Валерий мулявин сын. Настоящая фамилия Мулявиных - Курман, а главным ругательством в доме было слово «Лидия! Владимир Мулявин - Наши любимые

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Его предки были довольно зажиточными сибирскими купцами, держали свои магазины и получили хорошее образование, но с приходом советской власти были раскулачены. Отец Владимира Мулявина, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш», хорошо играл на гитаре, обладал музыкальным талантом, но рано ушёл из семьи к другой женщине, и матери Владимира, Акулине Сергеевне, пришлось воспитывать одной троих детей – старшего Валерия, Владимира и Наташу. Впоследствии Владимир Мулявин вспоминал, что мать почти не видел, так как ей приходилось много работать. Ее зарплата швеи была очень маленькой, чтобы обеспечить семью Акулине Сергеевне приходилось много работать и поэтому дети росли самостоятельными. Позже Владимир Мулявин рассказывал: «Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет».

Владимир рано пристрастился к музыке, ещё в детстве ему довелось побывать в театре на показе оперы «Травиата», и его родные позже вспоминали, что маленького Володю буквально потрясло увиденное им восхитительное театрально представление. Он всё время спрашивал: «Где же такая страна? Где же люди такие живут?». В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать, играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах.

Позже Мулявин рассказывал, что ему очень повезло, и он встретил настоящего учителя. Им стал выпускник Харьковского института культуры и бывший политзаключённый Александр Иванович Навроцкий. Он был необычайно талантливым музыкантом-педагогом и первым разглядел в Мулявине не только настоящий самобытный талант, но и потрясающую работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и результатом такой усердной работы стало поступление Мулявина в Свердловское музыкальное училище в 1956 году. Там он учился по классу гитары, остальные инструменты осваивал самостоятельно, при этом отлично играл даже на пианино. Там же он создал свою группу, игравшую джаз, и вскоре был отчислен из училища за «преклонение перед западной музыкой». Вместе с ним из училища были отчислены еще девять человек - все участники той группы. Но педагоги понимали, что Владимир Мулявин был удивительно талантливым учеником, и вскоре он снова смог вернуться в училище.

В 1965 году Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал уча-стие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» - это Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Валерий Яшкин и Александр Демешко. Вспоминал Владислав Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим аранжировщиком!».

Увлечение джазом осталось страстью Мулявина на всю жизнь. Несмотря на строгие запреты того времени и недовольство руководства «увлечением западной музыкой», Владимир преклонялся перед талантом Джо Кокера и других зарубежных джазовых музыкантов. Уже в зрелом возрасте ему удалось побывать на концерте Кокера в Дортмунде. Му-лявин долго находится под впечатлением того, как двадцатитысячная толпа была единым целым, и как музыкант «держал» публику своим талантом. Впрочем, и сам Мулявин в полной мере владел этим даром. Народный артист республики Беларусь Александр Тиханович рассказывал о Мулявине: «На всю жизнь сохранилась в нём какое-то детское восприятие мира, какая-то наивность, доверчивость, открытость миру … Этот свет в глазах, эта распахнутость души …».

В 1968 году музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны», но это название не очень понравилось руководству филармонии. Лявон был комедийным персонажем белорусского фольклора. Так назывались белорусы, по аналогии с украинцами-хохлами и русским-иванами. Самим музыкантам название тоже не очень пришлось по душе. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич пошли в библиотеку и в стихах народного поэта Беларуси Янки Купалы нашли слово «песняр». Причем произведения этого белорусского классика чрезвычайно интересовали самого Мулявина, томик его стихов всегда был под рукой музыканта.

По признанию самого Мулявина, как только они стали «Песнярами», в их жизни многое сильно изменилось, особенно много дали группе поездки в глубинку, где сохранился белорусский фольклор в первозданном истинном виде. Именно Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали пер-вой группой, с которой начался жанр ВИА».

Впервые ВИА «Песняры» громко заявили о себе в 1970 году на четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. Руководство Минской филармонии отпускать коллектив в Москву не очень хотело, ставка делалась на жену Мулявина – Лидию Кармальскую. В то время для артистов эстрады существовали строжайшие правила, у них не должно было быть длинных волос, усов и бород, им полагалось выступать в строгой одежде. Белорусские музыканты этим стандартам совсем не соответствовали, их «патлатые» головы, знаменитые мулявинские усы и цветные костюмы никак не могли понравиться столичному руководству. Но Мулявину удалось убедить все руководство, что внешний вид коллектива – это часть образа и часть народного белорусского костюма.

На фестивале «Песняры» произвели настоящий фурор исполнением белорусской народной песни «Ты мне весною приснилась». Публика была поражена звучанием забытой, а многим и вовсе неизвестной народной белорусской песни. Восхитительный вокал и безупречная музыкальная аранжировка сделали «Песняров» известными за несколько минут.

