Память – основа познания окружающего мира. Виды и функции памяти - реферат Память является функцией

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Основные функции памяти:

Запоминание. Человек способен запомнить новую информацию, которая основывается на уже закрепленном материале. При физическом воспроизведении материала начинается познавательный процесс с участием сенсорной памяти. После того, как информация обработана она переходит в кратковременную память. Эта функция задействует и оперативную память, где происходит анализ и узнавание характеристик.

Сохранение. Длительность хранения материала зависит от степени его использования, то есть чем чаще применяет человек заученный материал, тем дольше он будет сохранен в памяти. Эту функцию еще называют архивацией, поскольку происходит процесс удержания и переработки информации. Здесь уместно упомянуть семантическую память, которая хранит понятия, собранные на протяжении жизни. Есть также эпизодическая память, которая указывает, как известные понятия связаны в определенный момент с конкретным человеком. Эти два вида памяти работают в тандеме.

Воспроизведение. Эта функция памяти человека основана на использовании долговечной памяти, благодаря чему мозг способен повторить ранее закрепленный материал. Воспроизводит человек информацию в таком же виде, как он ее запомнил, для чего ему стоит вспомнить важные детали. В этом также участвует и эпизодическая память, которая добавляет к воспроизведению связанные с функции памяти в психологииним события, так называемые «опорные точки». Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Забывание. Скорость забывания зависит от времени. Есть разные причины забывания, например, низкий уровень организации материала и его характер, также возраст и частота применения информации. Еще одна причина забывания называется «интерференций» и связана она с негативным влиянием информации. Например, если человек учит доклад, но при этом он узнал неприятные новости, то достичь результата в запоминании ему не удастся. Стоит сказать о мотивированном забывании, когда человек намеренно переносит информацию в подсознание.

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

9. Приёмы развития памяти и методы ее исследования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

Приёмы развития: Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами – мнемотехникой. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.

Мышление. Виды мышления.

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Виды мышления:

Генетическая психология выделяеттри вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

(Абстрактное) Словесно-логического мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.


Похожая информация.


Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

  • зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
  • слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
  • вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
  • обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

  • иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
  • эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Определение: Память – способность субъекта сохранять в течение какого-то времени содержания, являющиеся результатом процессов запоминания, о которых мы можем судить по результатам процессов актуализации этих содержаний.

Последовательность процессов, согласно определению:

Существуют три основных процесса памяти:


  1. Запоминание
Запоминание может быть произвольным (наличие осознанной цели запомнить) и непроизвольным (осознанная цель отсутствует, но запоминание материала, тем не менее, происходит). При произвольном запоминании цели и средства могут быть различными (например, запомнить наизусть или только основное содержание; использование мнемотехники и т.д)

А.А. Смирнов выделяет 5 видов мнемической направленности :

1) Полнота запоминания (сплошное или выборочное)

2) Последовательность запоминания (соблюдение/несоблюдение порядка запоминания)

3) Точность запоминания (максимально подробное или в общих чертах)

4) Прочность запоминания (навсегда или на время)

5) Своевременность запоминания (направленность на то, чтобы воспроизвести материал в определенное время)


  1. Сохранение

  2. Извлечение
Процессы актуализации сохраняемых содержаний подразделяются на воспроизведение (сохраняемые содержания могут актуализироваться в виде действий, образов, эмоциональных переживаний, словесных сообщений); узнавание (человек воспринимает определенные содержания опыта как уже ранее воспринимавшиеся); и опознание (человек воспринимает определенные содержания актуального опыта как уже известные, например «это стол, стул и т.д»). Все эти три процесса могут быть произвольными и непроизвольными.

Виды памяти

По критерию различных содержаний памяти выделяют:


  • Процедурную и декларативную память/знания (Сквайер ).
Процедурные знания: привычки (индивидуально своеобразные для каждого человека действия, которые воспроизводятся при определенных условиях), умения (способы действий, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку решать те или иные задачи) и навыки (хорошо освоенные умения).

