Что нужно успеть в пост каждому: богослужения рождественского поста. Сколько длится рождественская литургия в храме? Во сколько начинается в церкви рождество

Рождество один из главных праздников в православном мире. По своей важности оно второе после Пасхи.

Известно, что в канун 7 января в храме проходит служба, которая называется Всенощное бдение. Православные верующие приходят в церковь для того, чтобы отстоять богослужение, во время которого все прихожане могут причаститься. Также совершается Лития, то есть служитель освещает хлеб, вино и людей, которые пришли в храм. Раньше Рождество отождествлялось с Великим постом, который длился в течение 40 дней. Он был своеобразным испытанием перед великим праздником рождения Иисуса Христа и, естественно, причастием в храме. Сегодня же каждый человек решает самостоятельно должен ли он держать пост, приходить ли ему в храм, исповедоваться ли, совершать ли подношения в церковь. Все это дело добровольное.

Особенности Сочельника

Сочельник — самый тяжелый день в сорокадневный пост. Верующие могут употреблять в пищу компот, кисель, постные каши. В этот момент проводится служба, которая называется Литургия Василия Великого. Священнослужители читают прихожанам отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр зала вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение, знаменующее собой праздник, состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Историческая справка

Правила поведения проведения торжественной службы в канун Рождества были установлены еще в далеком четвертом веке. В пятом веке известные священнослужители написали песнопения, которые до сих пор используется в храмах во время проведения торжественных служб и литургий. То есть, своими корнями обычаи уходят намного веков назад.

Обязательно ли сегодня посещать службу в рождественскую ночь?

Нет, необязательно. Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января — личное дело каждого православного верующего человека. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к древнему празднику. Кто-то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому можно сказать, что, если есть желание понаблюдать за всем происходящим, сделать это можно не только очно, но и заочно, используя телевизионную трансляцию.

Рождество для христианина - это гораздо больше чем наряженная елка и подарки. Этот день считается вторым по значимости после Пасхи, которую называют «Праздник праздников». Рождество Христово - это одновременно событие мирового масштаба, не теряющее важности несмотря на прошедшие века, и очень личный для каждого православного человека праздник. Ведь Христос родился для всех и для каждого.

Те, кто хорошо знаком с христианством, понимают, что воплощение Бога на земле - уникальное событие, которое приблизило человека к создателю. Праздник этот наполнен удивительной радостью и умиротворением, но при этом и некоторой грустью, потому что родился этот младенец для тяжелой миссии.

Поэтому главное в праздновании Рождества - это отнюдь не ломящийся яствами стол, хотя и это важная часть любого праздника, а рождественская служба.

Многих впервые приходящих на эту ночную службу волнуют вопросы, сколько длится рождественская Божественная литургия, что читается и поется на этой службе. Эта статья и предназначена ответить на подобные вопросы.

Из чего состоит рождественская служба?

Служба начинается поздно вечером в Сочельник, то есть 6 января. В 11 вечера начинается праздничное богослужение, которое длится до 3-4 часов утра. Из Всенощного бдения, часов и Божественной литургии Василия Великого и складывается рождественская служба. Литургия обычно совершается утром, но праздничные литургии происходят ночью, сразу после Всенощного бдения и часов. Так же происходит и на Пасху.

Всенощное бдение включает в себя утреню и повечерие. Не надо удивляться, что названия служб не соответствуют времени суток. В церкви существует суточный цикл богослужений, но на великие праздники утренняя и вечерняя служба объединяются во Всенощное бдение. Утреня совершается по чину великих праздников. На ней поется канон «Христос рождается…»

Собственно литургия длится не так уж и долго и завершает весь цикл праздничных богослужений. Скорее всего, люди, которые задают вопрос, сколько длится рождественская литургия в храме, имеют в виду рождественскую службу в целом. Ведь приходят молящиеся на всю ночь, а не под конец.

Текст рождественской литургии во многом аналогичен текстам литургий в обычные дни. Рождественскую отличают поющиеся на ней праздничные антифоны: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».