За всё время существования ансамбля в нём сменилось более полусотни музыкантов. Главным условием, которому они должны были соответствовать, был талант. Без яркого, безусловного и сильного таланта попасть в группу было невозможно. От своих талантливых музыкантов Мулявин требовал стопроцентной отдачи. Леонид Борткевич вспоминал: «Мы были как солдатики – вправо, влево, смотри сюда, встань туда … Иногда такие высокие ноты брал – кажется, уж куда лучше! А он недоволен, плохо! И в конце концов выяснялось, что он прав. Он был учителем, настоящим, от Бога». Но это не помешало Борткевичу в 1980 году покинуть своего учителя и уехать в Америку вместе с женой, гимнасткой Ольгой Корбут. Но жизнь за границей у него не задалась, и он вернулся на Родину уже в начале нового тысячелетия, на закате «Песняров», и даже не ожидал, что Мулявин вновь предложит ему петь песню «Берёзовый сок». Зал встречал «блудного сына» стоя, бешеными овациями.

В 1970-х годах «Песняры» переживали самый расцвет своей славы, их обожали, приглашали во все города Советского Союза, и руководство страны было обеспокоено столь высокой популярностью ансамбля. Из двух путей – придушить группу или приручить – был выбран второй. Партийная элита стала использовать «Песняров» в своих целях. Но и сам Мулявин использовал политиков. С их помощью он улаживал бытовые и прочие проблемы ансамбля, добывал редкие и дорогие инструменты, добивался хороших условий на концертах. С властью музыкант не боролся, но на компромиссы в творчестве не шёл. Он пел патриотические песни без фальши и пафоса, искренне и как всегда – талантливо. Бари Алибасов рассказывал: «Мне никогда не нравились все эти патриотические песни, написанные «по спецзаказу», всё это было слишком неискренне и наигранно … Но я не чувствовал никакого отторжения, слушая Мулявина. Даже зная, что и «Берёзовый сок», и «Молодость моя – Белоруссия» были написаны по приказу «сверху», эти песни было приятно слушать».

Мулявин обладал не только талантом аранжировщика, не только играл на всевозможных инструментах, он обладал уникальным, чистым и высоким тенором. Получив минимальное музыкальное образование, практически не учась вокалу, он тонко чувствовал и слышал музыку. Мулявин мог по много раз заставлять своих музыкантов перепевать одну и ту же ноту, добиваясь идеального звучания. Иногда это выглядело, будто бы он придирался, требуя невозможного, но на самом деле он не выносил фальши, не терпел ни единой неправильной ноты. Для Мулявина музыка была чем-то большим, чем просто сочетанием аккордов – он был с ней единым целым, сливался с песнями. Талантливых исполнителей для «Песняров» он находил везде – в других группах, ресторанах, порой ему достаточно было случайно услышать человека для того, чтобы потом пригласить его в группу. Причем, он не просто звал в группу – он ставил перед фактом, что музыкант дол-жен прийти на репетицию. Так попали в ансамбль Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. «Песняры» в середине 1970-х годов были уже настолько популярны, что попасть в группу считалось невероятным везением. Но самые большие требования Мулявин предъявлял к самому себе, остальные участники группы автоматически подтягивались до его уровня. Владимир не мог себе позволить небрежного отношения к зрителям, не позволял себе недоработать, народную любовь он отрабатывал на сто процентов. Но все-народная и даже всемирная слава не могли заставить Мулявина заболеть «звёздной болезнью», он по-прежнему был скромным, весёлым и простым человеком. Муля – называли его коллеги, родные и близкие.

Спустя десять лет после неожиданного взлёта «Песняров» один за другим из коллектива начали уходить те, с кем Мулявин начинал работать. Вначале покинул коллектив Борткевич, а вслед за ним и Анатолий Кашепаров, у которого экзамены в ГИТИСе совпадали с выступлениями ансамбля, и он выбрал дипломный спектакль. Вскоре вслед за Борткевичем он покинул страну, и уехал в Америку. Там Кашепаров открыл пиццерию и занялся бизнесом. В 1999 году во Флориде он встретил Мулявина, и они вместе разговаривали о новых проектах. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1981 году покинул ансамбль Леонид Тышко, а в 1988 году – балагур и «скоморох» Александр Демешко. Распад коллектива происходил постепенно, Мулявин несколько лет старался спасти люби-мое «детище», но тщетно. Люди, которые боготворили своего руководителя, разделяли с ним славу, не смогли поддержать его в сложный период, и не смогли остаться с ним. Позже музыканты обвиняли Мулявина в том, что он перестал заниматься группой, и у нее было мало концертов. Но в 1990-е годы концертов было мало у всех. Мулявин же, при-давленный грузом ухода близких людей, проблемами в группе, всё больше уходил в себя. За всё время существования «Песняров» - более тридцати лет – Мулявин написал более десяти неповторимых, уникальных и талантливых музыкальных программ. Но в последние годы существования группы новых песен они уже не исполняли, ездили со старым, привычным и любимым народом репертуаром.