Декларативная память : все те знания, о которых человек может объявить. Существует в двух основных формах: образной и словесной . Примеры образной формы: образы-представления (образы, возникающие в отсутствие действия стимулов на органы чувств; менее яркие и более обобщенные, чем образы-ощущения или образы-восприятия); образы-воспоминания (образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его жизни, которые соотносятся хотя бы приблизительно с определенным временем в прошлом; какие-то значимые эпизоды из жизни, эмоционально окрашенные).


  • Семантическую (хранение в словесной форме) и эпизодическую (образы-воспоминания) (Тулвинг )

  • Моторную, аффективную, образную, словесно-логическую (Блонский )

  • Автобиографическая память (психологи с недавних пор стали выделять; АП содержит эпизоды, наиболее значимые для человека, определившие его жизненный путь).
По критерию времени хранения память разделяют на:

  • Ультракратковременную

  • Кратковременную

  • Долговременную
По критерию доступности содержаний и последующей их актуализации память разделяют на:

  • Эксплицитную (содержания, которые могут быть извлечены с помощью процессов воспроизведения , узнавания, опознания)

  • Имплицитную (содержания, которые не могут быть извлечены посредством вышеперечисленных процессов; об этих содержаниях мы можем судить либо по проявлениям в поведении, либо через анализ бессознательного)
Функции памяти:

  1. Способность ориентироваться во времени. Без памяти, по словам Рубинштейна, мы были бы «людьми мгновения».

  2. Условие приобретения навыков, умений, знаний.

  3. Формирование идентичности и Я-концепции.
Функции памяти также иллюстрируют ее нарушения. Наиболее известные нарушения памяти - амнезии (человек не может вспомнить какие-либо эпизоды из своей жизни, утрачивает определенные навыки).

Классификация амнезий (Т.Рибо ):


  1. Общие (человек не помнит ничего из определенного прожитого им периода) и частные (из памяти выпадают отдельные жизненные эпизоды).

  2. Общие амнезии могут быть полными и неполными (из памяти выпадает все, что связано с определенными периодом).

  3. Общие амнезии могут быть временными (возникают внезапно и также внезапно проходят) и постоянными (не проходят).

  4. Общие амнезии бывают ретроградные (человек не может вспомнить период жизни, которые он прожил до наступления амнезии) и антероградные (не помнит то, что было после наступления амнезии); антероретроградные (выпадают события прошлого и настоящего)

  5. Перемежающиеся амнезии (наличие у человека двух, периодически сменяющих друг друга личностей)

  6. Прогрессирующие амнезии (постепенное ухудшение памяти со временем)

  7. Корсаковский синдром (нарушение памяти на недавние события; часто наблюдается при хроническом алкоголизме)
Основные подходы к изучению памяти

  1. Ассоционизм
В ассоционистском подходе понятием для объяснения психики и поведения является ассоциация. Ассоциация – связь между психическими явлениями, возникающая при определенных условиях. Существует 4 вида ассоциаций: ассоциации по смежности в пространстве; по смежности во времени; по сходству; по контрасту .

Факты о реальном существовании ассоциаций (Из «Словаря ассоциативных норм русского языка» А.А. Леонтьева, известного психолингивиста):


  1. Ассоциации по смежности в пространстве: стол-стул

  2. По смежности во времени: суббота-воскресенье

  3. По контрасту: жизнь-смерть

  4. По сходству: голова-шар, качан
Первые фундаментальные исследования памяти были проведены представителем ассоцианистского подхода Г.Эббингаузом . Он рассматривал сохраняемый прошлый опыт в памяти как совокупность содержаний, связанных друг с другом ассоциативными связями, которые образуются в процессе запоминания и благодаря которым происходит актуализация этих содержаний. В его экспериментах использовался специальный материал, с которым работали испытуемые – бессмысленные слоги (2300 слогов). Это было сделано с целью исключения других, помимо ассоциативных, связей (смысловых, эмоциональных), т.е. осуществлялась попытка исследовать память «в чистом виде». Также были разработаны специальные методы :

  • Метод заучивания (основной): испытуемым предъявляется ряд бессмысленных слогов и затем их просят воспроизвести те слоги, которые они запомнили. Ряд слогов предъявляется до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет его полностью. Посредством данного метода можно оценить динамику заучивания.