Причастие на Рождество

Совершается на рождественской литургии и причастие. Для многих христиан очень радостным событием является не только присутствие на праздничных службах, но и Причастие на них.

Исповедь на этой службе происходит не во всех храмах, ведь она длительна и насыщенна, в храм приходит много людей, а в некоторых местах служат всего один или два священника.

Чаще всего исповедь перед рождественской литургией проводится заранее, за 1-2 дня. В некоторых храмах есть даже возможность два раза причаститься после одной исповеди. К примеру, исповедуют вечером 3 января, а причастие происходит на литургиях утром 4 и ночью 7. При этом важно прочитать оба раза Последование ко Святому Причащению.

Готовимся правильно

Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».

Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция - приготовить в этот день 12 постных блюд - тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете. Зато можно приготовить сочиво - блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения. Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.

А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.

Символика праздника

Все рождественские традиции, которые позже перенеслись на празднование Нового года, имеют глубокий смысл. Например, елка - символ вечной жизни благодаря своей вечнозеленой хвое. На вершину ее надевается восьмиконечная звезда, обычно серебристая или золотая, которая напоминает о Вифлеемской. Это в советское время ее заменили пятиконечной и красной. В сочельник же принято ставить на подоконник горящую свечу - знак того, что мы ждем Христа, освещаем путь в зимней темноте.

Дары волхвов

На рождественской литургии читается отрывок из Евангелия о поклонении волхвов. Кстати, обычай дарить подарки на Рождество связан именно с этим эпизодом Священного Писания. Так же, как волхвы преподносили Младенцу Христу свои дары, так же и мы дарим подарки друг другу. Эти дары - золото, ладан и смирна (мирра) - символичны. Золото преподнесли Младенцу как Царю, ладан - как Богу, смирну - как Человеку, которому предстоит страдать и умереть, ведь это вещество применялось при бальзамировании погребаемых тел.

Символика подготовки к Рождеству

Чтобы еще глубже погрузиться в смысл праздника, вернемся немного назад. Предпразднство Рождества, то есть особые церковные службы, предваряющие праздник, длится со 2 января по 6 января. У других праздников предпразднство длится всего 1 день. И что интересно, церковные службы в период подготовки к Рождеству имеют параллель с текстами служб Страстной седмицы. Это напоминает нам о том, что Воплощение Спасителя - это первый шаг к Его искупительной миссии.

Более того, само рождение в виде беззащитного ребенка - огромный шаг Бога навстречу к людям, временный отказ от своей безграничной силы, как это называется в Богословии - кенозис (от греч. Снисхождение).

Родился Младенец не в царских палатах, а в яслях, Марии и Иосифу не нашлось даже в гостинице места. Не с добром встретил его мир. Преследования будущего Мессии начались с самого рождения. Царь Ирод, узнавший от волхвов о том, кто родился в Вифлееме, устроил избиение младенцев, потому что боялся, что новый Царь отнимет у него власть. Марии и Иосифу с младенцем удалось бежать в Египет.

Мир в душе

Никому было невдомек, что родился Иисус не для земной власти. «Царствие Мое не от мира сего» - говорил Спаситель. Царствие Небесное до конца времен так и не наступит на земле. Но мы можем открыть наши сердца Христу, и тогда Он будет царить в наших сердцах, и в них наступит мир. Ведь по словам Христа, «Царствие Божие внутри вас есть».

Стремиться к этому можно в любое время года и в любой период жизни, а православные праздники будут напоминать о самом главном - о Боге, о любви, о нашей собственной душе. Если Рождество Христово оставило в человеке именно такой след, значит, оно прошло для него не напрасно и он встретил его правильно независимо от того, соблюдал ли он какие-то традиции.

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Наступает радостный праздник – Рождество Христово с его ночной и благодатной службой!

Но, к сожалению, многие верующие не пойдут в храмы на ночное богослужение. У кого-то малые дети, кто-то болен, у многих – храм в недосягаемом от дома месте, но большинство людей не ходят в храм по причине боязни «не выстоять» на службе.