С 1985 года Мулявин написал много песен, несколько рок-опер и музыкальных программ, но ни в Белоруссии, ни в России их не услышали. Последний диск с новыми песнями был записан им в 1994 году в Голландии. Тем временем в родном Минске музыканты существовали в нищенских условиях, репетировали в двух комнатах школы-интерната для глухонемых детей, со старыми инструментами. В 1997 году, когда сломался единственный студийный магнитофон, Мулявин написал резкую записку в министерство. Ответом стал приказ об отстранении Мулявина от должности директора ансамбля. Мулявин оставался на должности художественного руководителя, а должность директора занял бывший участник группы Владислав Мисевич. Мулявин говорил, что очень устал и не хочет жить, а артисты эстрады подписали просьбу президенту Лукашенко разобраться с ситуацией. Мулявина восстановили в должности, но вслед за Мисевичем ушли и остальные музыканты. Мулявин остался один, и набрал коллектив заново, после чего тридцатилетие группы было отпраздновано концертом в «Олимпийском» и закладкой звезды Мулявина на Аллее Славы. В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины. Но, несмотря на славу и множество поклонников, Владимир Мулявин всю жизнь был очень одиноким человеком, он сам говорил, что вне творчества он скучный, погружённый в себя человек. Возможно, единственным по-настоящему близким человеком был брат Мулявина Валерий, так рано погибший.

14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию, в результате кото-рой получил тяжелейшие травмы. Врачи поставили ему диагноз «тетрапарез, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, закрытый перелом-вывих шестого позвонка, ушибленная рана затылочной области». Мулявин попал в реанимацию, вскоре из Минска Мулявин был переведен в Москву в больницу имени Бурденко, где проходил курс реабилитации, пытался сам есть, двигал руками, делал попытки встать. Мулявин мечтал вернуться в коллектив, его даже посетили журналисты и взяли интервью. Леонид Борткевич рассказывал: «Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…».

Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске.

Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Нехватка запятых, дефицит точек, неровный почерк на листочке в линеечку. Скупые факты из жизни человека, популярность которого в Советском Союзе в следующие несколько десятилетий будет феерической: «Я, Мулявин Владимир Георгиевич, родился 12.01.1941 г. в Свердловске в семье рабочих. С 1945 года воспитывался без отца. В 1946 приехал в Магнитогорск к дяде. Здесь я окончил 9 классов. Музыкой я стал заниматься 1950, занимался на гитаре у педагога-частника. В 1955 приехал в Свердловск и поступил в музучилище, где учился 2 года. С 1957 начал работать...». Дата - 9 октября 1958 года. Подпись - В. Муля...

Автобиография 17-летнего Володи Мулявина, будущего создателя легендарных «Песняров», много лет хранится в архиве Томской филармонии. Вместе с приказами о приеме на работу и увольнении. О том, что такие документы существуют, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы не минская журналистка Ольга Брилон, которая в процессе подготовки к 75-летию со дня рождения Владимира Мулявина установила, что он в конце 50-х работал в Томске.

Из приказа: «Зачислить тов. Мулявина Владимира Георгиевича в эстрадный сектор гитаристом с 1 октября 1958 года на условиях трудового соглашения. Директор Томской Облфилармонии - В.Цейтлин».

Виктор Цейтлин, возглавлявший Томскую Облфилармонию с 1948 по 1964 год, потребность в кадрах испытывал острую. При нем в филармонии играли три оркестра - симфонический, духовой и эстрадный, выступали цыганский ансамбль и сразу несколько эстрадных бригад, пели солисты-вокалисты, развлекали людей аттракционы, мюзик-холл, цирковые программы. Причем, программы обновлялись еженедельно. Газета «Красное знамя» вспоминает: «Музыканты ехали в Томск охотно, зная, что здесь будет интересная и денежная (!) работа... Виктор Соломонович обладал безошибочным чутьем на всякого рода халтуру, умел заметить талант в молодом исполнителе, поддержать, дать старт в будущее...»

В феврале 1959 года в книге приказов по Томской филармонии появилась новая запись: «Зачислить Кармальскую Лидию Алексеевну в эстраду артисткой оригинального жанра с 20 февраля на основаниях трудового соглашения». Здесь начинается первая глава любовного романа двух невероятно талантливых людей. Этот факт долгое время оставался неизвестным не только для всех биографов Владимира Мулявина, но и для его дочери от брака с Лидией Кармальской - Марины. Вот, что она рассказывала журналу «Иные берега» в 2011 году о детстве и юности отца:

«Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области.

В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на три года».

То, что Лидия Кармальская была красавицей, мастером художественного свиста и старше Владимира Мулявина - чистая правда. Только, выходит, познакомились они не на одном из концертов, а в Томской филармонии. Служебный роман развивался стремительно. Паре хватило полугода, чтобы понять: их отношения - это всерьез и надолго. Вместе с эстрадным ансамблем они побывали в Курганской, Челябинской, Тюменской областях, ездили по городам Томской области на гастроли, где и проверяли крепость своих чувств. В том же, 59-м, году зарегистрировали брак.

На фото: Владимир Мулявин и Лидия Кармальская крайние справа

Приказ об увольнении пары Виктор Цейтлин подписал в августе 1959 года: «Освободить от работы в филармонии артистов эстрады с 1 августа 1959 года: Мулявина В., Кармальскую Л. согласно поданному заявлению».