  • Метод антиципации: испытуемым предъявляется ряд слогов один или несколько раз подряд, затем их просят воспроизвести этот ряд один или несколько раз. Испытуемому предлагается сохранять порядок предъявления слогов. Если он ошибается, то его исправляют. Процедура продолжается до одного или двух правильных воспроизведений.

  • Метод сбережения: включает два этапа. 1. Испытуемый должен заучить материал (обычно методом заучивания) до определенного критерия, например, до первого правильного воспроизведения. 2. Спустя какое-то время испытуемый повторно заучивает тот же самый материал тем же методом до того же критерия. По результатам этого метода можно вычислить коэффициент относительного сбережения (К = Количество предъявлений (в первый раз) – Количество предъявлений (второй раз) / Количество предъявлений (первый раз) – Критерий × 100%)

  • Метод узнавания: испытуемому один или несколько раз предъявляют ряд бессмысленных слогов, а затем предъявляют их вперемежку с другими слогами. Затем можно вычислить коэффициент узнавания.
Закономерности, выявленные Эббингаузом:

  1. Объем кратковременной памяти: 6-7 элементов (бессмысленных слогов, которые человек может запомнить).

  2. Хорошо структурированный и осмысленный материал запоминается лучше. Эксперимент Эббингауза на самом себе: заучивание бессмысленных слогов за 55 повторений; отрывок стихотворения Шиллера (тот же объем слогов) за 6-7 повторений.

  3. «Эффект края» (элементы ряда, стоящие в начале и в конце запоминаются лучше).
Испытуемые заучивали трехзначные числа методом антиципации.

Ось х – порядок элементов в ряду (от 1 до 10), ось y - % правильных воспроизведений.


  1. Влияние заучивания материала во времени на его запоминание (факт описан Йостом ). В эксперименте варьировались условия: количество дней и количество повторений: 3 дня по 8 повторений; 6 дней по 4 повторения; 12 дней по 2 повторения. Наибольшее количество правильных воспроизведений – при 3-м условии.

  2. Закономерность забывания заученного материала. Кривая забывания.

Кривая была построена при помощи метода сбережения. Испытуемые заучивали ряды бессмыленных слогов методом заучивания. Затем процедура повторялась спустя какое-то время. Вычислялся коэффициент сбережения. Результаты показывают, что уже в течение первого часа материал забывался на 50 %. Далее материал забывался медленнее. К концу месяца – уже на 80 %. Эта кривая забывания только бессмысленного материала. Результат сбережения и забывания зависит от организации процесса заучивания.

Подобное исседование проводил Пьерон . Он предположил, что на заучивание влияет интерферирующее воздействие последующего ряда. В своем эксперименте Пьерон использовал только один ряд бессмысленных слогов и получил другой результат.

Материал сохранялся полностью в течение недели . Через 120 дней материал забывался на 80 %.


  1. Феномен реминисценции – процесс обратный процессу забывания. С течением времени происходит улучшение эффективности воспроизведения ранее заученного материала. Эксперимент Бэлларда . Испытуемые заучивали различный материал (стихи, бессмысленные слоги) за время, недостаточное для полного заучивания. По окончании заучивания они должны были воспроизвести заученный материал: сразу и через разные промежутки времени (от 1 до 7 дней).

Эксперименты Эббингауза односторонние, исследующие механическое заучивание наизусть. Процессы запоминания не сводятся к механическому заучиванию. Отсюда- необходимость исследований в других направлениях.


  1. Исседование памяти в повседневной жизни . Исследование Бартлетта .
Бартлетт полемизировал с Эббингаузом. В повседневной жизни человек редко прибегает к механическому заучиванию наизусть. Бартлетт проводит эксперимент с процелурой последовательного запоминания, которая по своей сути напоминает испорченный телефон. Участники (4-6 человек), все кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся зачитывается рассказ, который нужно попытаться запомнить. Затем заходит второй, первый пересказывает ему рассказ. Затем заходит третий и т.д. Основные результаты:

  1. Большая часть воспринимаемой информации не запоминается. Рассказы каждого последующего испытуемого становятся все короче. Последний рассказ состоит всего из нескольких предложений.

