эволюционный канал". Сохранение стабильности биосферы должно быть основано на тех научных знаниях, полученных в предыдущие столетия. Человек наконец должна научиться пользоваться данным ему от природы Разумом. Разумная деятельность человека содержит умение сдерживать эгоистические стремления, руководствоваться в своих поступках не стихийное побуждениями, а знаниями. Так, ученый выдвигает ети-ко-экологический императив во взаимоотношениях человека и природы:

o "Поступай так, как на твоем месте могла бы поступить любая другая живое существо (не наноси вреда природе).

o В отношении к любому, даже к безответственным и неблагодарных объектов, никогда не ограничивайся прагматичным подходом, помни, что любая жизнь - самоценное и развивается по своим внутренним закономерностям ".

o Именно человеку во взаимоотношениях с природой принадлежит роль свободного и ответственного субъекта.

Итак, в основе новой Цивилизации лежат принципы разумности. Однако человек не должен ограничиваться возможностями своего индивидуального интеллекта. Человек должен осознать, что его разум - часть Коллективного Разума.

Коллективный Разум - это не совокупность индивидуальных интеллектов, это качественно новые образования, достижение которого М. Моисеев видит через дальнейшее развитие компьютерной техники (глобальная сеть Интернет служит подтверждением этого). Именно Коллективному Разуму, во много раз усиленном компьютерной техникой, под силу сохранять стабильность биосферы и выбирать тот канал эволюции, и обеспечит коэволюцию человека и биосферы.

Эпоха ноосферы прежде всего будет характеризоваться тем, что человечество научится управлять процессами самоорганизации биосферы. Необходимо помнить, что задача ноосферы - это главная задача сегодняшнего дня, решение которого является объединение усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Таким образом, направленность в будущее является характерной чертой ноосферного учения, которое в современных условиях требует всестороннего развития, а особенно духовного прогресса.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то