С этого момента дороги будущего «песняра» и Томска разошлись. На 15 лет. На место талантливого гитариста и его супруги в Томскую филармонию пришли другие молодые исполнители. А пара, пожив какое-то время на Урале, переехала в Белоруссию.

«После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск, - вспоминает Марина Мулявина в журнале «Иные берега». - Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой – там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь».

И Владимир Мулявин остался. Влюбился в белорусскую природу, белорусский фольклор, создал группу и написал песни, которые уже полвека люди любят и поют. А в Томск Владимир Мулявин возвращался в 1974 году - на пике популярности «Песняров». Гастроли тогда шли с аншлагом целую неделю во Дворце спорта.

Старшая дочь музыканта Марина Мулявина и музыковед Ольга Брилон год назад выпустили шикарную книгу «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…». Здесь расставлены многие точки над «i» в истории легендарного ансамбля, в биографии его руководителя, в той роли, которую сыграла первая жена Мулявина.

Шикарный фолиант со множеством фотографий издан, к сожалению, небольшим тиражом, да и стоит соответственно. Но за год книга зажила своей жизнью. К примеру, стала первым белорусским экспонатом в новой эстрадной коллекции Московского театрального музея имени Бахрушина . В 2018-м «Недосказанное…» переиздадут, а уже 26 и 27 января книгу представят в литовских Вильнюсе и Клайпеде .

"Песняры" в зените своей славы. Фото: личный архив

Марина Владимировна согласилась поговорить с «Комсомолкой» о том, почему поведала со страниц книги о сокровенном.

К ее созданию меня подтолкнуло рождение внука. Раньше, когда я просила маму записать ее воспоминания, она отвечала, мол, успеется. Но, оказалось, времени ей было отмерено мало. Вместе с мамой ушло многое из того, что она могла бы рассказать. А когда я стала бабушкой, поняла: не вправе хранить в себе историю любви моих родителей - чистые и светлые романтические отношения. Когда мне бывает плохо, я вспоминаю маму и папу, как в детстве, - вечно целующихся, обнимающихся, счастливых и молодых.


Такими "Песняров" узнали все! Фото: личный архив

«ПАПА НЕ ПРОСТИЛ ОТЦА И ЗАПРЕТИЛ НАЗЫВАТЬ ВНУКА ГЕОРГИЕМ»

- Наверняка когда работали над книгой, узнали что-то новое о своих родителях?

Конечно! Ольга Брилон раскопала в архивах интереснейшие сведения. Например, оказалось, что идея первого ансамбля у папы появилась еще во время работы в Томске , а это конец 1950-х. Еще я была уверена, что мама ездила за папой, как декабристка, из Томска в Калининград , Кемерово , Читу , Минск . Но нет: именно мамин художественный свист был редким жанром, потому она оказалась востребованной артисткой по всему СССР , а отец долго оставался неизвестным гитаристом.


Благодаря книге нашла своих двоюродных дядьев - Илью и Михаила Мулявиных . Пообщалась по скайпу с Ильей Георгиевичем, который рассказал неизвестное для меня о семье Мулявиных. Оказалось, до начала ХХ века род носил фамилию Курман по названию деревни Курмановка, где жили старообрядцы. А когда крестьянам начали выдавать паспорта, взяли фамилию Мулявины - по названию местной речки Мулявки. Еще Илья Георгиевич отметил, что мой дед, Георгий Арсентьеви, больше был благосклонен к старшему сыну Валере, который тоже играл в первом составе «Песняров», а вот с папой был холоден. Наверное, потому с юных лет Владимир Георгиевич затаил обиду на своего отца, оставившего семью с тремя детьми. А потом будто вычеркнул его из жизни. Помню, как хотела назвать старшего сына Георгием, но папа отрезал: «Этого имени в нашем доме не будет!» Я не посмела ослушаться - назвала первенца Павлом. Тем не менее Владимир Георгиевич виделся со своими родственниками по отцу, однажды - с братом Ильей. Но это были, судя по всему, довольно скованные встречи.


- Вы говорили, что в книге восстановлена историческая справедливость в отношении Лидии Кармальской.

Вместе с папой мама проработала 16 лет. Из них пять - в «Песнярах»: мама была на сцене до седьмого месяца беременности моим братом Володей - до мая 1974 года. Помимо того что она вела концерты, у Лидии Алексеевны был сольный выход с тремя номерами, а «Песняры» ей аккомпанировали. Сегодня об этом не вспоминают. Вообще мама была центром притяжения в любом коллективе, где работала, и никогда не становилась яблоком раздора. В тех же «Песнярах» к ней тянулись ребята, ощущали в ней опеку - даже называли Мать.


МУЛЯВИН РЕВНОВАЛ ЖЕНУ К РАБОТЕ, А ЗАВОЕВАЛ ЕЕ СЕРДЦЕ В 18 ЛЕТ

- Вы смогли определить «формулу любви» своих родителей?