  2. На основе воспринятого рассказа у испытуемых формируется схематичное представление о нем , без лишних подробностей.

  3. В рассказах испытуемых могут появляться новые элементы , которых не было в оригинале. Процесс запоминания рассказов включает их субъективную интерпретацию.

  1. Деятельностный подход.
Изучение непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание – наиболее часто встречающееся запоминание, которое сопровождает нас в повседневной жизни. Исследование П.И.Зинченко . Гипотеза: человек непроизвольно запоминает тот материал, который связан с направленностью его деятельности (т.е. связан с мотивацией). Методика: испытуемым предлагался набор из 15 карточек. На них нарисованы предметы в центре, а в правом углу – цифры. Карточки подбирались так, чтобы их можно было классифицировать по содержанию. Участвовали 2 группы, в каждой группе – испытуемые разных возрастов (младшие школьники, средние школьники и взрослые). Группам давались разные инструкции: первой - классифицировать карточки по содержанию; второй – разложить карточки в порядке возрастания номеров. Задачи на запоминание в инструкциях не было. После завершения задания испытуемых просили воспроизвести изображенные предметы и числа. Результат подтвердил гипотезу: запоминается лучше то, с чем человек работает.

Та же гипотеза проверялась А.А.Смироновым . Исследование проводилось в полевых условиях. Смирнов встречал сотрудников и спрашивал, что они запомнили по дороге на работу (после 1,5-2 часов). Чаще запоминалось то, что либо препятствовало, либо способствовало их приходу на работу. Результаты подтвердили гипотезу.

Исследование интенсивности мнемической направленности. Интенсивность мнемической направленности зависит от побудительной силы мотива той деятельности, в которую она включена. Исследование ученицы А.Н.Леонтьева З.М.Истоминой . Эксперимент с детьми от 3 до 7 лет. Им предлагалось в 3-х разных условиях запомнить материал, превышающий объем кратковременной памяти – 10 слов. Условия: а) детям предъявляется ряд слов, который им нужно запомнить; б) игровые условия, игра в магазин - ребенка просили купить те же 10 предметов; в) игра в магазин включалась в подготовку к выставке детского творчества. Результаты: наименее мотивированны дети были в первом случае, наиболее – в третьем. Второе условие- промежуточные результаты.


  1. Психоаналитический подход.
Теория забывания З.Фрейда также является мотивационной теорией, где главной причиной забывания является мотив неохоты.

  1. Гештальт-психология.
Теория К.Левина . Мотивационное объяснение работы памяти. Влияние квазипотребностей на ситуативное запоминание. Феномен забывания намерений.

  1. Культурно-исторический подход.
В основе – положения Л.С.Выготского . Память как ВПФ. Развитие памяти подчиняется общим законам развития ВПФ. Исследование А.Н.Леонтьева - методика двойной стимуляции . Две серии исследований. Испытуемые: дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. Первая серия : ряд из 15 слов, который нужно было воспроизвести через 1-2 минуты. Вторая серия: перед испытуемыми раскладывались карточки с картинками . Испытуемые должны были выбирать карточку, которая бы помогла им запомнить слово, и откладывать ее. Далее вновь зачитывался тот же ряд. Экспериментатор брал карточку и просил назвать слово. Результат: «параллелограмм развития». На дошкольников почти не повлияла ситуация с карточками. У младших школьников наблюдается наибольшее различие в результатах серий с карточками и без. Взрослые и с карточками и без используют внутренние средства опосредования. Вывод: развитие высших форм памяти подчиняется общему закону развития ВПФ: от внешне опосредованного запоминания к запоминанию внутренне опосредованному .

Кол-во правильно воспроизведенных слов (мах-15)

С карточками

Без карточками

Младшие


Средние

Взрослые


    Когнитивный подход.
Main stream исследований памяти. В когнитивном подходе познавательные процессы рассматриваются как процесс обработки информации и обычно описываются в виде моделей.

Модель памяти Н.Во и Д.Нормана.