Рождество – особенный праздник. И служба в Рождественскую ночь – особенная.

Так как перешагнуть через свою боязнь и не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе?

Н аместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря Епископ Обуховский ИОНА (ЧЕРЕПАНОВ) дал 10 прекрасных советов, как выстоять ночную службу.

Ниже мы размещаем интервью владыки Ионы, которое он дал украинскому православному журналу «Начало».

З ачем служится Литургия ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Как бороться со сном? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения?

Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола?

Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале.

Часть І.

Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений

И первый вопрос в связи с этим - зачем нужны такие долгие службы?

История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога (Деян. 2,44) . Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно – пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах.

Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания.

В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину – разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало (разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются).

За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее?

Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен». Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу.

Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении.

Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен…

А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях?

С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном.

Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня.

В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально.

В этом году, слава Богу, было полегче.

Что особенно впечатлило в этот раз - физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники.

И это - основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем.

Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли.

Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, - к сожалению, меньшинство. А основная масса - это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий.

А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость - прославлять Бога!

В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…

Часть ІІ.

Встречаем Рождество правильно: 10 советов архипастыря

- Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

  1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

  1. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

  1. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

  1. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

  1. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

  1. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

  1. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

  1. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

  1. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, как правильно и что именно нужно читать в Рождественский Сочельник? И подскажите можно ли читать дома если не получается попасть в храм (по женским причинам, надеюсь поймёте меня), и скажите можно ли дома зажечь свечу при чтении? Буду очень благодарна за ответы, я просто очень много не знаю и не понимаю, буду вам признательна, если вы мне хоть немного подскажите и научите, спасибо вам огромное за внимание.

Ответить

    Татьяна, здравствуйте!
    В Сочельник Вы можете почитать Псалтирь. Столько кафимз, сколько осилите.
    Также Вы можете Евангелие. Опять же, столько глав, сколько сможете.
    Вот это главное чтение в Сочельник, так как в храме в этот день читаются Царские часы, в основном состоящие из псалмов.
    Да, конечно, Вы можете зажечь свечу.
    Если Вы не сможете попасть в храм на службу, можете посмотреть по телевизору прямую трансляцию Рождественского Патриаршего Богослужения из Храма Христа Спасителя. (Она начинается где-то в 22 часа).
    С наступающим светлым праздником Рождества Христова!

    Ответить

Празднуют Рождество, и с 24 на 25 декабря, и с 6 на 7 января — так когда же посетить храм и как это сделать, какие традиции соблюсти? Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Почему Рождество празднуют в разные дни

В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая — по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).

В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.

Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.


История Рождества Христова

В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.

Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.

В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.


Как готовиться к празднику Рождества и Нового года?

День перед Рождеством, 6 января, — Сочельник. В этот день до «вечерней звезды», то есть до сумерек, по Уставу Церкви совсем не ели, можно было только пить воду или чай. В наше время трудно выполнить такой строгий пост. Постарайтесь, особенно если вы не постились в течение поста Рождественского, принести Господу небольшую жертву – воздержитесь с утра в этот день от мясных и молочных продуктов, от рыбы (даже хотя бы от чего-то одного, в том числе от сладостей). Интересно, что существовала историческая шутка, когда граф Суворов ничего не ел во время ужина у Екатерины Второй перед Рождеством. На ее вопрос, отчего, придворные пояснили, что до первой звезды нельзя. Императрица позвала слуг и пожаловала орден — «звезду графу Суворову».

На самом деле в Уставе и поговорке «до первой звезды нельзя» имеет в виду не появление небесных звезд, а пение в церкви слов тропаря, молитвы в честь праздника Рождества Христова, где упоминается слово звезда.

«Рождество Твое, Христов Бог наш, просияло миру как свет разума: в нем звездам служащие (волхвы) учились звездой Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и Тебе знать, Идущего с высоты Востока. Господи, слава Тебе».

Вот почему в Сочельник советуют поститься до вечернего Рождественского богослужения, посетить храм, а потом разговеться за праздничным столом.