Мать для отца была не просто любимой женщиной. Она стала для него и матерью, и лучшим другом, и хозяйкой дома. Всем! С ней он был защищен. Был случай, когда знакомая из мира музыки удивлялась, почему мама так носится с папой: рыбьи глаза, лысый… На что был ответ: «У него самые красивые глаза, а лысина - череп, усыпанный цветами». Простой, ничем не примечательный гитаристик? «Он та-лант-ли-вый! И у него большое будущее», - парировала мама. И для меня папа до сих пор самый красивый мужчина.


Но связала их сумасшедшая любовь отца. Мама, которая была старше папы на три года, сначала не разглядела этого 18-летнего мальчика. А он смог убедить ее в своих чувствах. Но мама быстро поняла, что собой представляет отец как музыкант. Не знаю, как она уловила, почувствовала одаренность в этом тихом, застенчивом юноше. Может, это чутье, а может, ответной любовью ей хотелось сделать из этого мальчика талантливого музыканта. Ведь она постоянно заставляла его заниматься - играть классику, писать свое. Как будто подводила к какой-то миссии. Причем порой доводилось его уговаривать, а где-то и угрожать. А еще мама повторяла: «Володя, озвучивай мысли!» Она всегда подсказывала ему решения, давала советы, к которым он прислушивался. И я тоже, кстати, часто говорю родным: «Озвучивайте мысли!»


- Как уживались в семье два творческих, а значит, амбициозных человека?

Мама умела самую острую ситуацию сгладить или обратить в шутку. Вот, к примеру, папе чаще всего заниматься не хотелось, и он в ответ проявлял характер. В нашем доме крайнюю степень его обиды и раздражения обозначало слово: «Лидия!». Был случай, когда это «Лидия!» мне особенно запомнилось. Папа ревновал маму к работе. Он служил в армейском ансамбле Белорусского военного округа, а она кормила семью, не вылезала из разъездов и почти не бывала дома. Скандал он закатил по этому поводу, когда она, приехав домой на полдня, быстро сделала все дела и собиралась снова уезжать. А папу как раз отпустили ночевать домой из ансамбля. Я проснулась поздним вечером от того, что отец визжал на весь дом и на чем-то топтался. Когда гроза прошла, мама отодвинула его, бросила в чемодан свой пострадавший шиньон и сказала: «Любовь моя, ты закончил? Я поехала!»


«ОТ ТАКИХ ЖЕНЩИН НЕ УХОДЯТ, ТАКИХ НЕ ПРЕДАЮТ»

- Наверное, вы для себя в какой-то степени осмысляли развод родителей…

Знаете, когда случился разрыв, я везла мамино согласие на развод папе в тетрадке с нотами рок-оперы «Песня пра Долю». И тогда я заняла сторону отца, ничего не зная об его изменах. Мама стала для меня врагом номер один. Я злилась за то, что она не сохранила семью, разрешила ему уйти, отпустила его. Зная маму, я и тогда, и сейчас думаю: все могло быть по-другому, стукни она кулаком, встряхни его - так случалось не раз за их совместную жизнь. Но потом я узнала, что у отца есть женщина, Светлана Слизская , которая стала его второй женой. Мама отпустила его к ней, посчитала, что не сможет дать ему той новизны чувств и отношений, которых ему тогда хотелось. Она уступила, потому что устала бороться - не столько с ним, сколько с собой.


И теперь я понимаю, что произошло одним теплым вечером, когда беременная Володей-младшим мама, папа и я (мне было 13 лет) не торопясь шли из кинотеатра с позднего сеанса. Мы с мамой обсуждали фильм, папа молчал. Когда впереди замаячил подъезд, со словами «Что-то вы, девчонки, слишком медленно идете. Пробегусь-ка я вперед!» он скрылся в дверях. Несколько минут спустя мы заходим домой, а в квартире никого - папа убежал через балкон нашего первого этажа. Мама тогда сказала, мол, наверное, пошел на репетицию в филармонию - такое бывало у «Песняров». Но глаза у нее были грустные, она уже знала о новом романе.


Конечно, мама замечала изменения в их отношениях. Но она старалась быть мудрой, смотреть на все с чувством юмора. А ведь знала мама и о другом романе отца, который начался еще тогда, когда она сидела в декрете со мной. Этой женщиной была исполнительница цыганских романсов Валентина Пономарева . Но семья тогда удержалась: мама слишком любила папу, и пока эта любовь была сильной, отец держался за нее.


- Не спасло семью и рождение вашего брата…

Да, когда появился на свет Володя, мама отдала часть своей любви ему. Кстати, она сама выбрала имя - назвала сына в честь отца. Папа очень радовался рождению Мулечки, так мы называли Володю-младшего. Он ведь и уговаривал 36-летнюю маму, несмотря на предостережения врачей, родить второго ребенка - так мечтал о сыне. Но как раз тогда он стал отдаляться, ощутил свободу от обязательств по отношению к нашей семье.