В основе модели положена классификация видов памяти У.Джеймса, который разделял первичную (на недавние события) и вторичную (на более отдаленные события в прошлом) память.


Вторичная память

Первичная память (повторение)

Входящая информация

Факты о существовании первичной и вторичной памяти :


  1. Синдром Милнер . У больных с повреждением гиппокампа наблюдается сохранность памяти на все прошлые события, предшествующие повреждению и не сохраняется память на недавние события. При помощи повторение они могут что-то удерживать в памяти, но без него забывают.

  2. Эффекты первичности и недавности . Эксперименты Б.Мердок на свободное припоминание. Испытуемым предъявлялся список из 30 слов с интервалом в 1 с. Затем их просили воспроизвести материал в любом порядке. Первые и последние слова запоминаются лучше, чем слова в середине ряда . Эффект первичности объясняется возможностью большего количества повторений. Эффект недавности связан с тем, что последние слова остаются в первичной памяти и легче воспроизводятся. Модификации опыта : если время интервала увеличивался до 2 с., то эффект первичности был более выраженным; если после предъявления слов давали интерферирующую задачу (обратный счет в уме), то эффекта недавности не наблюдалось.
Модель памяти Аткинсона и Шиффрина.

Генератор ответа.

Долговременное хранилище.

1. сенсорный регистр

2. кратковременное хранилище

Процессы управления

Формированеи ответа

В памяти наличие трех структурных областей. В сенсорном регистре информация сохраняется очень короткое время, затем поступает в КВХ, и затем в ДВХ. В генераторе ответа происходит формирование действия. В модели присутствуют процессы управления, которые представляют различные способы обработки информации. Эти процессы используются человеком по его усмотрению в зависимости от опыта, задачи, материала.

Сенсорный регистр. Это иконическая память . Ему посвящены исследования Сперлинга , который тахистоскопически предъявлял испытуемым буквы. В независимости от количества, испытуемые могли воспроизвести 4-5 букв. Это была процедура «полного отчета». Далее Сперлинг разработал методику «частичного отчета». Испытуемого просят воспроизводить не все буквы, а только часть, которая указывается с помощью пост-стимульной инструкции (использовалась высота звукового тона, позже - зрительная метка). В данном случае испытуемые воспроизводили 10-12 букв. Т.е. испытуемые запоминают больше, чем могут воспроизвести. Воспринимаемая информация какое-то время хранится в памяти целиком, в виде отпечатка - иконы . Время хранения в иконической памяти – не более 500 мск. Для слуха - эхоическая память. Время хранения в ней дольше, чем в иконической – до 4 с.

Кратковременная память. Объем – 7 единиц. Время хранения – от 15 до 30 с (если информация не повторяется). Это подтверждает эксперимент супругов Петерсонов . Предъявлялось либо три слова, либо три буквы. Сразу после этого давалась инструкция вести обратный счет. Далее испытуемых прерывали и просили воспроизводить материал (например, каждые 3 с). Через 18 с только 10 % испытуемых могли воспроизвести материал полностью. С данным фактом связываются две теории: теория угасания следов и теория интерференции (пока главенствующая). Также вставал вопрос о том, как происходит поиск информации в КП (гипотезы о параллельном и последовательном сканировании) . Этим занимался Стернберг . Результаты его исследования свидетельствовали в пользу гипотезу о последовательном сканировании. В современной когнитивной психологии точки зрения на КП начинают пересматриваться, ее включают в блок рабочей памяти – в ней сохраняется информация, необходимая для текущей деятельности.

Долговременная память. Объем и время хранения определить невозможно. Забывание в ДП происходит под влиянием интерференции , что подтверждается экспериментом Дженкинса и Даленбаха . Испытуемые заучивали бессмысленные слоги, и воспроизводили их через разные периоды времени (1,2,4, 8 часов). Гипотеза: во сне интерферирующих влияний меньше, поэтому после сна воспроизведение должно быть лучше. Результаты подтвердили это предположение. Также по поводу ДП существует теория недоступности следов . По Фрейду некоторые элементы памяти не забываются, а вытесняются в бессознательное и к ним нет доступа . По Тулвингу запоминание происходит в контексте, который является ключом доступа к воспоминанию. В эксперименте Бэддели участвовали аквалангисты, которым предъявлялся ряд из 40 слов на берегу и глубине. Затем их просили воспроизвести эти слова также на берегу или глубине. Если обстоятельства запоминания и воспроизведения совпадали, то материал запоминался намного лучше. Содержания в ДП организованы определенными связями , о чем свидетельствует эксперимент, выявляющий феномен «верчения на языке» Брауна и МакНейл .