Это не так сложно, как кажется: ведь многие именно так, вынужденно постясь, проводят 31 декабря: жена в хлопотах по кухне не успевает поесть, а семья, заглядывая в холодильник, слышит от мамы: «Не трогай, это на Новый год!» Зато у поста в Сочельник в преддверии Рождества есть глубокий смысл, отличная от просто «создания праздничного настроя» духовная цель. Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься — праздник вдвойне, двойная благодать.

Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.


Молитва в церкви на Рождество

Многие люди, которые пока не знают о Церкви много, привыкают быть «захожанами» — заходить, когда удобно, ставить свечи и не молиться за богослужениями. Однако Сам Господь говорит о церковной молитве за общим богослужением: «Где двое-трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них».

Изначальное значение слова «Церковь» — собрание учеников Христа, христиан; в переводе — «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.

Поэтому старайтесь не просто прийти в церковь в Рождество, но и помолиться, а еще лучше — подготовиться и причаститься за Литургией. Главная служба в церкви, главное Таинство — Литургия. Самая сильная молитва — это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Причащаясь, люди получают великую силу и благодать от Бога.

Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Как идет служба в церкви на Рождество — чинопоследование

Отметим, что не в каждом в каждом православном храме совершается ночное богослужение с 6 на 7 января. Могут быть варианты, и вы можете пойти в тот храм, который вам удобнее посетить, по тому графику, к которому вы готовы. Обязательно проверьте на храмовом стенде

Надо сказать, что храмы и соборы открываются в разное время, в разное время совершаются и службы в зависимости от

  • Региона, местоположения;
  • При монастыре ли храм или приходской;
  • Времени года — в малых, сельских храмах.

Перед Рождеством обязательно будет совершено торжественное вечерне богослужение — Всенощное бдение. Название — лишь традиция, богослужение идет не всю ночь, а примерно 2-3 часа в разных храмах.

Всенощное бдение начинается или в 17, или в 18:00. Иногда — в редких случаях, в селе, в удаленной обители — в 16:00. В монастырях богослужения и Литургии, и Всенощного бдения идут дольше.

На следующий день утром, примерно в 9 или 10:00 будет совершена Божественная литургия, за которой можно причаститься Святых Христовых Тайн. Соответственно, вы можете пойти на оба богослужения, или только на одно.

Однако есть и другой вариант. Вечером 6 января богослужение богослужение святого начнется в 23:30. Тогда в течение ночи совершат всенощное бдение, часы и Божественную литургию.

Всенощное бдение начинается повечерьем, на котором читаются пророчества, псалмы, а в середине хор поет торжественное праздничное песнопение «С нами Бог». Оно включает в себя пение стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам великий Бог, Отец будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы (то есть народы) и покаряйтеся (покоряйтесь силе Божией), яко (потому что) с нами Бог».

Сразу вслед за великим повечерием совершается праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией, частью богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино. Затем совершается богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. На утрени читается отрывок из Евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.К утрени присоединяются «часы» (краткие богослужения, состоящие из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное Всенощное бдение. Оно займет около полутора часов.

Вы поймете, что Всенощное бдение закончилось, потому что после священник возгласит «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Так начнется праздничная Литургия. Она продлится еще около полутора-двух часов. Если вы устанете, можете уйти с Литургии.

Да хранит вас Господь Своей благодатью, да благословит вас Младенец Христос!

Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола?

Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале.

Часть І.

Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений

И первый вопрос в связи с этим - зачем нужны такие долгие службы?

История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога (Деян. 2,44) . Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно – пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах.

Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания.

В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину – разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало (разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются).

За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее?

Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен». Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу.

Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении.

Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен…

А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях?

С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном.

Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня.

В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально.

В этом году, слава Богу, было полегче.

Что особенно впечатлило в этот раз - физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники.

И это - основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем.

Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли.

Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, - к сожалению, меньшинство. А основная масса - это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий.

А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость - прославлять Бога!

В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…

Часть ІІ.

- Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то