Володя был совсем крошкой, когда развелись родители. И когда вырос, папа не баловал его своим вниманием. А ведь брат унаследовал и внешность отца, и его характер - мягкий, отзывчивый, ранимый. Даже покапризничать любил, чтобы потом его пожалели, в точности папа! И при этом он был трудоголиком, часами занимался на скрипке. Когда Мулечка сломал руку, вынужденно перевелся на альт. Но спустя какое-то время его педагог Владимир Перлин (кстати, папин сослуживец в армии) не раз говорил: такого альтиста белорусская земля еще не рождала - талант, сопоставимый по уровню с Юрием Башметом . А папа сказал Перлину после одного из концертов с участием Володи: «Он давно меня переиграл».

Мама привила Володе чувство огромного уважения и любви к отцу, но для брата не прошло бесследно то, что папа его предал. Я сама себе пытаюсь ответить на вопрос, почему папа не извлек уроков из своего прошлого. Ведь он сам не смог простить своего отца за такое же предательство к его семье. Но не мне судить. А во снах папа и брат всегда приходят ко мне вместе счастливые, улыбающиеся. Хотя отсутствие Володи на земле я до сих пор принимаю на свой счет. Мне все кажется, что это я упустила его, что-то недосмотрела. Хотя и понимаю: у каждого свой выбор. Володя сделал его в пользу страшного порока. Но в жизни, это правда, его много предавали, а это ломало его психику. Чего стоило одно только его отстранение от концерта на 40-й день после смерти папы. Нашелся влиятельный человек, ненавидевший брата, который под угрозой скандала запретил ему выходить на сцену.


Лидия Кармальская постоянно выступала с "Песнярами", начиная еще со времен филармонического ревю "Лявониха". Фото: личный архив

- Как складывалось общение Владимира Георгиевича и Лидии Алексеевны после развода?

Первые пару лет, когда папа еще был влюблен в Светлану Слизскую, он приходил к нам нечасто. За это время мама эмоционально успокоилась. Но продолжала любить отца, не погасила свое чувство, жила воспоминаниями. А потом папа стал чаще приходить к ней - родители были близки до последних дней мамы. Еще я уверена, что между ними существовала какая-то невероятная связь. Когда в 1978-м папа попал в первую автокатастрофу, мама, ничего не зная, сказала мне: «Марина, я не могу, мне плохо! Что-то с отцом». Позже мы узнали: да, в тот день он разбился под Пуховичами. А когда умерла моя бабушка Катя, мамина мама, к нам неожиданно пришел папа, ничего не зная о случившемся. Однажды папа заглянул к нам, и я заявила: буду поступать в театральный. Родители переглянулись, встали и легли на порог входной двери: «Сможешь переступить через нас? Ступай!»


ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Мулявина надломило убийство брата

Почему-то я уверена: находись рядом его старший брат Валера, с которым папа был очень дружен, развода не случилось бы, - говорит Марина Мулявина. - Но 34-летнего Валеру убили (хотя официальная версия - несчастный случай, но в нашей семье в нее никто не верил) за два года до их расставания во время гастролей «Песняров» в Ялте


КСТАТИ

«Если обидишь Лиду, знай, что обидел меня»

Владимир Мулявин рассказывал дочери, что его мать, Акулина Сергеевна, поначалу не особо тепло приняла жену сына, когда он привез Лидию рожать в родной Свердловск , а сам уехал работать. Но всем колкостям свекрови в свой адрес Лидия не придавала значения, успевая за день с маленькой Мариночкой сделать еще и все необходимое по дому. Постепенно отношение семьи Мулявиных к невестке улучшилось, и когда Акулина Сергеевна слегла с онкологией, допускала заботиться о себе только Лиду


НЕ ПРОПУСТИТЕ!

12 января в Белгосфилармонии - традиционный концерт в день рождения музыканта. Вести его будет соавтор книги «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…» музыковед Ольга Брилон. В этот вечер состоится презентация документального фильма «Пясняр. Сэрцам і думамі» режиссера Владимира Орлова , а Национальный академический народный оркестр им. Жиновича покажет восстановленную программу «Вянок» Владимира Мулявина на стихи Максима Богдановича.

Буктрейлер книги о Владимире Мулявине и Лидии Кармальской, сделанный по идее Ольги Брилон Георгием Дагаевым и Ириной Голубцовой (Тула). Видео: Ирина Голубцова

12.01.2017 - 20:17

Новости Беларуси. Сегодня ему исполнилось бы 76. Владимир Мулявин, народный артист СССР и Беларуси, еще при жизни стал настоящей легендой. 12 января Белгосфилармонии прошел концерт-воспоминание.

«Александрына», «Завушніцы», «Чырвоная ружа» – на этих песнях выросло не одно поколение. А его ансамбль «Песняры» – национальная гордость и настоящий бренд нашей страны. О жизни гениального исполнителя и композитора на сцене и за кулисами – в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Анастасия Бенедиюк, СТВ:
У вас календарь отрывной и здесь как раз-таки 12 января 2017 года. То есть получается, что время здесь не замерло?

Валерий Мулявин, сын Владимира Мулявина:
Кабинет живет. Люди здесь появляются, приезжают папины коллеги.