Модель уровней обработки информации Ф.Крейка и Р.Локхарта.

Является оппозицией структурным моделям. Почему одни содержания хранятся долго, а другие коротко? Время хранения зависит от степени глубины обработки. Чем глубже степень обработки информации, тем более вероятно, что она запомнится надолго. Память едина и неделима. Данные утверждения подтверждают эксперименты Т.Роджерса. Испытуемым предъявлялись слова и вопросы, которые предполагали разную степень обработки информации: структурную (каким шрифтом написано слово), фонетическую (рифмуется ли слово с другим словом), смысловую (означат ли слово то же самое, что и другое слово), соотношение с представлением о самом себе (характеризует ли это слово Вас). После этого им давали простые задачи (устранение свежих следов). Результаты на графике.


olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память включает ряд процессов : запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необходимости воспроизвести . Если вам не удается что-нибудь вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов. Но память вовсе не так проста. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации; мы конструируем систему знаний , которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память - это активный процесс ; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются нашим мыслящим мозгом; поэтому свойства памяти выявить не так легко.

Процессы памяти :

    Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

перативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти . Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Существуют различные типологии памяти:

    по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

    по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

    по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

    по наличию цели - произвольная и непроизвольная ;

    по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

    по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Свойства памяти

    Точность

    Скорость процессов запоминания

    Скорость процессов забывания

    Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность

Законы памяти

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Закон незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

    Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

    Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

    Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

    Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

    Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

    Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Классификация видов памяти

С возрастом память слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испытывают много идентичных трудностей в отношении деятельности памяти. В частности, у них более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной организации мыслительного процесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить.

Памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениямиДипломная работа >> Психология

Познание действительности. Понятие памяти , виды и функции памяти : Впечатления, которые человек... информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны... . Исследование мнестической функции (памяти ) у детей с ОНР обнаруживает...

  • Память. Основные процессы памяти . Виды и формы памяти . Закон памяти

    Реферат >> Педагогика

    Память. Основные процессы памяти . Виды и формы памяти . Закон памяти . » Выполнила студентка: ... будущим и является важнейшей познавательной функцией , лежащей в основе развития... теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С. ...

  • Память. Виды и процессы памяти

    Реферат >> Психология

    И будущим и является важнейшей познавательной функцией , лежащей в основе развития и обучения... в том числе и процессов памяти . ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Память можно условно подразделить по... исчезать из оперативной памяти . Этот вид памяти по длительности хранения...

  • Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

    Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности стают опытом человека благодаря памяти. Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

    Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. Человек, владеющий информацией об особенностях функционирования разных видов памяти, о ее закономерностях, знающий теории памяти в психологии имеет возможность осознать важность этого познавательного процесса и по-новому взглянуть на возможности собственной памяти.

    Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим . В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

    • Ассоциативная теория . Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.
    • Бихевиористическая теория . Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
    • Когнитивная теория . Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
    • Деятельностная теория . Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

    Типология памяти


    В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

    По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

    • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
    • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
    • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
    • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

    По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

    • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
    • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
    • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

    По степени опосредованности : произвольная, непроизвольная, метапамять.

    • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
    • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
    • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

    Физиологическая основа процессов памяти

    Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

    Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

    Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:

    • запоминание,
    • сохранение,
    • воспроизведение
    • забывание информации.

    Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

    Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

    Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

    Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.
    Виды памяти человека:

    По каким законам живет память

    Существуют определенные законы и . Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

    • Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче , который вызывает неподдельное любопытство, а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.
    • Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.
    • Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.
    • Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.
    • Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.
    • Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.
    • То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.


    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то