Папины коллеги и он. В октябре 2016 не стало вдовы Мулявина, основателя и директора музея Светланы Пенкиной. Теперь все заботы на плечах Валерия Владимировича. Но ноша, признается сын легендарного песняра, по силам. Каждый предмет, фотография – он вырос среди этого.

Вот снимки семейного отдыха: Греция, Индонезия, Франция. Чуть поодаль скульптура, привезенная Мулявиным-старшим из месячного тура по Африке, а этот экспонат уже из Индии. Между ними та, которой никогда не было на голове у маэстро – хрустальная рок-корона. Посмертно. Как будто в ожидании творца стоят на пианино нотные листы.

Валерий Мулявин:
Пианино, на котором папа все время играл. Утром в 5, в 6 его можно было здесь увидеть в филармонии. Он не любил будить домашних, приезжал сюда и репетировал.

И здесь же, в филармонии, уже в который раз без самого виновника, отмечают день рождения поэта. По традиции за несколько часов до праздничного гала-концерта двери музея все еще открыты. Музыкальное наследие, что называется, на расстоянии вытянутой руки.

Анастасия Бенедисюк:
Владимир Георгиевич часто говорил: дом творца там, где он творит. Именно в стенах Белгосфилармонии появились «Песня про долю», «Через всю войну», «Во весь голос», «Гусляр». И вот по бульвару Мулявина меломаны со всей страны идут сюда. В доме творца сегодня многолюдно.

На сцене ансамбль, творческий путь которого неразрывно связан с Мулявиным. В зрительном зале те, кто наизусть знает и «Александрыну», и «Завушніцы» с «Калядачкамі», и «Чырвоную ружу» со «Слуцкімі ткачыхами». Поют в унисон с, кажется, бессмертным солистом и композитором. А еще другом и «отцом».

Олег Молчан, композитор:
Мы с Владимиром Георгиевичем не один его день рождения провели вместе. Мулявин проводил его скромно, но все вокруг отмечали это всегда очень пышно.

Валерий Скорожонок, экс-солист ансамбля «Песняры»:
Как раз на день рождения, 12 января, сольный концерт. Авансцена была полностью уставлена цветами, шампанским, коньяком. Вот так люди уважали Владимира Георгиевича Мулявина.


Герой без имени и фамилии, он просто Песняр – но мы-то знаем! Легендарный спектакль о Мулявине в его день дают 12 января в Русском театре. И наверняка звучит «Молитва» в оригинальном исполнении.

Форум молодых композиторов стран СНГ примет Молодечно: что ждёт участников?



Новости Беларуси. Талантливых музыкантов из стран СНГ ждут в Молодечно. В апреле здесь пройдет форум молодых композиторов, сообщили в программе «Минщина» на СТВ.

По традиции около 30 юношей и девушек соберет под своей крышей музыкальный колледж им. Михаила Огинского. В течение 10 дней таланты будут посещать мастер-классы от своих старших и опытных коллег. Уже сейчас учащиеся колледжа серьезно готовятся к мероприятию, чтобы представить свою малую родину на высоком уровне.

Григорий Сорока, директор Молодечненского музыкального колледжа имени Михаила Огинского, руководитель симфонического оркестра:
Удзельнічаюць і нашы маладыя кампазітары, асабліва студэнты Беларускай акадэміі музыкі, Гродна, Бярэсце і іншыя гарады. Прыязджаюць некаторыя проста вольныя слухачы глядзяць, вучацца. А некаторыя ўжо ўдзельнічаюць як члены гэтага форума. Ім потым уручаюцца дакументы аб тым, што яны з"яўляюцца членамі гэтага форума.

Итоговым испытанием для юных музыкантов станет создание композиции на предложенную тему и стих. Аккомпанировать творцам будет симфонический оркестр Молодечненского колледжа.

  • Читать еще

Светлана Пенкина — популярная советская актриса, получившая известность, после роли в кинофильме «Хождение по мукам».

Рождение звезды

Будущая актриса родилась 6.06.1951 года в столице Белорусской ССР. Отец – А. П. Пенкин (полковник) и мать – В. Е. Пенкина (преподаватель) не имели никакого отношения к миру искусства.

Однако это вовсе не помешало им развить в своих детях тягу к кинематографу и театру.

Первая высота

С ранних лет, обладающая незаурядной внешностью Света, лелеет мечты о большой сцене. Тем более, что у глазастенькой девчушки оказался природный актерский талант.

Родители не стали препятствовать счастью своего темпераментного ребенка и сразу же после окончания школы, Светлана пошла учиться в академию искусств, расположенную в ее родном городе.

Одаренная девушка попала в группу бывшего руководителя вуза, Александра Бутакова.

Дебют

В 1971 году был творческий дебют в биографии Светланы Пенкиной. Она сыграла роль в кинокартине С. Третьякова «День моих сыновей», являясь студенткой театрального вуза. И практически сразу, юная актриса снялась к киноленте «Могила льва». И после этого, в течение четырех лет Светлана не снималась в кино.

Снова в строю

После длительного перерыва, актриса с головой уходит в работу и поражает режиссеров своей трудоспособностью.

В 1975 году Светлана снялась в кинокартине Х. Какабаева «Цвет золота» (Зоя).

И почти сразу же актриса получила роль в короткометражном фильме В. Станкевича «У синей бухты».

Роль, подарившая славу

Когда Светлане исполнилось 26 лет, В. Ордынский пригласил ее в свой тринадцатисерийный проект «Хождение по мукам». Кинолента является экранизацией одноименного романа А. Толстого. (это была ее дипломная работа).

Девушка блестяще сыграла роль Кати Булавиной и, как говорится, проснулась знаменитой. Хрупкая, утонченная и невероятно грациозная Светлана перевоплотилась в свою героиню и сразу же завоевала любовь советского зрителя.


Фото: Светлана Пенкина в фильме «Хождение по мукам»

Сериал завоевал большую популярность, во многом, благодаря прекрасному актерскому составу: , А. Лазарев и мн. др.

После выхода киноленты на экраны, Светлана стала очень востребованной актрисой. Известнейшие режиссеры предлагали ей роли в своих фильмах, однако новоиспеченная звезда очень часто отказывалась.

После «Хождений по мукам» Пенкина снялась в фильмах «Пыль под солнцем», «Приказ номер один».

Новые высоты

Музыкальная кинокомедия «Берегите женщин» сразу пришлась по душе советскому зрителю и стала хитом проката. Актриса сыграла одну из главных ролей (Ольга) и ряды ее поклонников пополнились. Не лишним будет добавить, что эта кинолента пользуется популярностью до сих пор.

В 1982 году известная артистка снялась в киноленте «Солнечный ветер», где рассказывается о девушке-ученом Лидии. После выхода киноленты, Светлана уходит в декретный отпуск, чтобы воспитывать своего маленького сына. На протяжении трех лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Когда Светлане исполнилось 34 года, она сыграла в телевизионном сериале «Грядущему веку»(Вика).

Больше актриса не снялась ни в одном фильме. Однако актрису можно было увидеть в роликах новостей или документальных проектах.

Личная жизнь

Светлана не обнародовала свою личную жизнь, находясь в активном поиске. Все дело в том, что актриса мечтала о надежном муже и детях, а многочисленные поклонники не подходили для создания семьи.

Она была очень красивой девушкой, но до 30 лет оставалась свободной.


Фото: Светлана Пенкина с мужем и ребенком

Когда проходила переозвучка реплик в киноленте «Хождение по мукам», С. Пенкина познакомилась с мужским коллективом «Песняры». Ребята записывали новый хит в соседней студии звукозаписи и случайно столкнулись с очаровательной актрисой.

Именно тогда судьба свела Свету с будущим супругом, руководителем «Песняров», музыкантом Владимиром Мулявиным.

Светлана была моложе дважды разведеного Мулявина на 10 лет, но ее это ничуть не смущало. Когда на экраны вышел фильм «Берегите женщин» (1981), мужчина сделал предложение своей избраннице. Светлана ответила согласием и вскоре молодые люди сочетались законным браком.

Уже во время бракосочетания, девушка не захотела менять фамилию. Но чтобы не обидеть любимого, Светлана взяла двойную фамилию (Пенкина-Мулявина).

Как рассказывают очевидцы, при знакомстве Светлана всегда представлялась, как Светлана, жена Владимира Мулявина.

Фото: Светлана Пенкина с мужем Владимиром Мулявиным

В 1982 году у пары родился сын Валерий. Ради него Светлана оставила кинематограф на три года и самозабвенно меняла пеленки, готовила кашки.

Семейная жизнь приносила супругам много радости, ведь их брак был построен на взаимной любви. Светлана практически не ссорилась с мужем и даже в самых спорных ситуациях готова была искать компромиссы.

Совместная работа над проектами сближала, а поездки на отдых, выступления и воспитание сына приносили ни с чем несравнимую радость.

В 1987 году Владимир и Светлана работали над спектаклем «Во весь голос», который был поставлен по мотивам произведений .

Весной 2002 года горячо любимый супруг Светланы попал в чудовищную автокатастрофу. На протяжении семи месяцев врачи боролись за жизнь мужчины.

После смерти Владимира, был основан музей ансамбля «Песняры».

Причина смерти

Светлана Пенкина-Мулявина прожила интересную жизнь и скончалась в 65 лет, пережив своего супруга на четырнадцать лет.

В течение нескольких дней женщина не звонила своему сыну и не отвечала на его звонки. В конце концов, обеспокоенный Валерий приехал в квартиру матери и нашел ее бездыханное тело.

Фото: памятник светлане пенкиной

После вскрытия стала известна причина смерти – остановка сердца. Однако, почему-то уголовное дело все же завели.

Официальная дата смерти актрисы – 20.10.2016 года. Похоронили Светлану Пенкину в столице Белоруссии, на Восточном кладбище.

Ее фотография помещена на стенд лучших выпускников БГАИ.

Избранная фильмография

  • 1971 - Могила льва
  • 1974 - Хождение по мукам
  • 1977 - А у нас была тишина…
  • 1981 - Берегите женщин
  • 1982 - Солнечный ветер
  • 1985 - Грядущему веку

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то